Некоторые факторы формирования ценностных ориентации личности
Влияние социально-экономических условий на социально-психологическую динамику личности исследуется рядом авторов [А.Л. Журавлев, 1996, 1998; М.И. Бобнева и Е.Д. Дорофеев, 1997, А.Л. Журавлев и Е.В Шорохова, 1998, 1999; В.П Позняков, 1998] Особый интерес вызывают работы, связанные с изучением ценностных ориентации различных социальных групп в условиях экономических изменений [В А Хащенко, 1998, 1999, НА Журавлева. 1997, 1998, 1999] Так, например, в исследовании В.А. Хащенко [30] делается вывод о доминировании общей направленности личности на индивидуальные, в том числе экономические ценности Опираясь на данные, полученные на выборке москвичей в 1994 году, автор считает, что «изменения в ценностных ориентациях коснулись прежде всего, усиления ориентации на себя, опоры на собственные силы (волевые качества, рациональность в поведении и тд.) и снижения роли и значения качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми (чуткость, уважение к другому и т.д )у> [30, С.67]. Данные результаты подтверждаются и работой НА. Журавлевой [16], выполненной на значительной выборке и показавшей динамику ЦО различных социальных групп в изменяющихся социально-экономических условиях (сравнение «срезов» 1994 и 1997 гг ).
Представленные работы проводились на отечественной выборке. В исследовании немецкого психолога Б. Шледера [31], проведенном на студентах двух вузов Германии, также рассматривается вопрос внешней детерминации изменений ЦО, но в условиях экономической стабильности Результаты исследования обнару-
жили предпочтение альтернативных ценностей (социальных и эмоциональных), что позволило автору также сделать вывод об изменчивости ценностных ориентации. Б. Шледер считает, что «результаты исследования отражают ситуацию, которая была типична для ФРГ в конце 80-х годов. Обнаруженная в это время большая значимость ценностей человечности и сотрудничества, а также скептическая отстраненность от ценностей достижения отражают такое восприятие жизни, которое развивается в стране в период относительной экономической стабильности и уверенности» [19, С.56]. Данные этих работ явно демонстрируют влияние экономических условий развития общества на структуру ЦО личности. К сожалению, отсутствуют подобные работы, выполненные на детях разного возраста.
Экономические условия влияют на ЦО взрослых, которых можно рассматривать как потенциальных родителей. Многие авторы придерживаются мнения, что в условиях экономических изменений семья продолжает играть существенную роль в формировании личности детей и подростков, обеспечивая для них относительно стабильную систему представлений, норм и ценностей [Е.М. Рахковская, 1995; MB. Золотухина, 1996; Л.И. Савинов, 1996 и др.]. Следовательно, посредством семьи передается детям и изменившаяся система ценностей, в том числе экономических.
Школа, наряду с семьей - наиболее значимое ближайшее социальное окружение для школьника, особенно младшего возраста. Индивид начинает свой путь социализации, опираясь на ценности сначала семьи, затем- школы, ориентируясь на знание физических, экономических, социальных законов природы и общества. Изучение этих законов в полной мере невозможно без образовательного процесса, в том числе и экономического. К сожалению, нами не были обнаружены социально-психологические исследования, показывающие влияние экономико-образовательной микросреды, в частности школьного экономического образования на ЦО личности. Тем не менее, ряд работ педагогической и психолого-педагогической направленности показывает значимое влияние образовательного процесса в целом на структуру ценностных ориентации школьников, косвенно раскрывая интересующий нас аспект [И.В. Адеева, 1995; С.А. Баклушинский, 1996; А.П. Вардомацкий, 1990; Е.А. Васина, 1993; Н.А. Волкова, 1983, И.В. Дубровина, Б.С. Круглов, 1983; Т.Н. Мальковская, 1983 и др.].
Так, например, Т.Н. Мальковская 11983], исследуя теоретические основы формирования ЦО, особенно социальных, выделяет основные факторы, влияющие на этот процесс: социальные ценности общества, школы, семьи, ближайшего окружения. Автор отмечает, что успешность формирования социальных ориентации во многом зависит от активной позиции школьника, т е способности осуществлять волевое усилие, делать выбор, принимать решение и проводить его в жизнь. Формирование этой позиции, по ее мнению,- одна из задач школы. Нельзя не согласиться с данными выводами. Экономическое образование также направлено на формирование активной позиции школьника в социально-экономической среде Следовательно, экономическое образование можно рассматривать как фактор ЦО школьников
И В. Дубровина и Б.С Круглов [7], связывая ЦО с интересами, отмечают, что у младших школьников интересы недостаточно дифференцированы, осмысленны и сосредоточены на учебной сфере. Однообразие интересов, по их мнению, приводит к обедне-кию ЦО Продолжая эту мысль, можно констатировать: экономическое образование расширяет круг социальных интересов, формирует экономические представления, позволяющие ориентироваться в сложных экономических аспектах жизни общества, а, следовательно, содействует разностороннему развитию личности младшего школьника.
Ряд работ, специально посвященных экономическому образованию студентов [НА. Баранов, 1996; ВВ. Неволина, 1996, Ю.Н азьмин, 1996 и др.], носит, как правило, констатирующий характер. Тем не менее, их результаты подтверждают общее предположение о значимом влиянии экономического образования на социокультурные ценности [3], на структуру ЦО [29], на выбор модели поведения студентов, их успешную социализацию в новых экономических условиях [20].
Анализ литературы в интересующей нас области исследований показал, что наиболее активно исследуется подростковый и юношеский возраст, а младший школьный и дошкольный возраста остаются за рамками исследований специалистов этого направления. С нашей точки зрения, именно младший школьный возраст является сензитивным периодом в экономической социализации личности, что должно проявляться в изменении структуры ЦО под влиянием раннего экономического образования.
Предполагаемое нами специальное исследование влияния экономического образования на ценностные ориентации младших школьников может дать представление о возможностях, воздействия такого вида образования на формирование личности, возможно, с новым типом экономического сознания
Программа исследования