Четыре пути к самоуважению

Как же стимулировать самоуважение, если достоинство не зависит от успеха, любви, одобрения? Предлагаю четыре пути к самоуважению. Из них лучше выбрать один, который кажется наиболее полезным.

Путь первый, прагматический и философский. Человеческое достоинство — абстракция. В реальной жизни не существует такой вещи, как человеческое достоинство. Им нельзя обладать, его невозможно измерить. Достоинство — не предмет, а понятие, которое очень обобщено и не имеет реального, практического значения. Эта концепция не приносит пользы и не помогает в жизни. Она наоборот носит поражающий характер. Достоинство не гарантирует никаких благ, а только вызывает переживания и обрекает на ужасное существование. Так что, стоит избавить себя от жажды быть достойным, исчезнет желание измерять его и страх перед никчемностью.

Достоинство и никчемность — это пустые слова. Выбросите их на помойку. Туда же, при желании, можно положить свое «я — действительное». Только тогда можно понять, что терять нечего, и сконцентрироваться на жизни. Решение жизненных проблем, вот что важно.

Страх перед потерей достоинства нелеп. Следующим диалогом я попробую пояснить это. Предположим, что я — никчемен. Попробуйте внушить мне это, чтобы расстроить.

Вы: Бернс, вы никчемны.

Я: Конечно, я полностью согласен. Во мне нет ничего, что делало бы меня достойным. Любовь, одобрение, достижения не могут дать мне достоинство. Поэтому я согласен: его нет (306:) у меня. В чем же моя проблема? Что может случиться ужасного?

— Вы должны ужасно себя чувствовать. Вы просто плохи.

— Предположим, я — плох, ну и что? Что в этом такого, почему я должен чувствовать себя ужасно? Неужели никчемность добавляет мне недостатки?

— Как вы можете уважать себя? А другие как? Вы просто ужасны!

— Я могу считать себя ужасным, но я уважаю себя, как и многие люди. Я не вижу настоящей причины не уважать себя. Вы можете не уважать, но это мало волнует меня.

— Но никчемные не могут быть счастливыми. Вы должны страдать депрессиями. Мои знакомые эксперты определили, что вы полнейший ноль.

— Тогда позвоните им и скажите: «Врач из Филадельфии обнаружил свою никчемность». Если я настолько плох, то это даже радует меня, я уже ничего не могу потерять. А все-таки быть полным нулем не так плохо, я живу, радуюсь чему-то. Мой девиз: никчемность — это прекрасно. Не выпустить ли футболку с такой надписью? Может я что-то упустил? Конечно, вы значимы, а я — нет. Но что это дает вам? Значимость делает вас лучше меня? Или что?

Если я перестану верить, что успех укрепляет мое личное достоинство, тогда пропадет смысл в работе? Но ведь, находясь в постели, нельзя ожидать ярких впечатлений. К тому же работа дает огромное удовлетворение, когда ее делаешь не для результата; например, когда я пишу, то великолепно себя чувствую. И это не благодаря моей вере в то, что я особенно значим, а потому, что пишу. Удовольствие (307:) доставляет творческий процесс, реализация идей. Работа, если увлечься процессом, может стать восхитительным приключением. Даже риск может нести стимулирующее воздействие. Мне кажется, что это и есть то, что все хотят получать.

Но каково назначение, смысл жизни, если отбросить концепцию достоинства? Каждый день можно получать удовлетворение, радость, развлечение; можно заниматься совершенствованием себя; можно общаться с окружающими. Кто поймет ценность подобных вещей, тот забудет о достоинстве.

А если я человек духовный, меня всегда учили, что все люди имеют достоинство, и я не хочу терять веру в это, то что? Не вижу ничего плохого в вашем подходе. Я даже соглашусь. Поэтому я предлагаю второй путь к самоуважению. Предположим, что существует единица достоинства, которую получают на момент рождения и проносят через всю жизнь. Младенец может достичь немногого, но все равно он будет драгоценен и значим. Даже старый, больной, расслабившийся или уснувший или просто ленивый, все равно, имеет достоинство. Единица достоинства, полученная при рождении, не может быть измерена и никогда не изменится. Но у всех она одинакова. На протяжении жизни можно увеличивать свое счастье и удовлетворение трудом, но можно и, наоборот, сделать свое существование ужасным. Но единица достоинства всегда на месте. Так как нельзя измерить эту единицу или изменить ее, то нет никакого повода беспокоиться. Предоставьте это Богу.

