Целостность, композиционная слаженность построения плаката
Скомпоновать шрифтовой плакат или создать его композицию - значит сочинить или собрать из отдельных элементов и частей единое целое.
Скомпонованный плакат - это такой плакат, в котором в единое целое удачно связаны все составляющие его части и отдельные элементы, ничто не беспокоит глаз и создается впечатление полной гармонии. Нескомпонованный плакат - это плакат дробный, с несоразмерными частями и случайными элементами. Своими низкими художественными качествами он вызывает зрительную неудовлетворенность. Целостность, композиционная слаженность построения плаката как раз и отвечает чувству эстетического удовлетворения человека.
Композиция - это творческая сторона деятельности художника-дизайнера. Конечно, существуют определенные принципы, общие закономерности, пользуясь которыми можно сознательно корректировать свою работу, добиваясь наиболее приятных для глаза пропорций, гармоничности построения. Однако заметим, что нет раз и навсегда установленных отношений и пропорций, которые гарантировали бы наилучшие эстетические качества.
Опыт показывает, что для зрительного восприятия одной из благоприятных является пропорция так называемого золотого сечения. Это - отношение отрезков прямых, фигур, тел, основные размеры которых относятся друг к другу как 1:0,618, или при делении целого на две неравные части большая из них так относится к целому, как меньшая к большей. Такая пропорция безусловно гармонична, но не является единственной и представляет собой лишь частный случай геометрической пропорции. Античные художники, а затем художники эпохи Возрождения строили свои произведения на геометрических закономерностях. Капитальные шрифты в своей основе также имели геометрически закономерные пропорции. Вспомним хотя бы соотношение основных и вспомогательных штрихов этих шрифтов — 3:2, очень близкое к золотому сечению. Во все времена наиболее распространенной формой композиционного равновесия в эпиграфических надписях, на деталях архитектуры, в книгах была симметрия, которая достигалась равноудаленным расположением строк относительно осевой линии или вокруг центральной точки. И теперь симметрия как наиболее привычная форма равновесия широко применяется в шрифтовых работах.
Рис. 22.
а) пропорция золотого сечения найденная математически, как 1:0,618;
б) геометрическое построение прямоугольника в пропорции золотого сечения ;
в) предельно благоприятная для восприятия
пропорция сторон
На рис. 22 б. показано нахождение прямоугольника геометрическим путем большего отрезка АС в пропорции золотого сечения по отношению к меньшему АВ и построение прямоугольника с золотым соотношением сторон. Для этого нужно по меньшему отрезку АВ построить квадрат. Сторону АВ разделить пополам. Из точки О радиусом, равным диагонали полуквадрата, провести дугу до пересечения с продолжением линии АВ. Точка С даст нам отрезок АС, который и явится большей стороной прямоугольника в пропорции золотого сечения по отношению к меньшей стороне (немногим более 3:2). Достаточно благоприятен для зрения и другой прямоугольник (рис. 22 в). По сравнению с золотым сечением он выглядит несколько коренастее. В пределах подобных прямоугольников находятся существующие форматы бумаги, книг и плакатов, выпускаемых массовым тиражом. Ширина текстовой части, симметрично располагающейся в плакате с золотым соотношением сторон, может относиться к ширине листа как 0,618:1. В нашем примере (рис. 22 6) она равна отрезку ВС, так как отрезок ВС имеет золотое пропорциональное соотношение с АВ. При этом если верхнее и боковое поля принять за единицу, то нижнее поле должно быть шире — до 1,5. Это придаст зрительную устойчивость блоку текста на листе.
Если текст компонуется в две и более строки одинаковыми по высоте прописными буквами, то междустрочное расстояние тоже может соотноситься с высотой букв как 0,618:1 или 2:3 и не более как 1:2.
Современные тенденции в выборе формы плакатов проявляются в том, что наше представление о гармоничности пропорций несколько видоизменилось. Так, например, мы воспринимаем гармоничными кубические и стремительно вытянутые архитектурные объемы и связанные с ними монументально-декоративные плоскости при большом по отношению к человеку масштабе.
Очень важное значение для плаката имеет понятие масштабности. В прямом смысле масштаб - это отношение размера в чертеже к действительному размеру в натуре. В художественной практике масштаб означает соизмерение (со отношение) того или иного сооружения или предмета с человеком. Это соизмерение выражается не в какой-то абсолютной величине, точном размере, а в относительной соразмерности предмета к чело век у и окружающей среде. Рассматривая плакат, мы среди прочих характеристик даем и такую: масштабный или немасштабный. Масштабность в плакате - это не только соизмерение его с чело веком и окружением, но и соразмерность всего плаката с его частями и элементами. Понятие немасштабности легко представить, если плакат, созданный для фасада здания, рассчитанный на обзор с определенного расстояния и на определенной высоте, с соответствующим размером букв, поместить в небольшом помещении. Такое крайнее несоответствие редко кто допустит. Чаще ошибаются, когда, выполняя плакаты интерьерных размеров, помещают их на открытом пространстве дворов или на фасадах огромных зданий, где они просто-напросто становятся мелки, немасштабны.
Несоблюдение масштабности частей и элементов плаката с выбранным форматом (несоразмерность шрифтового поля с верхним, нижним и боковыми полями листа, несоответствие размеров шрифтов с самим плакатом и между собой, не найденное соотношение главных и соподчиненных текстов, немасштабность заголовков, инициалов, декоративных элементов и т. п.) нарушает принцип композиционного равновесия. Равновесие частей любого плаката должно вызывать зрительную устойчивость всей композиции и удобство восприятия. Если симметричным построением можно сравнительно легко добиться равновесия, то в композиции с асимметричным расположением частей такого впечатления достигнуть куда труднее, ибо никаких особых правил вычислений на этот счет не существует - только опыт, чувство и глаз художника.
Соблюдая все рассмотренные условия правильного использования ритма путем продуманного
и прочувствованного чередования частей и элементов плаката, цветового решения, художник может
создать определенное направление и последовательность - восприятия зрителем плакатов самрго различного содержания и объема.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. Изд. 3-е .М.: Плакат, 1980. С.40-105.