Анкетирование. Интервьюирование

Анкета (от фр. enquкte — расследование, дознание) — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетирование представляет собой процедуру проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами, а затем производится их анализ.

В специальной психологии анкетный опрос чаще всего позволяет решать две задачи скринингового обследования интересующей нас популяции (заикающихся, детей с задержкой речевого развития и т.д.) и анкетирования родителей, с целью получения дополнительной информации о ребенке, включая семейную обстановку. Скрининг (от англ. screen — просеивать, сортировать) представляет собой психодиагностическую процедуру предварительного, ориентировочного отбора (отсеивания) испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе.

Такая процедура может быть полезной для первоначальной ориентации в характере имеющихся у данной группы детей (например, у мальчиков 6 лет какого-либо района города) речевых расстройств, для планирования дальнейших более детальных исследований или организации профилактики или помощи этим детям. Анкетирование родителей в ряде случаев может быть основным источником информации о ребенке. Многие методики психодиагностики детей дошкольного возраста рассчитаны на выполнение их родителями, так как дети еще не могут предоставить качественную взвешенную вербальную информацию о себе.

Анкетирование может быть полезно для первоначальной ориентации исследователя. Не будучи строгим инструментом исследования, анкеты вместе с тем обладают высокой гибкостью и могут применяться для решения разнообразных задач, которые возникают в практической деятельности. Так, может быть составлена анкета для родителей в том случае, когда требуется уточнить их отношение к конкретным проблемам их детей или тактике коррекционного воздействия. Анкета в некоторой степени компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, для исследования кого она предназначена. При этом следует помнить об ориентировочном характере получаемой с помощью анкеты информации.

Интервьюирование — живое непосредственное общение с ребенком, в результате которого складывается целостная картина состояния его психики, история развития, история жизни (anamnes vitae), сведения об условиях и образе жизни ребенка. Этот метод требует тщательного расспроса самого ребенка и его родственников.

Клиническое интервью используется в психиатрии, психоанализе и медицинской психологии для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, т.е. носит не только диагностический, но и коррекционный характер. Интервью относится к наиболее свободным формам беседы и позволяет выявить поведенческие реакции ребенка во всем их индивидуальном своеобразии. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа ребенка (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его манерой держать себя во время беседы (поза, интонация, запинки, мимика, жесты и др.).

В логопедии интервьюирование позволяет осуществлять синтез диагностической информации в рамках комплексного целостного подхода к ребенку с учетом структуры дефекта. Особое значение оно имеет при проведении дифференциальной диагностики. Например, при сходной актуальной картине отставания психического и речевого развития при опоре на анамнестические сведения и результаты наблюдения может быть установлено либо снижение интеллекта, либо задержка развития. По сравнению с анкетой интервью является более надежным источником информации, так как в условиях непосредственного контакта с респондентом позволяет уточнять неясные вам ответы, варьировать вопросы, наблюдать его поведение во время ответов.

Опросники

Опросник в широком смысле — любой набор вопросов, касающихся какой-либо темы или группы связанных тем, разработанных для того, чтобы на них отвечал респондент. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные, опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках ответы не квалифицируются как «правильные» или «неправильные». Они должны отражать отношение человека к тем или иным явлениям, меру его согласия или несогласия с предлагаемыми высказываниями.

Опросники — это методики, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Задача испытуемого —дать письменные или устные ответы, сообщить информацию о себе, выразить отношение, сформулировать мнение.

По своей сути опросники предполагают осуществление испытуемым субъективного самоотчета. От анкет, которые будут детально рассмотрены нами в дальнейшем, личностные опросники отличаются следующим:

1) направленностью на изучение психологических особенностей;

2) стандартизацией процедур применения и интерпретации;

3) опорой на содержание определенной научной концепции, теории;

4) наличием норм выполнения или соответствующих критериев развития, по отношению к которым осуществляется стандартизация индивидуальных результатов;

5) проверкой степени валидности и надежности. Примерами таких тестов-опросников являются Миннесотский многоаспектный личностный перечень (MMPI), разработанный С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. и до сих нор широко использующийся в клинической психодиагностике; Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А.Е. Личко в 1970 г. для определения психопатического развития личности и акцентуаций характера; методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (16-факторный опросник) ит.д.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники)и со свободными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двухили трехальтернативный выбор ответов (например, «да», «нет»; «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

