В психологическом эмпирическом исследовании
Проблему отношения "естественнонаучного" и герменевтического подходов к психологическому эмпирическому исследованию решали многие психологи. Способ "внешнего решения" — это обращение к принципу дополнительности, сформулированному Н. Бором. В частности, последняя попытка применить его к психологическим измерениям принадлежит А. Д. Резнику [Резник А. Д., 1992]. Можно полагать, что естественнонаучное, объективное описание психической реальности и описание, полученное герменевтическим методом, не исключают, а взаимодополняют друг друга, как в квантовой физике взаимодополнительные описания реальности дают ее "матричная" и "волновая" версии. Однако проблема при таком ее решении лишь загоняется вглубь, потому что при постановке любого частного эмпирического исследования неизбежно возникает вопрос: какой методический подход будет более адекватен природе исследуемой реальности в конкретном случае?
Существуют ли какие-либо правила выбора методического подхода, а точнее — ограничения применяемости того или иного методического подхода по отношению к различным предметным областям психологии?
Для начала введем понятие " мощность метода " или " разрешающая мощность метода ", которое будет означать способность метода выявлять закономерности проявления и развития исследуемой реальности. Будем считать, что мощность метода определяется результатом его применения, а именно: метод тем "мощнее", чем более полное знание мы получаем на "выходе процедуры". Точность знания, в свою очередь, определяется по шкале "качественное знание" — "количественное знание". Для психологии одним полюсом будет являться описание в терминах "естественного" языка (собственно, это сведение научного знания к объединенному психологическому знанию — психологическому "здравому смыслу"), а другим полюсом будут количественные знания, которые представлены на абсолютной шкале либо шкале отношений [Стивенс С., 1950; Крылов В. Ю., 1990].
Тем самым получим следующую градацию результатов применения метода: описание в естественном языке, нечеткая классификация, строгая классификация (номинативная шкала), порядковая шкала (строгая и нестрогая упорядоченность), метрические шкалы (интервалов, отношений, абсолютная).
Подробное описание психометрических шкал и допустимых преобразований дано в соответствующей литературе [Ингенкамп К., 1991; Стивенс С., 1950].
Остановимся только на основных признаках шкал, чтобы избавить читателя от необходимости искать справочный материал.
Размытые (нечеткие) классификации основаны на теории лингвистической переменной [Заде Л., 1976]. В отношении того или иного объекта можно сказать лишь о "близости" его к тому или иному классу. В вероятностной интерпретации это вероятность принадлежности объекта к тому или иному классу (вероятность обладания некоторым признаком). Еще более "слабая" интерпретация: выделение классов сходств (классов толерантности). Отношения толерантности не обладают признаком транзитивности, т. е.: если А сходно с В , а В сходно с С, это не предполагает, что Л сходное С по выделенному признаку [Дружинин В. Н., 1990; Крылов В. Ю., 1990]. В лучшем случае мы можем выделить класс на основе сходства некоторых объектов с объектом-эталоном, но не на основе сходства всех объектов между собой [Дружинин В. Н., 1990].
Номинальная шкала долгое время считалась самым низким уровнем измерения. При использовании номинальной шкалы учитывается наличие или отсутствие признаков (признака) у тех или иных объектов. Классификация может проводиться по одной или нескольким категориям, важно лишь то, что объект не может принадлежать сразу к нескольким классам, например быть холостым и женатым, живым и мертвым, мужчиной и женщиной (хотя в последнем случае возможны варианты). Выделенному классу присваивается имя ( номен ). Порядковая шкала имеет ряд модификаций, к основным относятся шкалы строгой упорядоченности , где между элементами реализовано отношение "больше — меньше", и нестрогой упорядоченности , где реализуется отношение "больше или равно — меньше или равно". Порядковая шкала указывает лишь последовательность носителей признака и направление, в котором изменяется выраженность признака.
Шкала интервалов отличается от порядковой равенством различий в выраженности признака у объектов, находящихся рядом, т. е., если
ai-1 < ai < ai+1 , то | ai-1 - ai | = | ai - ai+1 |.
Естественно, 3 составляющие шкалы интервалов произвольны: нуль шкалы, величина единицы измерения и направление, в котором ведется подсчет.
Шкала отношений и абсолютная шкала позволяют сделать вывод о пропорциях. Интервалы шкалы не только равны, но и соотнесены с естественной точкой — началом отсчета. Нулевому значению шкалы здесь соответствует нулевое значение выраженности признака. Абсолютная шкала отличается от шкалы отношений тем, что на ней введены не только естественный ноль, но и естественная (неделимая) единица измерения. Если некоторый процесс "квантуется" естественным путем, то в этом случае используется абсолютная шкала.
Каждому типу шкалы соответствует величина главной тенденции и допустимый вид математических преобразований [Стивенc С., 1950].
Стало общепринятым заявлять, что при психологических исследованиях результат может быть выражен (в лучшем случае) в значениях шкалы интервалов, но, как правило, исследователь должен ограничиваться либо порядковой, либо номинальной шкалами.
Возникает проблема: чем обусловлена структура данных эмпирического исследования и какая существует связь между предметом, методом и результатом исследования? Иначе говоря, не обусловливает ли сам предмет психологического исследования допустимость того или иного способа описания данных?
