Психологические функции, определяющие психотип, в модели Майерс—Бриггс

Основание категоризации Функция. Особенности субъекта
Источник энергии (из теории К. Г. Юнга) Экстраверсия (Extraversion, E) Внутренний мир подчиняется внешним требованиям, сознание ориентировано на внешний мир, откуда приходит основная энергия. Интерес и внимание сосредоточены на внешних событиях (людях или вещах) в ближайшей окружающей среде. Поведение прямо связано с внешними объектами и побуждениями и объясняется ими Интроверсия (Introversion, I) В большей степени ориентирован на внутренние факторы. Черпает энергию и силы, исходя из своих внутренних ресурсов. Мир существует не столько сам по себе, сколько таким, каким представляется субъекту. Объекты внешнего мира «не имеют достаточного голоса»
Работа с информацией (из теории К. Г. Юнга) Ощущение (Sensation, S) Пользуется опытом, склонен к наблюдению за конкретными объектами, имеет развитое чувство факта, внимателен к деталям («Детали - это не главное, детали - это все») Интуиция (Intuition, N) Предпочитает работать с информацией через установление взаимосвязей и возможностей (концептуальное осмысление, понимание сути, целого). Ориентируется не на общепризнанные «осязаемые» ценности, а на потенциальные возможности. Обладает тонким чутьем на то, что зарождается и имеет будущее

Окончание табл. 4

Основание категоризации Функция. Особенности субъекта
Принятие жизненно важных решений (из теории К. Г. Юнга) Мышление (Thinking, T) Старается руководствоваться объективной и беспристрастной логикой. Важные поступки проистекают из интеллектуально простроенных стратегий или, по крайней мере, должны вытекать из них. Стремится ставить всю систему своих действий в зависимость от логических выводов на основании доступных объективных и субъективных данных Чувство (Feeling, F) Может иметь когнитивные способности ничуть не хуже, чем у других, но его мышление никогда не выступает «sui generis» (само по себе), оно есть лишь придаток к чувству («Не могу же я думать то, чего не чувствую», «Верую, ибо недоказуемо»). Мыслит настолько, насколько позволяет чувство. Логические выводы, которые могут привести к нарушающему чувство результату, отклоняются
Организация деятельности Результат (Judgment, J) Ориентирован на внешнюю оценку, предпочитает, чтобы все было организовано и спланировано заранее. Допускает ошибки, поскольку принимает преждевременные решения до анализа всей поступающей информации Процесс (Perception, P) Ориентирован на восприятие информации и предпочитает гибкий стиль поведения, основанный на адаптации к ситуации. Допускает ошибки, поскольку затягивает принятие решений для сбора дополнительной информации

В исходной концепции К. Г. Юнга рассмотрены три пары функций (в таблице они представлены первыми) и в каждом человеке может преобладать экстраверсия или интроверсия, что определяет общую установку индивида по отношению к себе, миру и источникам энергии. Однако из пар S — N и Т — F абсолютное преимущество может принадлежать только одной главной функции, т.к. самостоятельное вмешательство другой функции привело бы к иному ориентированию, гфотиворечащему первоначальному. Вторая по развитию функция имеет, таким образом, вспомогательное, дополнительное значение. Естественно, что в качестве вторичной (дополнительной) функции может выступать лишь та, которая не противоположна главной функции. Например, наряду с интуицией (N) дополнительной функцией никогда не может быть ощущение (S). Следовательно, ощущение становится бессознательным («тенью») в психотипе данной личности. Это не исключает наличие индивидов, у которых ощущение и интуиция имеют в сознании одинаковую силу. Однако в этом случае речь идет не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитых ощущении и интуиции. С точки зрения К. Г. Юнга, равномер-11ая сознательность и бессознательность внутри одной пары функций служит признаком примитивного состояния психики.