По содержанию личностные опросники можно подразделить на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Особую трудность в обеспечении качественной диагностики при проведении опросов составляет задача избавления от искажений результатов по причине субъективных особенностей испытуемого, которые могут проявляться в неправильном понимании вопросов и в предвзятых (установочных) ответах. Установки при ответах испытуемых тяготеют к двум полюсам — стремлению показать себя в наилучшем виде и, наоборот, — в наихудшем. Существенную роль при использовании опросников играет также так называемый психометрический парадокс. Он заключается в том, что из статистических соображений желательно, чтобы половина испытуемых отвечала на вопрос «да», а другая — «нет». В этом случае вопрос обладает наибольшей дифференцирующей силой. Ведь если все будут отвечать одинаково, то смысла в вопросе не будет. Однако оказывается, что именно на такие вопросы отдельные испытуемые дают наиболее неустойчивые ответы, т.е. на самом деле такие вопросы слабо идентифицируют субъектов, а значит, плохо их различают. Вместе с тем очевидно, что ответы на вопросы позволяют получить весьма ценную информацию о человеке в силу того, что слово обладает выраженным качеством обобщения имеющегося у человека опыта. Именно поэтому опросники неприменимы к маленьким детям (по крайней мере дошкольного возраста).

Опросники состояний и настроений предназначены для выявления временных, преходящих состояний (тогда как личностные — для выявления стабильных качеств психики). Их отличает то, что в формулировке вопросов и в инструкции подчеркивается необходимость оценивать свои психические качества именно в текущее, настоящее время.

Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать отгвет из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

В логопедии опросники могут оказать неоценимую услугу в связи с возможностью получать существенную информацию о ребенке и особенно подростке и взрослом, минуя устную речь. Кроме того, опросник позволяет одновременно обследовать группу испытуемых, а значит, получать статистически значимый объем информации за достаточно короткое время. Многие современные опросники отвечают самым строгим психометрическим требованиям. В качестве примеров специальных диагностических опросников, применяемых в логопедии, можно привести шкалу Р.Эриксона для оценки речевой тревоги (или коммуникативных возможностей) и методику для дифференциальной диагностики заикания и клаттеринга Дали. Первая предназначена преимущественно для оценки качественных показателей, но допускает и качественный анализ переживаний субъекта с нарушенной речью. Вторая опирается на качественные различия двух видов нарушения темпо-ритмических характеристик речи.

Тесты

Тесты (от англ. test — испытание) представляют собой стандартизованный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц, служащих объектами наблюдения, Предполагается, что они позволяют количественно и качественно оценивать достаточно широкий круг явлений от восприятия и интеллекта до личностных особенностей, включая, например, уровень тревоги или ценностные установки. В настоящее время тесты находят все более широкое применение в самых разных областях человеческой практики, в частности в педагогике, включая специальную педагогику.

Если первые тесты были направлены на интеллект и имели ограниченное применение, то сегодня можно сказать, что они проникли в самые разные области человеческой деятельности.

Поскольку применение тестов наиболее строго регламентировано, остановимся на этом вопросе более подробно. Рассмотрим основные группы тестов по их направленности, используемые в логопсихологии.

Педагогика была одной из заказчиц тестов, так как нуждалась в способах определения уровня умственного развития ребенка с целью решения вопроса о том, где и как его обучать. Поэтому вначале были созданытесты интеллекта (от лат. intellectus — понимание, познание) итесты общих способностей. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими методиками.

Наиболее популярными при определении уровня интеллекта являются методики в виде комплексных тестовых батарей, в частности шкалы для измерения интеллекта Векслера. Разработаны варианты методики для разных возрастных групп — взрослых, школьников и дошкольников. Получаемые с помощью тестов интеллекта результаты выражаются в виде коэффициента интеллекта (IQ). Как критерий степени недостатка интеллекта этот критерий введен в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра.

Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситуационные тесты. Личностные характеристики также определяются с помощью тестов действия, или ситуационных тестов в которых испытуемый получает задания, цель которых обычно ему неизвестна. Чаще всего они воспроизводят каждодневные ситуации. Впервые такая методика была применена в тестах, разработанных Г.Хартсхорном, М.А.Меем и их сотрудниками в 1920— 1930-х гг.