Парадоксально, но такое поведение выводит на ту же прямую, что и предыдущее: заботиться о своем достоинстве бесполезно и никчемно, поэтому лучше продуктивно жить. Какие проблемы мне придется сегодня решать? Что мне нужно предпринять? Такие вопросы действительно полезны,

в отличие от постоянного волнения о личном достоинстве Пришло время сказать и о третьей дороге к самоуважению. Существует только один способ потерять достоинство — преследование себя непоследовательными, нелогичными отрицательными мыслями. Самоуважение становится реальным, когда человек не мучает себя подобными проблемами, а пытается найти на них рациональные ответы. Если они эффективны, то приходит ощущение праздника, поднимается настроение. Не имеет смысла помогать реке течь, нужно только предотвращать ее пересыхание.

Поскольку только искажения могут лишить человека самоуважения, то ничего в реальности не может лишить его личного достоинства. В ситуациях реальных потерь, как бы в доказательство этому, люди не теряли самоуважения; в годы мировой войны узники нацизма не уверовали в свою никчемность, они почувствовали, несмотря на все ужасы, огромный рост собственного достоинства, многие испытали духовный подъем.

Теперь о четвертом пути. Самоуважение можно рассматривать как необходимость заботиться о себе, как о лучшем друге. Представим, что вас неожиданно навестило несколько близких друзей. Как можно позаботиться о них? Надеть лучший костюм, предложить самое изысканное вино и еду, постараться сделать так, чтобы они почувствовали себя хорошо. Сделать так, чтобы они поняли, насколько высоко их ценят. Что их приход это большая честь. Но почему бы не отнестись так же и к себе? А ведь неплохо бы делать это всегда, когда только можно. Ведь насколько бы не была искренней дружба, сам человек всегда важней для себя Так почему бы не относиться к себе, по крайней мере, так же хорошо? Неужели кто-то станет донимать дорогого гостя (309:) глупыми искаженными предположениями? Или будет выставлять напоказ его слабости и несовершенства? Так зачем же это проделывать над собой? Многие сомнения и мучения станут глупыми, если взглянуть на них с этой стороны.

Подобное отношение к себе не требует мучительной подготовки. Оно основывается на желании поднять самоуважение. Положительное влияние его можно осознать без ложного чувства превосходства. Самоуважение не может быть заслужено, заработано, но такой подход повысит его.

ДОСТИЖЕНИЯ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ УТОПИЕЙ

— Вся эта философия о достижениях и личном достоинстве прекрасна, если у кого-то, как и у д-ра Бернса сложилась карьера, вышла книга. Но для меня все это — объяснение богача нищему ненужности денег. Я же все равно верю, что жизнь будет прекрасней, если я добьюсь большего. Счастье только для великих, а я — простой смертный, я никогда не сделал ничего выдающегося, поэтому обречен на вечную нужду. Коли я не прав, попробуйте опровергнуть! Покажите, как я могу изменить свои мысли и чувства. Только тогда я до конца поверю.

Давайте еще раз повторим шаги, необходимые для избавления от навязчивой идеи, что только великие счастливы.

Рациональные ответы

Во-первых, не забывайте давать рациональные ответы на негативные автоматические мысли, чтобы окончательно уяснить, что все проблемы исходят не от поступков, а от (310:) взгляда на них. Как только человек научится реально оценивать свои действия, он почувствует, что его уверенность в себе возросла.