Монументальный труд К. Г. Юнга «Психологические типы» был переведен на английский язык в 1923 г. Тогда же он был опубликован в США, где психоанализ изучала К. Бриггс. Позднее, в 1941-1943 гг. К. Бриггс со своей дочерью И. Майерс приступили к разработке опросника (шкалы) для измерения склонности личности к тому или иному психотипу. Взяв за основу поздние идеи Юнга, изложенные в «Тэвисток-ских лекциях», они модифицировали и по-иному трактовали их. Так, ими была добавлена еще одна пара функций (J — Р) и построена типология на основании четырех полученных критериев. Комбинации четырех пар функций дали 16 психотипов (приложение 1).

В 1962 г. И. Майерс опубликовала руководство по использованию разработанного ею опросника Майерс—Бриггс (Myers—Briggs Type Indicator, MBTT). Терминологически модель Майерс—Бриггс напоминала типологию К. Г. Юнга, однако по факту изрядно ее трансформировала. Это привело к размежеванию между последователями И. Майерс и другими юнгианцами.

Поначалу модель Майерс—Бриггс была довольно резко воспринята академическими кругами, ведь И. Майерс не имела психологического образования. Однако использование опросника было поддержано группой энтузиастов и постепенно получило распространение в различных колледжах и университетах не только США, но и других стран мира. В конечном счете это сильно популяризовало юнгианскую традицию. В 1975 г. И. Майерс и М. Макколей учредили независимую некоммерческую организацию — САРТ (Center for Application Psychological Type). Уже после смерти И. Майерс (в 1980 г.), ее концепция стала широко известна. По данным САРТ, число публикаций по типологии Майерс—Бриггс составило 337 к 1976 г., 4816 - к 1995 г. и 8961 - к 2005 г. Издаются три специализированных журнала: «The Journal of Psychological Type», «The Bulletin of Psychological Type», «The Type Reporter».

«Второе рождение» модель Майерс—Бриггс получила в 1984 г., когда профессор психологии Калифорнийского государственного университета Д. У. Кейрси совместно с М. Бэйтс опубликовал книгу «Пожалуйста, пойми меня» («Please Understand Me»), где использовал эту модель и основанный на ней опросник Кейрси (The Keirsey Temperament Sorter). Парадоксально: хотя в настоящий период Кейрси утверждает, что его понимание психотипов (измеряемое The Keirsey Temperament Sorter) и понимание психотипов Майерс—Бриггс (измеряемое МВТГ) не вполне совпадают, в свое время именно эта книга послужила толчком к широкому распространению исходной юнгианской модели и типологии Майерс— Бриггс как в модифицированном, так и в первоначальном виде. Причем именно модель Кейрси привела к широкому применению юнгианской типологии в области проектного и командного менеджмента, в результате

чего она и стала базовой при комплектации проектных групп и позицио-1111 ровании их членов.

Д. У. Кейрси познакомился с типологией Майерс—Бриггс в начале

I !)80-х годов. Он определил себя как INTP, что явилось исходной точкой
<то собственных построений.

Д. У. Кейрси признается, что не понял принципов соотнесения психо-п шов (NT, NF, ST, SF) с тем или иным видом деятельности. В частности, он не увидел различий между типами ST и SF и описал вместо них два других — SP и SJ. Четыре полученных в результате психотипа (NT, NF, SI', SJ) он соотнес с классическими темпераментами Гиппократа—Галена (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), причем соотнесение было истьма произвольным.

В дальнейшем Д. У. Кейрси стал считать выделенные им психотипы ядром своей концепции. Как уже было отмечено, для измерения психотипов он разработал собственную шкалу. Однако, поскольку его опросник мог дать несколько иные результаты, чем тест Майерс^Бриггс, Д. У. Кейрси стал утверждать различие моделей, что привело к отмежеванию от i кто других последователей концепции Майерс—Бриггс. Спор о наличии принципиальных отличий зашел в тупик, так как обе стороны принимали ;»а психотипы то, что измерялось их инструментами, а других критериев шделено не было.

