Интерпретация полученных результатов
Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее описание поведения:
А) включение:
Ie – низкое- означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;
Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw – низкое – предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;
Iw – высокое – предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним.
Б) контроль:
Се – низкое – означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
Се – высокое – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
Cw – низкое предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;
Cw – высокое – отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;
В) аффект:
Ае – низкое – означает, что индивид очень осторожен при утановлении близких интимных отношений;
Ае – высокое – предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;
Aw – низкое – означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;
Aw – высокое – типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.
От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний: 0–1 и 8–9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, и поведение будет иметь компульсивный характер. 2–3 и 6–7 – низкие и высоки баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении. 4–5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого сырого счета. Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.
Характеристика шкал ОМО
ВКЛЮЧЕНИЕ выраженное поведение
Ie – стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.
Требуемое поведение
Iw – стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились бы быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.
КОНТРОЛЬ выраженное поведение
Се – пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.
Требуемое поведение
Сw – стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.
АФФЕКТ выраженное поведение
Ae – стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.
Требуемое поведение
Aw – стремлюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.
Оценки по этим шкалам – числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e + W) и противоречивости межличностного поведения (e-W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.
Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)
ИНСТРУКЦИЯ: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».
Опросник
- Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
- Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).
- В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
- Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
- Я в принципе, против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
- Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
- Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
- Бывает, хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.
- Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
- В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
- Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
- Ели я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.
- Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.
- Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
- Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
- Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.
- Разговаривая, излишне жестикулирую.
- Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
- Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
- Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
- Если я хочу, то мне всегда удается скрыть вою неприязнь к плохому человеку.
- Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
- Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т.д.
- Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
- Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Обработка данных.
Подведите итоги самооценивания с помощью предложенного ключа.
«Помехи» в установлении эмоциональных контактов | Номера вопросов и ответы по «ключу» |
1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их. | +1, -6, +11, +16, -21 |
2. Неадекватное проявление эмоций. | -2, +7, +12, +17, +22 |
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций. | +3, +8, +13, +18, -23 |
4. Доминирование негативных эмоций. | +4, +9, +14, +19, +24 |
5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. | +5, +10, +15, +20, +25 |
Интерпретация.
Какова сумма набранных вами баллов? Она может колебаться в пределах от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало баллов (0–2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны. если вы набрали не более 5 баллов – эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами: 6–8 баллов – у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9–12 баллов – свидетельство того, что ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами, 13 балов и больше – эмоция явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у вас – это пункты, по которым вы набрали 3 и более баллов.