Если они что-то забыли, дополните их (см. таблицу)
Каждый из этих параметров разберите:
Действия участ-ника Разбор
1Уверенно ли идет? Если вы шли, ссутулившись, смотрели в пол, шли медленно, покачиваясь, или, наоборот, слишком быстро – конечно же, это было «УВЫ»!
Можно попросить ребят встать и походить по комнате, как забитые, неуверенные в себе люди. Когда они будут так ходить, спросите: «Хочется ли им общаться сейчас друг с другом?» Покажите, что с такими людьми никто не хочет общаться. А теперь
попросите их походить по комнате, как ходят жизнерадостные, уверенные в себе люди. «Теперь хочется общаться?» Ответ, скорее всего, будет положительным.
2Приветствует ли тех, кто уже находится в кругу? Не забывайте здороваться, даже с незнакомыми людьми. Когда вы молчите, значит, вы чего-то стесняетесь или боитесь. Наверняка, у каждого из нас была ситуация, когда, завидев давнего знакомого, с которым очень давно не встречались, мы стараемся спрятаться в толпе или перейти на другую сторону улицы, лишь бы не общаться. Это поведение неуверенного человека.
3Смотрит ли в глаза других, когда при-ветствует других участников в кругу? Когда вы прячете глаза, вы ведете себя как очень неуверенный в себе человек. Вспомните, что глаза обычно прячут люди, которые обманывают, что-то недоговаривают, чего-то боятся. Если же вы смело смотрите в глаза и не избегаете зрительного контакта, значит, вы открыты и вам нечего скрывать.
4Куда сел? Мы садимся с краю, когда хотим, чтобы нам было удобно, если что, незаметно уйти или сбежать. Вспомните, когда вас соби-рают на неинтересные собрания в актовом зале, середина обычно пустует. Если у нас, наоборот, есть интерес, мы садимся в центре (как в кино). Таким образом, тот, кто садился около ворот, был уже настроен уйти (это не касается людей, котором ничего другого не оставалось, кроме как сесть на эти места).
5Как сел на свой стул?Садятся на край только те люди, которые хотят поскорее уйти или не планируют здесь долго задерживаться. Однозначно, это позиция неуверенного человека.
Если вы сели, облокотившись на стул, и даже перед тем, как сесть, поправили его и поставили так, как вам удобно, то это уверенное поведение. Когда вы трогаете чужой предмет, он как будто на время становится вашим. Вспомните, как футболисты бьют пенальти (удар с 11-метровой отметки). Мячик уже стоит на отметке, так ведь они все равно подойдут к нему, потрогают, покрутят, поставят сами, они как бы делают его своим, просят его быть на их стороне. Так и в жизни.
6.Участник сел на стул, но ведущий все-таки в чем-то сомневается, но не может этого понять. При этом участник ждет от ведущего ответа. Тогда ведущий смотрит на этого участника молча и ждет, когда участник спросит:
Участник: «Ну как?»
Ведущий: «Ну а ты-то сам(а) как думаешь?».
Эта форма является провокационной. Здесь проверяется внутренняя уверенность человека. Когда нас оценивают, мы принимаем правила игры, в которой есть жертва, а есть охотник. Так вот, если мы боимся, как боится жертва охотника, то волей - неволей мы это показываем. Поэтому мы должны быть стойкими и в словах. Отвечать нужно всегда уверенно и позитивно для себя. Значит, это «УРА».
После разбора задайте еще некоторые вопросы.
Как вы думаете, зависит ли что-либо в ситуации, когда вас оценивают, от вас самих или нет?
Выслушайте все ответы, если ответов и желаний высказаться много, то пусть выскажется каждый, для этого пустите какой-нибудь предмет по кругу для последовательного высказывания. Мнения участников - и разные, и похожие, - надо поддержать и поблагода-рить каждого за его слова.
О чем это упражнение? Чему оно вас научило?
Вы можете услышать стандартный ответ: «Чтобы научиться правильно входить в помещение» . Естественно, упражнение не о том.
Это упражнение – об уверенности вообще. Оно было нам нужно для того, чтобы вы могли это ощутить на себе, чтобы могли почувствовать, как вы умеете справляться со сложной ситуацией. Вы получили много информации для размышления: где ваши «слабые места», сколько попыток вам понадобилось, чтобы получить «Ура», то есть добиться успеха, и т.д Подведите все ответы к тому, что: