Тема 6. Причины и условия конкретного преступления
План семинарского занятия
1. Понятие причин и условий конкретного преступления.
2. Антиобщественная ориентация и установка как причины конкретного преступления.
3. Криминогенная мотивация как причина преступного поведения.
4. Условия и механизм неблагоприятного нравственного формирования личности преступника.
5. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме совершения преступления. Непосредственный повод и его роль в детерминации преступного поведения.
Практические задания
1. Назовите основные отличия причин конкретного преступления от условий, способствующих его совершению.
Полагаю, что:…
1) Причины – это внутренние мотивы и побуждения индивида, а условия – внешние явления и процессы, способствующие, нейтрализующие или препятствующие совершению преступления.
2) Отличий нет.
3) Причины первично воздействуют на индивида и являются для него социально более значимыми, а условия воздействуют на него вторично, создавая лишь «фон» совершения преступления.
4) Причины непосредственно вызывают у лица решимость совершить преступление или непосредственно приводят к совершению преступления по неосторожности, а условия – способствуют, провоцируют или затрудняют совершение умышленного или неосторожного преступления.
5) Причины и условия одинаковы по своей природе и отличаются только силой воздействия на индивида: причины воздействуют сильнее, а условия – слабее.
2. Назовите основную причинно-следственную цепочку механизма совершения умышленного преступления, следуя в обратном порядке, т.е. от следствия к причине: (1)-(2)-(3).
Звенья этой цепочки следует расположить следующим образом:
1)преступление (1) – предпреступн.волевое - формирование негативн.
решение и выбор его нравственно-психологич.
преступником из ряда свойства личности (3а)
др. решений (2)
- создание криминогенных
условий и жизненных
ситуаций (3б)
2) преступление (1) – негативное
психофизиологич. - наследственность
состояние преступника (2) (3а)
- облегчающие или
способствующие совершению преступления криминогенные условия и конкретные жизненные ситуации (3б)
8) преступление (1) – стихийное и - стечение негативных об-в и
неосознанное жизненных ситуаций (3а)
побуждение,
инстинкт (2)
- наследственность (3б)
4) преступление (1) - негативное психо- - формирование под воздейств.физиол. состояние среды негативн. нравственно-
(повышенная эмоц. психологич. свойств
возбудимость, личности (3а)
несдержанность,
превышение по силе
и интенсивности
процессов возбуждения
над процессами
торможения и т.п.) (2)
- создание провакационных
или способствующих
совершению преступления
условий и жизнен. ситуайий
(3б)
5) преступление (1) – формирование - формирование отриц. нрав.
преступного мотива психологич. особенностей
или побуждения (2) личности под воздействием
криминогенных факторов
(3а)
- создание конкретных
криминогенных условий и
жизненных ситуаций (3б)
3. С целью изучения методики выявления причин и условий, способствующих совершению конкретного преступления и принятие по нему предупредительных мер, предполагается следующая фабула учебного дела.
В очереди за спиртными напитками к Иванову подошел Генералов и попросил его купить ему бутылку водки. После того как Иванов купил литр водки, он вместе с Генераловым пошел в темный подъезд девятиэтажного дома и там распил одну бутылку из горлышка. Опьянев, они пошли в сквер, где играли дети, и возле фонтана, на виду у всех, стали распивать другую бутылку из горлышка, пели песни с нецензурным содержанием. Находившиеся в сквере дружинники, не желая связываться с пьяными, покинули сквер. В это время пенсионер Долгунина, проходившая мимо, сделала Генералову и Иванову замечание о их недостойном поведении. В ответ на это Генералов оскорбил Долгунину и, подойдя к ней, толкнул ее в бассейн фонтана. Ударившись о одно (глубина 25 см.), Долгунина сломала левую руку и стала громко звать на помошь. Генералов и Иванов быстро скрылись с места преступления в темном подъезде того же дома.
Прибывший наряд милиции увез Долгунину в больницу. Поняв, что их не преследуют, Генералов предложил Иванову «дело»: проникнуть в квартиру к Беловой, которая уехала на черноморское побережье на отдых, о чем Генералов знал, так как иногда навещал Белову как женщину легкого поведения. Иванов отказался, но Генераов намекнул, что Белова живет нечестно, работает в продуктовом магазине и ворует дефицитные продукты и что у нее имеются металл и камни (т.е. золото и драгоценные камни).
