Тема 12. Этика и этикет. Из истории этикета
Этикет как система детально разработанных правил учтивости, относящихся к различным формам и сторонам человеческого общения и способствующих взаимопониманию людей. Принципы этикета: гуманизм, целесообразность, практичность, уважительное отношение к людям, эстетическая привлекательность поведения, уважение к традициям и обычаям своей страны и других народов, принципы законности, справедливости и т.п. Связь этикета с моральными и этическими принципами.
Этика и этикет: общее и различное. Этикет как элемент внешнего поведения человека, основанного на внутренних качествах личности. Связь этикета с нравственной полезностью тех или иных действий. Влияние этикета на формирование таких моральных качеств личности, как ответственность, дисциплинированность, гуманность. Одинаковая направленность множества форм этикета – признание и поддержание значимости, уважения человека, с которым возникает контакт. Элементы регламентированного церемониала, ритуала, правил учтивости, обхождения в различных социальных группах. Этикет и культура поведения.
Этикет как выражение противоречивой связи между этической и эстетической сторонами поведения. Вероятность ситуации, когда галантный человек оказывается подлецом, а элегантный собеседник способен «изящно» оскорбить и унизить человека.
Главное требование современного этикета – гармония внутренней и внешней культуры, когда красивые, совершенные формы внешнего поведения опираются на высокую нравственную культуру личности. Профессиональный этикет как совокупность правил, которые регулируют отношения, обеспечивающие наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Корпоративные правила как явление современной жизни.
Содержательная сторона этикета госслужащего: повседневное благожелательное и уважительное отношение к людям безотносительно к ихдолжности, материальному и общественному положению. Формы проявления законов приличия в этикете госслужащего: учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим по возрасту, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и другие простые требования непринужденности во взаимоотношениях с людьми. Совпадение этикета с общими требованиями вежливости как морального качества, характеризующего поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Основные правила вежливости административного работника: внимательность, внешнее проявление доброжелательности к людям, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт, терпимость к недостаткам других людей. Недопустимость в поведении предпринимателя грубости, хамства, проявления высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.
Этикет как историческое явление. Возникновение этикета в период зарождения абсолютных монархий. Первые упоминания об этикете (литературные тексты древнего Шумера). «Жезлы Гермеса». Сборник добрых советов «Поучения Кочемии».
Современный этикет – наследник обычаев и традиций поведения всех народов. «Дисциплина клерикалис» П.Альфонсо – первый трактат о поведении (Испания). Италия эпохи Возрождения – истинная родина этикета. Высшее развитие и совершенство этикета во Франции в период короля Людовика IV. Франция как законодательница всемирного этикета и утонченности нравов. Церемониймейстеры - знатоки всех тонкостей придворного этикета.
Проповедь Василия Великого «К юношеству» - первые письменные правила поведения на Руси (V в.). «Поучения» Владимира Мономаха (Х в.). «Домострой» (XVI в.) – принципы и правила патриархального уклада жизни. Петровские преобразования нравов и обычаев русского народа на европейский лад. «Юности честное зерцало…» - книга об этикете петровской эпохи. Французское влияние на этикетные правила в русском обществе. Роль знания правил этикета для судьбы светского человека. Народные обычаи и традиции как основа формирующегося гражданского этикета в России. Общественный прогресс как условие взаимопроникновения правил поведения, обогащения культур.