Шестнадцать психотипов Майерс—Бриггс были удобны для диагнос-тики тонких индивидуальных различий в ходе психологического консультирования, в частности, для прогноза совместимости и источников

I1 ротиворечий между людьми. Эта модель породила несколько самостоя
тельных ветвей (например, развиваемую соционикой модель взаимосвя
зи между типами, основанную на идеях А. Аугустинавичюте из Литвы).
Однако для формирования проектных групп такой подход был избыто
чен, поскольку объяснительная модель становилась чрезмерно громозд
кой и даже опытные инструкторы время от времени могли испытывать
затруднения в трактовке смежных психотипов (например, ISTJ и ISFJ).
Д. У. Кейрси же объединил четверки схожих с точки зрения командной
роли психотипов в единые категории (рис. 4) и за более чем двадцать лет
работы детально описал их. Понимая вклад каждого психотипа в команд -
i iy ю работу, можно спрогнозировать сильные и слабые стороны существу-
кмцей проектной группы, а также потенциальные конфликты и противо
речия. Тезис о том, что наиболее эффективной будет гетерогенная проект-
пая группа, наполняется здесь конкретным содержанием.

В несколько шутливом виде вклад психотипов иллюстрирует изображенная на рисунке корабельная метафора. NT-стратеги («провидцы», «визионеры», впередсмотрящие). Их место — «у руля». Если ко-


Психологические функции, определяющие психотип, в модели Майерс—Бриггс - student2.ru


Рис. 4. Психотипы (интеллектуальные роли) в модели Кейрси

рабль вышел из Ливерпуля и должен прийти в Кейптаун, главное для NT — построить маршруттаким образом, чтобы, несмотря на все шторма и встречные течения, корабль в Кейптаун все-таки дошел. То, что при этом может погибнуть половина команды, для NT имеет второстепенное значение, ведь будет достигнута «великая» цель.

Совсем другое дело NF-дипломаты («катализаторы» внутренних процессов). Для NF главное — люди. Если на борту в момент отплытия находилось восемьдесят человек, то желательно, чтобы прибыли они также в этом составе, чтобы по пути не возникло внутренних конфликтов. А то, что корабль может оказаться в итоге не в Кейптауне, а, например, в Моссел Бее или в Дурбане, — в конце концов не так важно. Главное, чтобы все были живы, здоровы и довольны.

SJ-логистики («гвардейцы», «традиционалисты», «хранители») — это движущая сила корабля. В то время как остальные думают о том, куда и в каком составе плыть, SJ заставляют корабль двигаться. Они

знают, что такое дисциплина, ответственны, надежны и умеют работать. Они ставят интересы дела превыше своих собственных и демонстрируют лояльность к капитану и команде.

И наконец, SP-тактики («негоцианты») — это те, кто всегда способен ориентироваться по ветру и внимательно отслеживать окружающую обстановку. Они первые заметят признаки надвигающейся угрозы или кризиса и первые оперативно на эти признаки отреагируют. Если при шторме образовалась пробоина и корабль дал течь, то именно SP вовремя заметят опасность и бросят все силы на ее устранение. Сложности начнутся в том случае, если море будет слишком спокойным. Тогда соскучившиеся в замкнутом пространстве SP могут сами начать «раскачивать лодку».

Более подробная характеристика психотипов содержится в приложении 2.

Таким образом, становятся понятны патологии искусственной комплектации или естественного развития групп. По данным Д. У. Кейрси, ,'| юди, обладающие разными психотипами, присутствуют в популяции в различных пропорциях. S-тип в целом несколько превалирует над N-ти-пом, и, если SJ и NF составляют большинство, то SP и NT — меньшинство. Тем не менее эти данные довольно условны и подвержены влиянию социальной желательности. Так, бизнес-культура делает более желатель-11 ыми типы SJ и NT, а менее желательными — типы SP и NF, что приводит к систематическим искажениям результатов при опросах и «перекручи-ианию» собственных психотипов активно продвигающимися в социуме людьми (например, тип NF «мимикрирует» под NT), о чем подробнее речь будет идти далее. Здесь же важно подчеркнуть, что вклад каждого мсихотипа самоценен и выхолащивание бизнес-культуры в сторону SJ и NT малопродуктивно. По сути, таков один из типовых неблагоприятных сценариев развития кадровой составляющей проекта. Если финансиро-нание урезается или деятельность переходит в режим стабильного функционирования, то первыми из проекта выходят SP, вторыми — NF, после чего проект гибнет под гнетом внутренних противоречий, а команда теряет драйв, гибкость, адаптивность и внутреннюю связанность.

