Содержательные требования к выпускной квалификационной работе по лингвистике

К выпускной квалификационной работе по лингвистике предъявляются все требования, обычно предъявляемые к научным работам.

Главное из этих требований – требование новизны. В работе должна решаться некоторая новая, ранее не решенная научная задача. Работы реферативного характера этому требованию не соответствуют.

Выпускная квалификационная работа должна содержать некие результаты, которые являются новыми объективно (а не только для ее автора). Из всякого текста, имеющего право именоваться курсовой/дипломной работой, все его читатели, включая научного руководителя, смогут узнать нечто новое для себя. Понятно, что сами по себе научные задачи, решаемые в курсовых работах (особенно на младших курсах), могут и даже должны быть сравнительно скромными (узкая тема; частная проблема; сравнительно небольшой по объему материал). Работа, содержащая аккуратное и грамотное решение частной проблемы, имеет гораздо больший научный вес, чем амбициозная, но некачественная работа, поверхностно трактующая обширную тему.

Требованию новизны полностью удовлетворяют работы, задачей которых является экспериментальная проверка результатов уже существующих исследований и даже повторение чужих исследований, но на другом материале (другой язык, другой текст или корпус текстов), дополненное сравнительным анализом своих и чужих результатов.

Поставленная в работе научная задача должна решаться на четко выявленном и соответствующем этой задаче материале. Работа должна быть построена так, чтобы читатель имел доступ к использованному материалу: это значит, что в работе приводится либо сам материал (например, в приложении), либо ссылки на общедоступные источники. Недоступность используемого материала делает работу неверифицируемой.

Поставленная в работе научная задача должна решаться с помощью методов, которыми автор работы владеет или по крайней мере овладевает в ходе работы. Методы должны соответствовать научной задаче и быть четко сформулированы.

Всякая научная работа использует некоторый теоретический аппарат. В курсовой и тем более дипломной работе должна быть четко определена ее теоретическая база (framework). Это не значит, что ваша работа обязательно должна быть привязана к некоторой конкретной лингвистической теории (такой, например, как LFG или грамматика конструкций). Вполне возможно, что вы как раз собираетесь подвергнуть критике все или некоторые из существующих теорий и/или предложить новые теории всего, что вы описываете. Тем не менее из работы должно быть видно, во-первых, что вы в курсе существования лингвистической теории в целом и в исследуемой вами области в частности; во-вторых, что вы сознательно используете некоторый терминологический аппарат и понимаете, к какой теоретической концепции он относится. Самое главное – из работы должно быть ясно, какие из существующих в вашей области теоретических подходов, как и в какой степени вы используете.

Результаты работы должны излагаться в эксплицитой и доступной читателю форме. Результатом работы могут быть как некоторые теоретические положения, так и определенные практические «вещи» – например, фрагмент словаря, программный продукт, количественные данные, методические указания и т.п. Однако сама по себе эта «вещь» не может рассматриваться как курсовая или дипломная работа. Квалификационная работа должна содержать описание и теоретическое обоснование той деятельности, которая привела автора к получению данного результата.

Самостоятельность и новизна не означают, что автор курсовой или дипломной работы не должен опираться на работы своих научных предшественников. Наоборот, нужно показать свое знакомство с основными достижениями в исследуемой области. Следовательно, в работе должен иметься представительный список использованной литературы. Незнакомство с литературой чаще всего приводит к тому, что автор в лучшем случае «ломится в открытые двери» – делает то, что в мировой науке сделали задолго до него (причем чаще всего на более высоком качественном уровне). В худшем же случае работа такого сверхсамостоятельного автора лишь демонстрирует его беспросветную некомпетентность во всех лингвистических вопросах.

Мы понимаем, что в современной социально-политической ситуации знакомство с новинками зарубежной лингвистической литературы достаточно затруднено. Однако сложности не так велики, как их пытаются представить многие не слишком активные студенты. В последние годы ситуация с литературой начинает улучшаться за счет повсеместного распространения Интернета. Хотя библиотеки получают недостаточно журналов и новых книг, многие новые зарубежные журналы сейчас вполне доступны через электронную подписку, которая есть и в Иностранке, и, говорят, в библиотеке РГГУ. Новые книги издательств Benjamins и Cambridge University Press (примерно с конца 90-х гг.) доступны для чтения в он-лайне. Многие публикации просто выложены в сети или могут быть получены непосредственно у авторов. В он-лайне можно пользоваться многими хорошими словарями и энциклопедиями. Доступны и бесплатны корпуса текстов на большом числе языков.

С учетом всего этого, мы настаиваем на том, что студенты-лингвисты должны проявлять знакомство с основными отечественными и зарубежными работами в исследуемой области, включая работы последних 15 лет.

Обращаем внимание студентов на то, что наибольшие трудности может вызвать подготовка работ по самим исследуемым языкам (кроме русского): по английскому, немецкому и т. п. языкам. Вам может помочь активное и грамотное пользование интернетом – например, рассылкой LinguistList.

Сложности с поиском литературы следует учитывать еще на этапе выбора темы – надо сначала разведать, какие работы вам понадобятся и где их достать, а уже потом точно очерчивать границы своего будущего исследования.

Иллюстрации и таблицы вставляются в текст работы или размещаются на отдельных листах в приложениях в порядке их обсуждения в тексте работы. Все рисунки, схемы, диаграммы и таблицы должны иметь названия. Использованные в них обозначения должны быть пояснены. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия ссылки на источники этой информации.

Наши рекомендации