Тесты оценки поведения школьников были ориентированы на определение склонности к обману, воровству, согласованности действий и настойчивости. Такой подход открыл возможности выявлять количественные показатели самых разных личностных характеристик, в том числе в ситуациях повышенной значимости. При этом резко возрастала ответственность специалиста за интерпретацию полученных данных.

Неинтеллектуальные личностные особенности измеряются также с помощью опросников и проективной техники. Эти диагностические методики рассмотрены в соответствующих разделахпособия.

Разнообразные тесты находят широкое применение в образовании, сфере профессиональной деятельности, в клинической психологии и психологическом консультировании.

Хорошо известно, что именно педагогика была одной из заказчиц тестов на рубеже XIXи XX вв., так как нуждалась в способах определения уровня умственного развития ребенка с целью решения вопроса о том, где и как его обучать. В самой педагогике тесты с давних времен применяются в виде экзаменов, которые служат достижению двух основных целей: а) отбора претендентов на обучение какой-либо деятельности (профессии); б) контроля качества полученных навыков, включая итоговый, в результате которого решается окончательный вопрос о присвоении претенденту права заниматься избранной деятельностью. По существу, близки к тестам многие задания для оценки речи детей, особенно если они соответствуют таким предъявляемым к тестам критериям, как надежность, валидность, наличие статистической нормы. Примером такой методики можно считать количественную оценку литеральных парафазий в письменной речи (Калягин В.А., 2001).

Тестовые психологические характеристики наиболее важны при установлении характера соотношения симптомов в синдроме для [определения структуры дефекта. Например, общая тревога (по шкале Тейлор) и речевая тревога (по шкале Эриксона) повышены при заикании и при неврозах, но их соотношение будет противоположным по степени выраженности и свидетельствовать о разной структуре дефекта. При заикании более выраженной будет речевая тревога, а при неврозе — общая.

Проективные методики

Термин «проективные» (от лат. projectio — выбрасывание вперед) был введен Лоуренсом Франком в 1939 г. Основным признаком проективных методик является использование неоднозначных, неопределенных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен интерпретировать, дополнять, развивать, конструировать.

По способу проявления проекции принято выделять несколько типов методик:

конститутивные — предполагающие придание испытуемым определенного смысла (структуры) материалу, наделение его каким-либо содержанием (тесты Роршаха, Розенцвейга);

конструктивные — создание целого из отдельных частей и разрозненных деталей («Тест мира» М. Левенфельда — «конструктор» из 232 миниатюрных домов, деревьев, людей);

интерпретативные — предусматривающие истолкование событий, ситуаций, изображений (Тематический апперцепционный тест — ТАТ Генри Мюррея и Кристины Морган 1935 г.);

катартические — самовыражения в условиях эмоционально напряженного творчества (психодрама Дж. Морено 1946 г., тест кукол А.Вальтмана 1951 г.);

экспрессивные — рисование на заданную или свободную тему (тест «Дом—дерево—человек»);

импрессивные — требующие предпочтения одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест выбора цвета М.Люшера);

аддитивные - дополнения, завершение предложения, рассказа, истории (Методика завершения предложения).

Впервые процесс проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, описал Г. Мюррей. Он рассматривал проекции как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всего психического содержания.

В практической деятельности проективные методики позволяют решать преимущественно следующие задачи:

а) их проведение позволяет наладить контактс испытуемым, особенно с ребенком;

б) они дают общую ориентировочную картину личностных, индивидуально-психологических особенностей испытуемого;

в) они позволяют получить информацию о проявлениях личности, плохо контролируемых или совсем не контролируемых сознанием.

Одним из достоинств проективных методов в логопедической практике является их по большей части невербальный характер, что позволяет получить, пусть ориентировочную, информацию о ребенке, минуя речь при тяжелых ее поражениях. Вместе с тем определенную ценность представляют и проективные методы, требующие вербального ответа, например, тест оценки фрустрационной толерантности Розенцвейга или тест незаконченных предложений. В определенной мере они позволяют одновременно получать сведения не только о психических характеристиках, на которые они направлены, но и о речи испытуемого. Например, цветовой тест М.Люшера позволяет оперативно получать сведения о динамике психического состояния ребенка в разных жизненных ситуациях: спокойной обстановке, до или после выступления и т.п.