Понимание сильных сторон каждого психотипа позволяет по-новому ('(формулировать проблему оптимальности гетерогенного состава группы. I [е так очевиден ответ на вопрос: какой нужен состав, если деятельность специализирована? Что, если перед проектной группой стоит задача, которую индивидуально мог бы лучше решить человек определенного психотипа? Разве не рациональнее было бы поручать задачи, связанные с разработкой идей, группе «стратегов» (NT), задачи на приведение чего-,п ибо в исполнение группе «логистиков» (SJ) и т.п.?

Согласно результатам экспериментальных исследований (в частности, исследования Ю. Блиновой, проведенного под руководством одного из авторов этой книги), даже в случае специализированных задач обычно с ними лучше справляется гетерогенная группа

При чередовании задач разных типов (например, на исполнение, на генерацию идей, па выбор варианта решения, на проведение переговоров) результаты гомогенных групп были нестабильны и обычно не достигали высот даже там, где задачи представлялись специализированными. Особого внимания заслуживает факт, что относительно устойчивые результаты (хотя и проигрывающие гетерогенным группам) показали группы SP, которые благодаря своей пластичности были способны временно трансформироваться и продемонстрировать способы работы с материалом, близкие гетерогенным группам. Однако подобный эффект недолговечен.

Таким образом, появляется еще один аргумент в пользу гетерогенных групп, и психотипы Кейрси показывают, что они могут быть основанием для обеспечения требуемой гетерогенности. Действительно, в зависимости от условий задачи можно составить проектную групп}' из специалистов различного или единого профиля. При этом в любом случае должны соблюдаться требования, связанные с квалификацией и опытом деятельности специалистов. Однако при прочих равных условиях значительно эффективнее будет группа, члены которой дополняют друг друга по стилю работы с информацией, стилю принятия решения, ориентации на процесс или результат.

С психологической точки зрения примечательно, что даже в условиях, казалось бы, способствующих специализации, не происходит простого суммирования индивидуальных усилий. Если, работая поодиночке, NT будут иметь приоритет в аналитической деятельности, то собранные в проектную группу и вынужденные трудиться сообща, они не смогут реализовать свой потенциал. Срабатывает принцип: «У семи нянек дитя без глазу». Это явление получило название «социальная ингибиция». И если обеспечение гетерогенности состава команды важно даже при решении относительно типовых задач, то в случае проектной деятельности оно становится необходимым. Напомним, что проект — это уникальная совокупность скоординированных действий, и мы не зря уделили внимание сферам управления проектами (управление содержанием, временем, стоимостью, персоналом и т.д.). Решение таких задач, по сути своей, является комплексным и будет иметь точку приложения усилий для всех четырех психотипов.

Диагностика психотипа

Итак, основанный на модели психотигюв принцип комплектации проектных групп относительно прост. Нужно, по возможности, обеспечить участие в проектной группе сотрудников с различными психотипами. Для ,ного необходимо надежными и экономичными средствами диагности-| к)iщть психотипы потенциальных участи иков проекта.

Диагностировать психотип можно с помощью следующих процедур:

? самодиагностика психотипа;

? использование опросников (опросник Кейрси, MBTI);

? биографическое интервью;

? ситуационно-поведенческое тестирование.

Самодиагностика психотипапроводится в групповой форме. Потенциальным членам команды сообщают информацию о психотипах, в частности, предлагают выбрать в каждой паре одну из двух функций (Е—I, S N, Т—F, Р—J). Фактически эта процедура позволяет ввести объяснительную модель, с помощью которой участники в дальнейшем смогут помять и особенности друг друга. Участникам могут быть предложены небольшие задания, направленные на актуализацию необходимого опыта.

I 1апример, закрыть глаза и вспомнить комнату, в которой проходит сове
щание, а потом записать все, что приходило в голову. S-тип будет склонен
более адекватно описывать детали и обстановку («Восемь кожаных кре
сел расставлены у стола полукругом, на стене висит репродукция карти-
мы Рембрандта, настенные часы чуть смещены в сторону...»), в то время
как N-тип склонен к привнесению не заданной в явном виде информации
(«Это Г-образная переговорная в офисном здании») и более абстрактно
му описанию деталей.

