Перемещения и движения тела
Отметим, что осью массы тела является позвоночник.Разделим понятия перемещения тела и движение тела. Перемещение тела это изменение его местоположения относительно поверхности земли. Перемещение тела в кунг-фу осуществляется поступательно всей массой тела, с соблюдением принципа постоянной готовности – при перемещении Воин всегда приходит в абсолютно равновесное состояние, именуемое стойкой. Настоящая стойка существует только одна – остальные являются ее вариациями: одна нога впереди, другая позади, которые стоят на диагональных углах квадрата. Обе ноги полусогнуты в коленях. Позвоночник прямой. Остальное – руки и голова – в зависимости от типа подхода и ситуации. Итак, любое перемещение начинается со стойки и возвращается в стойку, с тем, чтобы быть стопроцентно готовым к следующему перемещению.
Под движениями тела будем понимать все изменения местоположения без перемещения, тоесть движения на месте. Движения бывают позвоночника, рук и ног (редко головы). В кунг-фу существует один чистый тип движения позвоночника: вращение влево-вправо. За счет внутренней свободы стойки – (мышц ног) совершаются миниперемещения позвоночника назад-вперед и вверх-вниз. Эти три основных движения и их комбинации являются основой любого движения и перемещения.
Основой всех движений являются базовые движения тела, от развития которых зависит успех или неуспех освоения стиля. Базовыми движениями стиля волчка и маятника являются так называемые восьмерки руками ∞ (на деле движения осуществляются всем телом). Понять восьмерку проще всего так: область каждой руки подразумевает ее движение по кругу перед собой, переходящее в движение позади тела. Отработав такое движение в обоих направлениях каждой рукой, переходим к одновременному движению двумя руками. Здесь количество вариантов увеличивается, так как наряду с направлением движения открывается такой параметр, как фаза движения. Если ось симметрии вращения (поверхность зеркала) проходит как на рис. 2 – спереди назад, то говорим о фазном движении, если, как на рис. 1 – то о противофазном. К тому еще существуют ряд полувосьмерок, обязанные своим происхождением свойствам тела и суставов, как, например то, что локоть сгибается только в одном направлении.
Восьмерки описывают сферу всех круговых, маятниковых, естественных движений тела, кроме парадоксальных.
Подвидом движения тела являются удары. Удар отличается от движения направленной фокусировкой (кумуляцией) движения, то есть, если движение это круг, то удар это эллипс. В кунг-фу удар мало отличен от суммы перемещения и движения, говорят так: движения и перемещения мастера кунг-фу не зависят от того, есть ли на пути этих движений противник или нет. Подумайте об этом, как о выражении принципа «Безупречность не зависит от обстоятельств».
Удар является выбросом энергии, а значит, эта энергия должна откуда-то взяться. Чтобы образовался изначальный импульс, в ступнях (при ударе рукой) создается некритическое (иначе Вы упадете) неравновесие, которое волной перемещается по имеющимся у Вас суставам, регулируя направление волны, из чего и получаем различные виды ударов или движений. Здесь конечности рассматриваются, как насадки на стержне позвоночника. Изменив параметры насадки, варьируем движения. Под волной понимается принцип веревки, которую поднимают и опускают за один конец так, чтобы волна дошла до второго конца, движения универсального кунг-фу абсолютно волнообразны. Вам проще, если вы видели когда-нибудь выступление хорошего мастера брейк-данс в стиле флэш или вэйв.
Последовательность волны (нога - рука) | Последовательность волны (рука - рука) | Последовательность волны (рука - нога) |
Ступня (подъем пятки) | Кисть (окружность, эллипс) | Кисть (окружность, эллипс) |
Колено (сгиб-разгиб) | Локоть (окружность, эллипс) | Локоть (окружность, эллипс) |
Таз (вращение) | Плечи (вращение) | Плечи (вращение) |
Позвоночник (скрутка) | Позвоночник (скрутка) | Позвоночник (скрутка) |
Плечи (вращение) | Таз (вращение) | Таз (вращение) |
Локоть (окружность, эллипс) | Колено 1 | Колено (сгиб-разгиб) |
Кисть (окружность, эллипс) | Колено 2 | Ступня (подъем пятки) |
Локоть (окружность, эллипс) | ||
Кисть (окружность, эллипс) |
Сразу поясним, что система рука-рука как бы задействует не все тело, образуя как бы полуволну. Курсивом отмечена фаза внутреннего, незаметного движения. По большому счету нужно отрабатывать все движения в диапазоне от незаметных до максимальноамплитудных. От быстрых до сильных.
Упрощенно: подъем ступни на носок сгибает колено, а импульс колено передает бедрам, которые вращают позвоночник, вместе с плечами и руками. Заметьте, что все это происходит не одновременно, а друг за другом, плавно, но быстро. Как правило, избыточный импульс движения используется для перемещения, а избыточный импульс перемещения используется для осуществления движения. Так они связаны. Хотя и импульс движения может применяться для движения же (например, в схеме рука – рука), так же избыточный импульс перемещения – для перемещения.
Существует пять основных движений рук снаружи-внутрь, изнутри-наружу, снизу-вверх, сверху-вниз, вперед. Пять основных движений ног снаружи-внутрь, изнутри-наружу, снизу-вверх, назад, вперед. При этом поймите, что один вид движения ног и рук может достигаться разными движениями позвоночника, что дает большое число вариаций видов движений.
