В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном и Аристотелем.
Психологические знания в античности
Психологические знания имеют древнюю историю. Их накопление происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. Трудно установить точно, когда психологические знания начали применяться на практике. С древнейших времен знания о душе были связаны с религиозными и культовыми обрядами. Практический опыт знания души человека, становился своеобразным источником психологических «услуг». Таким образом, психологические трудовые функции (и их носители) существовали в обществе всегда.
Первые системы знаний о душе появились в странах Древнего Востока (в Китае, Индии, Египте), в Древней Греции и в Древнем Риме.Древние философы выражали понятием «душа» причину жизни, дыхания, познания. В китайских и индийских медицинских источниках содержался целый ряд интересных психологических наблюдений и выводов; в индийских философских школах можно было найти много глубоких психологических размышлений.
В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном и Аристотелем.
Согласно учению Гераклита(530—470 гг. до н.э.), все вещи — суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. Огненное начало в организме и есть душа — психея. Она рождается из водного состояния и в него возвращается. Душа, согласно Гераклиту, испаряется из влаги. Вновь возвращаясь во влажное состояние, она гибнет
Демокрит(460—370 гг. до н.э.) думал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.
Анаксагор(500—428 гг. до н.э.) считал мир, состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц. Их движение упорядочивается благодаря уму. Термин «ум» («нус») был одной из главных категорий древнегреческой философии, которая характеризовала упорядоченность и закономерность процессов природы и человеческого поведения.
С именем Гиппократа(ок. 460—377 гг. до н.э.) обычно связывают учение о темпераменте и его типах. Оно находило объяснение в идее соотношения в организме четырех жидкостей («соков») — крови, слизи, желчи желтой и желчи черной. Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. — жидкость). На этой основе выделялось четыре типа темперамента: холерический (с преобладанием желтой желчи), флегматический (с преобладанием слизи), меланхолический (с преобладанием черной желчи), сангвинический (с преобладанием крови).
Одним из самых замечательных мыслителей Древней Греции был Сократ(470—399 до н.э.). Об этом философе, ставшем на многие века идеалом бескорыстия, честности и независимости мысли, знают только со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал, а только вел диалоги с учениками и гражданами, побуждая их к поиску истинных знаний. Смысл деятельности Сократа состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию предметов. Обсуждался широкий круг «житейских понятий» о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Он имел в виду анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.
Два великих древнегреческих мыслителя IV века до н.э. — Платон и Аристотель создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества.
Древнегреческий философ Платон(428—348 гг. до н.э.) в своих трудах много внимания уделял изучению души. В них он дал классификацию душевных явлений. Он считал, что душа состоит из трех частей — вожделеющей, страстной и разумной. Преобладание той или иной части души у человека объясняло его индивидуальность. Процесс мышления Платоном понимался как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который стал говорить о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания. Основные идеи Платона о природе души и ее отношениях с телом изложены в его работе «Федон», которая в древности называлась «О душе». Платону приписывают учение об общих понятиях как неких совершенных абсолютных идеях, а также учение о бессмертной душе, претерпевающей последовательные перевоплощения.
Другим выдающимся мыслителем, внесшим большой вклад в развитие психологических знаний, был древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель(384—322 гг. до н.э.), ученик Платона, но отвергший теорию идей. Он считал, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем. Согласно его учению, мир состоит из множества мельчайших неделимых частиц — атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них — это атомы души. Трактат Аристотеля «О душе» стал первым специальным психологическим сочинением, в котором было создано первое систематизированное учение о психике. В течение многих веков оно оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Душа, по мнению Аристотеля — это способ организации живого тела. Душа считалась присущей всем живым организмам (в том числе растениям). Аристотель предложил научное объяснение пяти основным чувствам: зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу, а также впервые дал систематическое описание душевных явлений.