Предположим, что такая связь действительно существует. Ее можно вкратце описать следующим образом: чем более высокий уровень психологических структур исследуется с помощью "естественнонаучного" метода, тем меньше разрешающая мощность этого метода, что проявляется в достоверности, надежности и воспроизводимости результата, мощности используемой шкалы и метода математической обработки данных.
Следует остановиться на том, что подразумевается под более высоким и более низким уровнем иерархии психологической структуры. Ответ на этот вопрос дают различные структурно-уровневые концепции психики [Роговин М. С., 1977; Пономарев Я. А., 1983]. Одной из них является концепция Я. А. Пономарева. Согласно Я. А. Пономареву, на каждом временном этапе достигается определенный уровень развития, фиксируемый возникновением структуры. Соответственно, более высокий уровень психики — более поздний по происхождению — является интегратором, системой по отношению к низшим (выступающим как его подсистемы), связан со смысловыми и содержательными сторонами психики, тогда как низший — с формально-динамическими [Пономарев Я. А., 1983], он ближе к целостности, уникальности, универсальности индивида и регулирует более общие его отношения с миром. Одно из важных отличий высших уровней психики от низших — это связь с разными режимами функционирования психики. Как отмечает А. А. Гостев: "Активность и реактивность связаны на всех уровнях. Так, познавательная активность реактивна в смысле того, что возникает в ответ на события, препятствующие достижению цели. Принцип реактивности на уровне ощущений является верховным, а на более высоких уровнях все более подчиняется принципу активности" [Гостев А. А., 1992. С. 24].
Однако этому подходу противоречат результаты исследований когнитивных психологов, в частности К. В. Бардина (Бардин К. В., 1993), которые показывают существенное влияние активности познающего субъекта при решении "простейших" сенсомоторных задач.
Речь идет о распространенной склонности приписывать активное (субъектное) начало лишь "верхним этажам" психической регуляции поведения.
Как бы то ни было, нужно хотя бы очень условно выделить уровни психической регуляции и ответственных за нее психических структур и соотнести эти уровни с мощностью способов интерпретации результатов, получаемых в ходе исследования.
Возможных вариантов структурно-функциональной организации системы психики очень много. Наиболее простым примером служит модель, предложенная А. М. Волковым (Волков А. М., 1990), — модель базисной структуры психики. Автор выделяет сенсорный, перцептивный, мыслительный уровни с различными проявлениями их функционирования.
Эти связи представлены в таблице (табл. 3.2).
Неясно, однако, почему один из видов образов — признак; где располагается уровень вторичных образов; как быть с эмоциями; чем решение задачи отличается от
Таблица 3.2 Уровень БСП Функция Образ Внешняя регуляция Опыт
1. Сенсорный Решение задачи Признак Тактика Навык
2. Перцептивный Достижение цели Предмет Стратегия Умение 3. Мыслительный Реализация мотива Понятие План Знание достижения цели; почему сенсорный опыт сводится к навыку, а не включает сенсорное знание (сенсорные эталоны и пр.), и т. д.
Вышеприведенный пример взят достаточно случайно, не столько для критики, сколько в качестве демонстрации.
Вероятно, на современном уровне психологического знания построение подобных целостных моделей психики, претендующих на универсальность и полноту, — дело безнадежное и неблагодарное.
Но методологические и методические проблемы надо решать (хотя бы и в первом приближении), поэтому каждому исследователю, в том числе и автору этой книги, приходится создавать в качестве средств решения этих проблем' некоторые конструкции, имеющие статус метафор, а не конечных продуктов исследовательской деятельности. И, естественно, теоретических претензий к содержанию этих конструкций гораздо больше, чем пользы от их применения.
Приведем "рабочую" схему: иерархию уровней психических систем.
" Нулевой " уровень — это уровень допсихический, обеспечивающий жизнедеятельность человеческого организма и его влияние на психическую активность, — определяется следующим, психофизиологическим, уровнем.
" Психофизиологический " уровень . Название крайне условно. Речь идет об уровне психических процессов, при исследовании которых в равной мере успешны психологический и физиологический методы. Этот уровень отвечает за простейшие виды психической подсознательной регуляции (реализация автоматизированных действий — операций, навыков). " Мезопсихический " уровень — уровень регуляции действий. Основная логика этого уровня: отношение произвольных и непроизвольных процессов. Это "собственно-психологический" уровень — уровень взаимодействия сознания и бессознательного, хотя они как структуры представлены на другом уровне интерпретации.
" Макропсихологический " уровень . На этом уровне осуществляется-регуляция деятельности психическими функциональными системами, отвечающими за целостность психики. Здесь "Я" взаимодействует с социальными нормами (нормативно-одобряемый способ деятельности соотносится с индивидуальным).
Уровень уникальности — это целостная индивидуальность, субъект жизненной активности (творчества), строящий свой неповторимый жизненный путь.
Таким образом, высший уровень психического отличается по крайней мере следующими признаками:
1) уникальностью, т. е. способностью порождать уникальное поведение и продукты (творчество);
2) спонтанной активностью, т. е. способностью выходить за пределы ситуации "здесь и теперь", регулировать действия, прогнозируя будущие события;
Таблица 3.3 Связь уровней психической регуляции