Самодиагностика может являться исходной точкой исследования, i ю не должна быть завершающей процедурой. На следующем этапе участ-

I1 ики могут заполнить опросник,который попадет, таким образом, на бо
лее подготовленную почву. Консультанты в области командообразования
обычно используют один из двух опросников — Кейрси или MBTI.Оп
росники выявляют 16 психотипов Майерс—Бриггс / Кейрси, но могут
быть использованы и для диагностики четырех основных психотипов,
составляющих ядро концепции Д. У. Кейрси (NT, NF, SP, SJ).

Опросники построены по единому принципу — они включают ком-Пи нации из двух-трех высказываний, из которых респонденту нужно пыбрать наиболее предпочтительное. Опросник Кейрси в русском варианте состоит из 70 вопросов, MBTI — из 94. При этом в MBTI ответ 11 редполагает выбор не только из законченных предложений, но и из двух альтернативных слов (осторожный / доверчивый, изменяющийся / постоянный и т.д.). Оба опросника не имеют защиты от социальной жела-

тельности (шкалы лжи или других средств контроля ответов): человек отвечает так, как он считает нужным вести себя в данных обстоятельствах. Это затрудняет адекватное использование опросников в социально значимых ситуациях (например, при приеме человека на работу). Тем не менее, в процессе командообразования опросники очень удобно использовать на начальных этапах работы с проектной группой: они углубляют знакомство членов проектной группы с моделью, заполнение тестов занимает всего 20-25 минут, а обработку данных каждый может осуществить самостоятельно. В идеале хорошо иметь предварительно диагностированный с помощью опросника психотип и затем проверить, насколько он адекватен и чем могла быть вызвана трансформация, в ходе биографического интервью, уточняя исходные предположения.

Полуструктурированное биографическое интервью(приложение 3) служит более надежным, чем опросники-самоотчеты, диагностическим средством. Его целесообразно использовать в случае, если формируемая проектная группа будет работать с задачами высокой важности и требуется исключить возможные риски, связанные с человеческим фактором.

Интервью дает очень точные результаты, если оно организовано вокруг единой интерпретационной модели. Продолжительность процедуры составляет около 1,5-2 часов. Для ее проведения требуется обязательное участие консультанта по командообразованию или опытного психодиагноста.

Юнгианская модель утверждает, что психотип человека складывается в раннем детстве. Ранний опыт человека определяет главную и дополнительную психические функции. Именно поэтому в ходе диагностики так важно актуализировать воспоминания детства, обращая внимание не только на то, что человек говорит, но и на то, как он говорит, на чем делает акценты. Уделяет ли он внимание эмоциональным отношениям? Помнит ли свои мечты и разочарования, и в чем они заключаются? Вспоминает ли свои детские коллекции? Тоскует ли по периоду учебы и о чем именно (о времени интеллектуального поиска или о беззаботной студенческой жизни)?

Биографическое интервью позволяет определить, какой психотип был присущ человеку изначально и как он трансформировался в ходе жизненной истории. Выбранная профессия и сфера деятельности, а также тип профессиональной социализации и требования бизнес-культуры могут усиливать или ослаблять исходные особенности. Важно понять, чувствует ли человек себя комфортно в своем нынешнем состоянии или в течение жизни он был вынужден изменить своим душевным склонностям. Подобная информация способна помочь человеку разобраться с текущими конфликтами и жизненными приоритетами, поэтому интервью


Психологические функции, определяющие психотип, в модели Майерс—Бриггс - student2.ru

может проходить в духе самоисследования. Безусловно, для этого необходимы доперительные отношения между интер-иыосром и респондентом, но интервью — хорошее средство установить и закрепить леи отношения.

При диагностике всегда выявляются индивиды как с относительно однозначными психотипами, так и с промежуточными психотипами, когда человек имеет некоторый выбор. Рисунок 5 иллюстрирует примеры взаимоотношения психических функций.

