Выготский о критериях возрастной периодизации психического развития.
Выготский разделил критерии на 3 группы:
1)внешние критерии – не относятся к субъекту развития,. Не являются надежными для построения возрастных периодизаций.
2)внутренние критерии. Должны быть:1. Объективными. 2. Являются показательными для суждения об общем развитии. Выготский считал, что схемы периодизации: а)достаточно субъективные. б) для периодизации выдвигают только 1 признак.
3)психическое развитие приравнивается к биологическому развитию. Критерии, которые являются отражением собственно психического развития человека: а). Психические новообразования. Б). Социальная ситуация развития как отражение особенности психологии ребенка. В). Кризис развития.
Социальная ситуация развития – это своеобразное для данного возраста система отношений ребенка с обществом.
Внутренние процессы развития – психологические особенности ребенка данного возраста и его положение в системе отношений с обществом.
Внешние условия развития – отношение окружающих к ребенку, т.е. на сколько оно является соответствием или несоответствием его особенностям.
Психологические новообразования – Это психические, психологические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, определенное сознание человека, его отношение к среде. Кризис развития – это переходная точка между двумя стабильными периодами развития.
Характеристика критериев возрастной периодизации психического развития, принятых в советской психологии развития.
Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у Блонского и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов ( примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Периодизация психического развития человека.
Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. Отличительными особенностями многих П. п. р. являются их односторонний характер (отрыв развития личности от развития интеллекта) и натуралистический подход к психическому развитию в онтогенезе, что находит выражение в игнорировании исторически изменчивого характера периодов развития. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, психосексуального развития 3. Фрейда, развития личности Э. Эриксона, сенсомоторного развития А. Гезелла, морального развития Л. Кольберга.