Спустившись в подвал, они нашли гвоздодер и легко выломали замок. Отыскав на сумму свыше 2 тыс. рублей, они сложили их в чемодан и покинули квартиру.
Прибыв к приятелю Генералова Жильцову, они рассказали ему о краже и попросили оставить их ночевать. Жильцов достал литр водки и предложи «обмыть» удачу.
Иванов, опьянев, быстро уснул, а Генералов предложил Жильцову убрать компаньона и свидетеля. Жильцов набросил на голову Иванова телогрейку, а Генералов нанес несколько ударов топором по голове. Разможжив голову Иванову, они решили зарыть его труп в лесу. На «Жигулях» они приехали в лес и вырыли яму. Когда Генералов нагнулся, чтобы поднять труп Иванова, Жильцов сильным ударом гаечного ключа по голове убил Генералова и оба трупа закопал.
Жильцову 29 лет, в прошлом судим за хулиганство и разбой. Объяснил на следствии, что он завязал и хотел жить честно, собрался жениться на состоятельной (с «Жигулями») вдове Марине, у которой он жил без прописки, так как уклонялся от административного надзора. В ночь прихода Генералова и Иванова Марина уехала навестить мать. Жильцов вместе с Генераловым отбывал срок. Испугался, когда узнал о краже Генералова, так как считал, что ему никто не поверит, что он не причастен. Когда же Генералов убил Иванова, то у него возникла мысль избавиться и от Генералова. Ценности его не прельщали, но раз уж так получилось, то он, естественно, завладел ими.
Несовершеннолетний Иванов (17 лет), не судимый, проживал с матерью, которая работала уборщицей (оклад 7 тыс. руб.). На иждивении находилось еще трое детей. Воспитанием сына не занималась. Он был вспыльчивый, малообщительный, к учебе интереса не проявлял, с учителями дружеского контакта не было, отношение к нему было грубым, никто не стремился оказать на него индивидуального влияния. Рано пристрастился к водке, свободное время проводил во дворе и подъезде или стоял за спиртными напитками, где и познакомился с Генераловым.
1. Определите причины и условия по эпизоду с хулиганством.
2. Определите причины и условия, способствующие краже.
3. Какие обстоятельства обусловили убийства? Назовите причины и условия.
4. Дайте социально-психологическую характеристику преступникам.
Литература
4. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. – М., 1973.
5. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. – М., 1998.
6. Гилязев Ф.Г. Вина и криминогенное поведение личности: уголовно-правовые, криминологические и социально-психологические черты. – М., 1991.
7. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. – М., 1991.
8. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М., 1989.
9. КудрявцевВ.Н. Причинность в криминологии. – М., 1968.
10. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. – М., 1998.
11. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. – М., 1984.
12. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. – М., 1991.
13. Номоконов В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность. – Владивосток, 1989.
14. Самсонов А.П. Психология преступных групп. – Пермь, 1991.
15. Шестаков Д.А. Семейная криминология. – СПб., 1996.
16. Косарев В.Н. Проблемы механизма преступного поведения и их современная трактовка // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2008. - №4. – С.125-128.
17. Косарев В.Н. Проблемы механизма преступного поведения и их современная трактовка // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2008. - №3. – С.157-160.
Учебную и специальную литературу по теме см. дополнительно раздел: «Литература ко всем темам курса».
Тема 7. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
Планы семинарского занятия
1. Понятие криминологического прогнозирования и его значение для организации борьбы с преступностью.
2. Цели и задачи криминологического прогнозирования.
3. Виды криминологических прогнозов.
4. Методика криминологического прогнозирования.
5. Индивидуальное прогнозирование как процесс познания личности.
6. Понятие планирования мер предупреждения преступлений. Планы и программы предупреждения преступлений.
7. Виды программ борьбы с преступностью. Их структура и содержание.
8. Субъекты криминологического программирования.
9. Критерии эффективности комплексных и отраслевых программ борьбы с преступностью.
Практические задания
1. Укажите, какие из приведенных ниже определений больше всего соответствуют понятию криминологического прогнозирования.