Социометрический метод

Метод социометрии (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю) применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев. Он позволяет выявить:

1) особенности систем неформальных отношений в группе;

2) степень психологической совместимости конкретных людей;

3) внутригрупповые статусы группы в целом;

4) качество психологической атмосферы группы в целом. В настоящее время социометрия активно используется психозами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

На основе социоматрицы строится социограмма, представляющая собой наглядное графическое представление отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.

Данный метод занимает особое место при оценке статуса ребенка с нарушением речи, поскольку речь выполняет важнейшую и первичную для полноценного развития ребенка коммуникативную функцию, которая обеспечивает его взаимодействие с окружающими людьми. Вместе с тем качество речи и отношение к ней ребенка в значительной мере социально обусловлены.Так называемый «страх речи» по существу является страхом перед партнером по общению, который с точки зрения ребенка может отвергнуть его из-за имеющегося дефекта. Основными социальными группами, влияющими на речевое поведение ребенка, являются семья (если она есть), детское учреждение, в котором он воспитывается, и группа, в которой осуществляется коррекция речи. Если логопеда интересует качество речевой среды в этих группах, то психолога ~ характер отношений членов группы и место, занимаемое обследуемым ребенком в каждой из них. Например, разный статус ребенка в семье и в логопедической группе может затруднять или, наоборот, способствовать переносу навыков нормативной речи в жизнь. В отношении детей школьного возраста и старше применяется классическая социометрическая методика, в отношении дошкольников более приемлема объективная методика картирования. Результаты социометрии полезны не только специалистам (психологу и педагогу), но могут быть использованы и для консультирования родителей, воспитателей и учителей ребенка.

Экспертный метод

Наряду с совершенствованием технической стороны психодиагностики сохраняют свое значение и различные эмпирические методики, к которым относится метод экспертных оценок. Он заключается в опоре на опыт работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных. Эксперт (от лат. expertus -опытный, искушенный) — компетентное лицо, имеющее социальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Его задачей является выражение своего мнения о качестве объекта или явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами. При сравнении результатов психологической диагностики, осуществляемой компьютером и опытным специалистом, последний зачастую проигрывает в формальном обосновании устанавливаемого диагноза, но выигрывает в его качестве. По существу, экспертными остаются многие методы психолого-педагогического изучения ребенка, так как сложность и многообразие требующих оценки психических качеств ребенка неизбежно заставляет обращаться именно к экспертной оценке, которая сводится к единообразной форме шкалирования. При этом происходят потери данных, полученных с помощью более точных методов, но это компенсируется возможностью построить целостную картину сопоставимых между собой характеристик ребенка. Школьная оценка, по существу, также является экспертной.

В психологическом исследовании экспертное оценивание может рассматриваться в качестве самостоятельного метода познания и в виде существенного компонента процедур наблюдения, опроса, эксперимента, анализа продуктов деятельности — словом, везде, где имеет место нестандартизированный переход от признаков к выводам.

Обработку и передачу экспертной информации в общем случае производит так называемая мониторинговая группа, которая формулирует исследовательскую задачу, разрабатывает оценочные параметры и производит математическую обработку. В психодианостическом исследовании все эти задачи выполняет психолог или тот, кто проводит диагностику. Необходимо еще раз подчеркнуть субъективность метода, т.е. значительную зависимость результатов такого оценивания не только от объекта исследования, но и от характеристики тех лиц, которые эти исследования выполняют. Однако субъективность метода вовсе не означаетего неэффективности.

Решение об использовании экспертного метода принимается в каждом конкретном случае отдельно. Одним из критериев его эффективности является подтверждение или опровержение диагностический гипотезы. В тех случаях, когда формулирование гипотезы затруднено, метод дает возможность «нащупать» направление решения.

Работа экспертов может происходить в условиях большей или меньшей стандартизации. Выражение их суждений в зависимости от особенностей исследования планируется в форме свободного интервью или анкетирования с полузакрытыми (или открытыми) вопросами, либо как стандартизированное интервью.