Удары имеют специфику - искусственное спрямление траекторий восьмерок, имеющее целью эффективность удара. Восьмерки являются как бы не траекториями движений, а скорее, схемой волновых движений тела. При ударе хук (снаружи внутрь) удар завершается кулак около груди. Обратный хук изнутри наружу – около бедра. Прямой удар, удар снизу и удар сверху пружинно возвращаются по обратной траектории. Так же удары ногами имеют собственную специфику.
Перемещения осуществляются с помощью ног и бывают шагами, прыжками, подшагами, подпрыгами. Шаг и прыжок отличаются от подшага и подпрыга тем, что первые меняют положение ног на противоположное (например, стойка правая нога спереди меняется на правая нога сзади), вторые – не меняют. Универсальные перемещения делаются почти одновременно (с учетом времени движения волны) с универсальными движениями или ударами. Стиль подразумевает не менее четырех (а лучше восемь) направлений перемещения: вперед, назад, влево и вправо и осуществляется всей массой тела, то есть, с перемещением ноги переносится центр тяжести Вашего тела. При перемещении необходимо различать в стойке переднюю и заднюю ногу, относительно которых руки, осуществляющие движения, могут быть одноименными и разноименными. Если рассмотреть эти же перемещения относительно движений позвоночника, то они будут центробежными или центростремительными. Например, если энергия движения стремится отбросить Вас от центра Вашей тяжести, а движение тела направлено по внешнему кругу, то это центробежное перемещение и наоборот, соответственно. Применение всех этих параметров, позволяет Вашему уму понять самому и, хоть и с трудом, научить, а точнее позволить Вашему телу научиться двигаться так, как движется энергия. Возможно, что автору удастся в дальнейшем выпуск кратких инструкций по освоению стиля на СD, если Сила это позволит.
Приведем частный пример: удар разноименной правой рукой снаружи-внутрь (хук) при стойке правая нога сзади с шагом левой ногой вправо, затем, хук левой одноименной рукой, левой ногой вперед. Видите, как долго нужно понимать это все уму и как быстро делать телу, но контакты необходимо налаживать и развивать сотрудничество. Поэтому ум выбирает схему, по которой он как можно быстрее будет читать такие схемы с листа с целью программирования тела правильными движениями.
Вот пример такой схемы 2 шагов без учета стойки (какая нога впереди) и без учета типа удара рукой:
Направление шага | Направление тела и рук | ИЛИ: | ||
1 шаг | 2 шаг | 1 шаг+2 шаг | Шаг ногой | Удар рукой |
é | é | 1. ОПОП | Пп | Пп |
é | è | 2. ОПРП | Пл | Пп |
é | ç | 3. РПОП | Лп | Пп |
é | ê | 4. РПРП | Лл | Пп |
è | é | 5. ОЛОЛ | Лл | Лл |
è | è | 6. ОЛРЛ | Лп | Лл |
è | ç | 7. РЛОЛ | Пл | Лл |
è | ê | 8. РЛРЛ | Пп | Лл |
ç | é | 9. ОПОЛ | Пл | Пл |
ç | è | 10. ОЛОП | Лп | Лп |
ç | ç | 11. РПРЛ | Лп | Пл |
ç | ê | 12. РЛРП | Пл | Лп |
ê | é | 13. ОПРЛ | Пп | Пл |
ê | è | 14. ОЛРП | Лл | Лп |
ê | ç | 15. РПОЛ | Лл | Пл |
ê | ê | 16. РЛОП | пп | Лп |
П – правая рука, Л – левая рука, О – одноименность руки с ногой, Р – разноименность руки с ногой. Эта схема включает в себя 256 вариантов двух-шаговки из одной стойки любого удара рукой одного типа, например, «хука». Всего же типов двухшаговых ударов выходит 2560 только для четырех направлений шага. Можете помедитировать над аналогией Троицы – шаг-тело-рука. Для понимания найдите теперь приведенный выше пример на схеме. Не всякая двойка гладко позволяет наносить удары в одном направлении, поэтому каждая двойка – поле для разнообразия и творческой фантазии. Также двойка может применяться в разных направлениях, например, против двоих противников, против одного перемещающегося противника.
Из уравнения кинетической энергии 0,5mv2 следует, что при увеличении массы в 2 раза кинетическая энергия увеличится тоже в 2 раза, а при увеличении скорости в 2 раза, энергия удара возрастет вчетверо. Рассмотрим понятные любому понятия хлест и толчок. Хлест это сочетание высокой скорости и малой массы удара, а толчок – малой скорости и большой массы. Преимуществом хлеста является большая скорость, источник хлеста – сила мышц, в то время как источником толчка является энергия инерции тела, выведенного из равновесия. Недостатком хлеста является высокий расход энергии, недостатком толчка для единоборцев является малая разрушительная сила. Толчок подобен удару тяжелой подушкой. Идеальной силой удара считается гармоничное слияние толчка и хлеста, такое слияние называется постановкой удара.
Это ровно столько теории, чтобы практиковать универсальный стиль кунг-фу, названный автором стилем волчка и маятника, то есть, с использованием колебательного и вращательного движения, которые присущи энергии изначально. При практике данного стиля забудьте, что Вы когда-то занимались каратэ, боксом или сумо – это, скорее, будет Вам мешать, потому что истинное кунг-фу заключается в проведении энергии Сознания, а не в попытках самоутверждения и усиления чувства важности, которые сопровождаются хроническим перенапряжением одних мышц и атрофией других. Истинное кунг-фу достигается на фоне полного расслабления мышц тела, позволяющего достичь их полного напряжения в нужном месте-времени.