Криминологическое прогнозирование – это:
1) Предсказание возможного преступного поведения.
2) Информационное обеспечение предупреждения преступности.
3) Предсказание о влиянии уголовного законодательства и его применения.
4) Постоянно идущий творческий процесс познания, в который все время вводятся данные о развитии преступности, предсказывается эффективность применяемых предупредительных мер и корректируются предсказания о развитии преступности и дальнейшая эффективность предупредительных мер, применявшихся ранее, определяются наиболее эффективные меры предупреждения.
5) Процесс разработки криминологических прогнозов.
6) Научно обоснованное вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях, периодах развития преступности, личности преступника, криминологических факторов, последствий и мер борьбы с преступностью.
2. Определите виды криминологических прогнозов, которые подразделяются:
1)в зависимости от роли прогноза в решении задач борьбы с преступностью; | 1) Оперативный, 2) Поисковый, 3) Тактический, 4) Локальный, 5) Общий, 6) Нормативный, 7) Краткосрочный, 8) Специальный, 9) Стратегический, 10) Региональный, 11) Частный (индивидуальный), 12) Глобальный, 13) Среднесрочный, 14) Прогноз преступности, 15) Долгосрочный, 16) Прогноз личности преступника, 17) Прогноз факторов преступности, 18) Прогноз последствий преступности, 19) Прогноз мер борьбы с преступностью. |
2) по масштабности; | |
3) по продолжительности периода упреждения; | |
4) исходя из критерия «назначение прогноза»; | |
5) по объекту прогнозирования; | |
6) по предмету прогнозирования. |
3. Из перечисленных ниже методов исследования, используемых в криминологии, назовите методы криминологического прогнозирования.
К методам криминологического прогнозирования относятся:
1) модульный анализ конструирования социума (МАКС),
2) метод системно-структурного анализа,
3) формально-логический метод,
4) экстраполяция,
5) метод моделирования,
6) метод математического моделирования (программа ARИМА),
7) метод системного анализа криминогенных факторов и системного прогноза,
8) метод анкетирования,
9) метод группировок,
10) метод экспертных оценок,
11) метод сравнительного исследования.
Какие из названных Вами методов криминологического прогнозирования можно отнести:
а) к фактографическим, б) к экспертным методам прогнозирования.
4. Определите порядок расположения частей и элементов соответствующей программы борьбы с преступностью (предупреждения преступности).
Структура программы борьбы с преступностью (предупреждение преступности) включает:
1) финансирование программы,
2) кадровое обеспечение,
3) концепцию,
4) сроки реализации программы и контроль за ее реализацией,
5) организационно-правовое обеспечение,
6) правовое информирование населения в сфере борьбы с преступностью,
7) подсистемы мер борьбы с отдельными видами преступлений и обусловливающими их негативными социальными явлениями,
8) участие негосударственных объединений в борьбе с преступностью.
Литература
1. Блувштейн Ю.Д. Криминология и математика. – М., 1974.
2. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. – М., 1990.
3. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. – М., 1973.
4. Демидов В.Н., Сафиуллин Н.Х. Криминологическое прогнозирование: современное состояние и перспективы. – Казань, 2000.
5. Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской Федерации. – М., 1996.
6. Забрянский Т.Н., Савинкова Е.Н. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних. – М., 1996.
7. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. – М., 1986.
8. Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование. – Томск, 1991.
9. Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью. Труды Академии МВД СССР. – М., 1989.
10. Миньковский Г.М., Петров В.А., Ревин В.П. Модель комплексного плана (прогрмма) борьбы с преступность в крае, области. – М., 1991.
11. Модель региональной программы борьбы с преступностью /Под ред. А.А. Алексеева. – М., 1993.
12. Модель регионального уголовно-правового и криминологического прогноза /Под ред. А.А. Алексеева. – М., 1994.
13. Овчинский С.С. Оперативно-тактическое прогнозирование. – М., 1992.
14. Шилов А. Моделирование уголовной политики на основе статистического анализа динамики преступности в Вооруженных силах // Уголовное право. – 2008. - №5. – С. 117-122.
15. Токарев А.Ф. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступлений. – М., 1990.
Учебную и специальную литературу по теме см. дополнительно в разделе: «Литература ко всем темам курса».