В логопедии, как и в других областях педагогической деятельности, экспертная оценка используется достаточно широко. Например, в виде периодической оценки речи детей на так называемых контрольных занятиях. В этом случае обычно используется интегральная оценка качества речи по степени: норма, незначительное нарушение, умеренное нарушение и т.д. В некоторых случаях используется оценка динамики: без улучшения, улучшение, умеренное улучшение, значительное улучшение и т.д. Кроме того, оценке могут подвергаться отдельные характеристики речи — связность, разборчивость, качество речевого дыхания, тембр голоса, насыщенность запинками и др. При всей, казалось бы, нестрогости и даже субъективности экспертов, к их услугам прибегают даже при необходимости принимать чрезвычайно ответственные технические, хозяйственные и политические решения. Поэтому необходимо подчеркнуть, что в качестве экспертов должны выступать опытные авторитетные профессионалы. Подводя итоги описанию разнообразных методов психологической диагностики, следует отметить, что лучшим из всех является тот, который в каждой конкретной ситуации позволит поставить наиболее точный психологический диагноз.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение методу наблюдения.

2. Назовите сферы применения метода наблюдения.

3. В чем заключается суть методов анализа продуктов деятельности с целью психодиагностики?

4. Как может быть использован контент-анализ в работе логопеда?

5. Дайте определения анкетному методу обследования.

6. Приведите примеры видов анкет.

7. Какие анкеты могут быть применены в логопедии?

8. Назовите основные виды опросников.

9. Какую основную роль выполняют проективные техники в процессе обследования?

10. Приведите примеры использования социометрии в логопедии.

Рекомендуемая литература

Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. — М., 1982.

Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность: Пер. с англ. — М., 2000.

Алексеев Л.Л., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. — Л., 1991.

Амонашвили III. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984.

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. — М., 1982. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997.

Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми: Избр. психол. произв. — М., 1975.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Ю. Методика многостороннего исследования личности. — М., 1994.

Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М., 1983. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 2000.

Бутенко И. А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами. — М., 1989.

Введение в практическую социальную психологию / Отв. ред. Ю.М.Куков, Л.Л.Петровская, О.В.Соловьева. — М., 1996.

Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. К. М. Гуревича, Е.М.Борисовой. — М., 2000.

Войтко В. И., Гильбух К). 3. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии— 1976. — № 4.

Волков И.Л. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. — Л., 1970.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1999.

Гамезо М.В., Домашенко И.Л. Атлас по психологии. — М., 1986.

Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М., 1989. Годфруа Ж. Что такое психология; В 2 т. — М., 1996.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1994.

Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. — 1980.-№2.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — М., 1997. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991.

Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы их анализа // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция; Учеб. пособие / Под ред. О. Б. Иншаковой. — М.; Воронеж, 2001.

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. — Л., 1982.

Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984.

Лебединский В. В., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. —Л., 1966.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. — Петрозаводск, 1992.

Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.

Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. — СПб., 2001.

Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985.

Методы изучения интеллекта: методические разработки по спецкурсу «Психология». —Л., 1982.

Методы социальной психологии / Отв. ред. Е.С.Кузьмин, В. Е. Семенов.—Л., 1977.

Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. — М., 1958.

Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. — 1957. - № 5.

Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: .3 кн. Кн. 3. Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика. — М., 1995.

Норакидзе В. Г. Новые методы исследования характера личности. — Тбилиси, 1975.

Основы психодиагностики / Отв. ред. А. Г. Шмелев. — Ростов н/Д, 1996.

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. — М., 1988.

Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1984.

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Л.Л. Крылова. - СПб., 1997.

Психологическая диагностика / Отв. ред. К. М. Гуревич, Е.М.Борисова. - М., 1997.

Психология: Словарь /Отв. ред. Л. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М., 1990.

Реан Л. Л., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб ., 1999.

Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-0): Пер. с англ. - М., 2001.

РегушЛ.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. — СПб., 2001.

Романова Е.С ., ПотемкинаО.Ф. Графические методы в психологической диагностике— М., 1992. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.

Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб., 2002.

Шошин П. Б. Метод экспертных оценок. — М., 1987.

Ядов В.Л. Социологическое исследование. — М., 1972.

Наши рекомендации