В случае а главная функция F задает бессознательную функцию Т. Если главную функцию сложно в ходе интервью установить, ее всегда можно реконструировать по «тени». Например, человек, у которого в «тени» Т, будет мгновенно отвергать логическое рассмотрение альтернатив, если они не устраивают его эмоционально. Человек, у которого в «тени» S, будет испытывать затруднения с запоминанием конкретных имен, фактов, ориентировкой в пространстве или другим построенным на ощущениях опыте. Противоречивые результаты диагностики складываются обычно из-за второй пары претендующих на дополнительную позицию функций. Эти функции (никогда в ходе биографии не являвшиеся главными) могут находиться в разном соотношении.

У этого человека функции S и N развиты относительно равномерно. Например, он склонен к идеализации, построению собственных концепций и размышлениям о будущем, в детстве тяготел к NF-типу. При этом в ходе биографии он последовательно выбирал сферы, усиливающие функцию S, — например, получил инженерное, затем маркетинговое образование, выбирал деятельность связанную с поставками, развивал свое и без того высокое внимание к обстановке и окружению. При этом развитая N-функция дает о себе знать в выборе книг, хобби и увлечениях. Фактически такой человек несколько раз в жизни будет иметь выбор между S и N и, как следствие, может склониться в сторону SP-или NF-типа. Он может долгое время жить как SP-тип, а в момент кризиса переметнуться в сторону NF, либо последовательно раскачивать свою жизнь от SP- к NF-периодам. Стоит обратить внимание, что он не будет иметь выбора с функцией Т, т.е. способ его мышления будет всегда определяться его эмоциональным отношением к объекту. Он может компенсировать или развивать Т-функцию, но она никогда не станет до конца сознательной, иначе

человек ослабит собственные адаптивные механизмы. Однако в случае с дополнительными функциями S и N он будет иметь некоторый выбор, отчего результаты такого индивидуума по опросникам будут нестабильны. Интервью же поможет не только разобраться в фактическом положении дел, но и обсудить с человеком то, в какой ситуации он сейчас находится и в какую сторону ему хотелось бы двигаться.

Другая схема (б) дает более однозначную картину. По сути, у такого человека две функции находятся в «тени»: S и F. Это выраженный NT-тип. Результаты опросника и биографического интервью для такого человека, вероятно, будут совпадать, и его судьба, скорее всего, будет складываться так, чтобы оказались востребованы его сильные NT-функции.

Обычно процедура биографического интервью строится следующим образом. Интервьюер начинает с довольно нейтральных вопросов, потом переходит к вопросам, вызывающим регрессию в детство, и последовательно проходит через ряд ключевых точек в биографии, которые вызывают эмоциональный отклик у респондента. Если на момент интервью уже присутствуют результаты опросника, самодиагностики или данные наблюдения, интервьюер постепенно проверяет гипотезы, задавая не все вопросы по схеме интервью, а именно те, которые дают хорошее различение ответов по уточняемой паре функций (например, F—Т или Р—J). Опытный интервьюер может констатировать вероятный психотип человека уже в процессе интервью и понять, является ли он акцентуированным или менее однозначен.

Интервью хорошо заканчивать предъявлением участнику типового портрета установленного психотипа и совместным его обсуждением. Участник вычеркивает из стандартных формулировок все, что считает нехарактерным и комментирует, что именно он вычеркнул. Консультант по командообразованию сохраняет использованный портрет вместе с пометками респондента и делает на нем собственные пометки, поскольку отвергаемые человеком характеристики могут быть в высшей степени информативны. Далее остается наметить путь самоисследования, поскольку опыт показывает, что после запуска процесса диагностики психотипов респонденту требуется некоторое время (иногда до месяца), чтобы окончательно утвердиться со своим типом. К этому моменту обычно уже происходят процессы командной сыгровки и участник понимает, как ему позиционировать себя в проектной группе, а также становится способен оценить и принять вклад других. Основы же для этого понимания устанавливаются в процессе исследования, запущенном при комплектации команды и индивидуальной диагностике.

Ситуационно-поведенческое тестирование— это краткая стандартизованная оценочная процедура, в которой по поведению человека в

проблемных ситуациях эксперты оценивают заданные качества. Здесь требуется организовать деятельность проектной группы таким образом, чтобы в ходе нее участники могли проявиться (в индивидуальной и груп-иоиой работе, а желательно также в межгрупповом взаимодействии), а ко! к'ультанты-наблюдатели — зафиксировать особенности восприятия и работы с информацией, принятия решений, способов самоорганизации и организации других.

Надежность ситуационно-поведенческих тестов считается высокой, гели оценки различных групп экспертов в достаточной степени подобны (и противном случае их корректируют). Методическое обеспечение тестирования включает описание тестовых процедур, описание поведенческих индикаторов для каждого из диагностируемых психотипов, бланки наблюдения, бланки оценок и руководство для наблюдателей. Важно отметить ключевое отличие этих процедур от биографического интервью. 11 реимущество биографического интервью состоит в возможности установить с участником эмоциональную связь и помочь разобраться в том, сеть ли у него в этой команде выбор и в чем он может заключаться.

В случае интервью консультанты имеют дело с интерпретирующей оценкой. Они реконструируют жизненный путь человека, понимают, к чему он был склонен в прошлом и на этом основании прогнозируют, к чему он будет иметь склонность в будущем. Такой подход хорош, если принять it качестве аксиомы, что человек развивается последовательно и поступательно.

В случае ситуационно-поведенческого тестирования поведение человека квалифицируется. При этом не пытаются узнать, почему человек стал SJ и насколько это «крепко», а констатируют, что он ведет себя как SJ, что он, как SJ, решает задачи, организует деятельность группы — например, демонстрирует устойчивость и верность нормам, правилам, субординации и принятым решениям. Если в момент оценки деятельность проектной группы имитируется адекватно, такая квалификация может быть в высшей степени информативна. Она не дает понимания истоков и причин, но может обладать очень высокой прогностической силой. Преимущество ситуационно-поведенческих тестов заключается в том, что они могут иметь самодостаточный развивающий эффект, проводятся обычно в групповой форме и могут быть встроены в процедуры командной сыгровки.

Итак, с помощью выбранных диагностических процедур можно уста-I к)вить психотипы потенциальных членов проектной команды. Психотип человека достаточно постоянен (с принятыми ранее оговорками насчет дополнительных психических функций), поэтому произведенная один раз диагностика сохраняет значение в будущем. Таким образом, имея некоторую психодиагностическую информацию о сотрудниках функцио-

нальных подразделении, можно комплектовать различные проектные группы, сохраняя гетерогенность состава их участников. Гетерогенный состав даст каждой новой проектной группе преимущества при работе с информацией, принятии решений, координации в ходе проекта и снизит риски, связанные с человеческим фактором.

Можно ли как-то иначе сформировать команды и какова будет специфика комплектации, если это уже не проектная команда, а постоянно действующая организационная субъединица, наделенная функциями самоуправления? На эти вопросы даст ответ следующая глава.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные социально-психологические особенности деятель
ности проектных групп?

2. Может ли участие в проекте ослабить организационную привержен
ность, идентификацию со своим функциональным подразделением?

3. Какие из задач, связанных с управлением персоналом и коммуника
цией, вы считаете наиболее важными для руководителя проекта?

4. Чем проектная группа отличается от самоуправляемой команды?

5. Каковы основные противоречия внутри гомогенной / гетерогенной груп
пы?

6. Когда гомогенная группа может быть эффективной?

7. Определите с помощью опросника свой психотип. Каковы ваши глав
ная и дополнительная психические функции? Какая функция являет
ся бессознательной? Подумайте, мог ли ваш психотип измениться в
течение жизни?

8. Как проявился ваш психотип в вашей биографии (профессиональном
пути, жизненной истории)? Какие из присутствующих у вас привы
чек и пристрастий нехарактерны для вашего психотипа?

9. Как особенности вашего психотипа проявились бы при устройстве на
работу / выборе места работы?

ГЛАВА 3

Наши рекомендации