Вот как это использовал Лен, юноша, мечтавший о карьере рок-гитариста Ему необходима была медицинская помощь из-за навязчивых мыслей, что он второсортный музыкант. В юности он думал, что его будут хорошо воспринимать только в том случае, если он станет гением. Он болезненно относился к критике и чувствовал себя ужасно, завидуя более именитым музыкантам. Лен думал: «Я — никто по сравнению с ними». Он был уверен, что друзья и фанаты видят в нем среднего человека. «Я никогда не добьюсь славы, восхищения, любви».

Лен применил для самоопровержения метод двух колонок (таблица 13.1). Это помогло ему понять: не недостаток таланта породил его проблему, а собственные мысли. Как только Лен начал исправлять искаженные мысли, его самоуверенность возросла. «Запись автоматических мыслей и противопоставление рациональных ответов им помогли мне увидеть, как плохо я к себе относился. Я поверил в свои силы».

ПРИОБОДРЯЙТЕСЬ!

Разве настоящее счастье не приходит от успехов в работе? Нет, потому что множество вещей, дающих удовлетворение, никак не связано с карьерой. Не требуется особенных талантов, чтобы насладиться прогулкой по осеннему лесу, чтобы почувствовать счастье от общения с ребенком. Можно насладиться игрой в волейбол, несмотря на то, что средне играете. Что еще? Музыка, походы, плаванье, еда, (311:)

ТАБЛИЦА 13.1

АВТОМАТИЧЕСКИЕ мысли РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. Если я не лучший, то никогда не заслужу внимание других. 1. Максимализм. Не зависимо от того, лучший ли я, людям будет нравиться моя музыка.
2. Но никто не любит музыку, которую я играю. 2 Так могли сказать и Бах и Дж. Леннон. Ни один музыкант не может нравиться всем. Я наслаждаюсь своей музыкой, и этого достаточно.
3. Но как я могу наслаждаться своей игрой, если знаю, что я не лучший? 3. Занятия музыкой мне повышают настроение. И не бывает лучшего музыканта в мире, поэтому им стать невозможно.
4. Будь я более знаменит и талантлив, у меня было бы больше поклонников. Я не могу быть счастлив, когда мне далеко до первых мест в хит-параде. 4. Сколько же мне необходимо поклонников и подружек, чтобы обрести счастье?
5. Но ни одна девушка не полюбит меня, пока я не стану Талантом с большой буквы. 5. Много посредственных людей горячо любимы. Неужели необходимо иметь громкое имя, чтобы кто-то любил меня? Многие мои друзья, не более великие, чем я, встречаются с девушками.

путешествие, разговоры, чтение, изучение чего-то, спорт, секс? Нужно ли быть знаменитым или выдающимся, чтобы насладиться всем этим?

Джорж, 58 лет, страдает маниакальной, резкой сменой настроений и переживает сильную депрессию. Когда он был маленьким, то постоянно слышал от родителей, что во всем должен быть первым. Джорж многого достиг в выбранной им (312:) области, электрической инженерии Он заработал немало наград, пользовался хорошей репутацией, чем и радовал родителей Но он стал подвержен резкой смене настроения В такие периоды его приходилось госпитализировать Это привело к развалу семьи, потере карьеры Жена подала на развод, он был вынужден уйти на пенсию Все достижения испарились

В течение следующих лет Джорж лечился литием и занимался простейшими консультациями в изученной области Но ему пришлось обратиться ко мне по поводу депрессий, не проходящих даже от лития

Причины депрессии удалось установить: Джорж разочаровался в жизни потому, что карьера для него перестала быть символом денег и престижа, как раньше В шестидесятилетнем возрасте он ощутил себя за бортом, так как Джорж до сих пор считал творческие достижения залогом счастья Ему казалось, что простая работа и стиль жизни делают его второсортным.

Так как Джорж был в душе исследователем, он решил докопаться до первопричин своего состояния, используя метод ожидания радости Каждый день он составлял список дел, которые, как ему казалось, должны принести радость, счастье и поднять самоуважение Они могли включать его профессиональную работу, хобби и т д Прежде, чем приступить к делу, он записывал прогнозируемый уровень удовлетворения от него от 0 до максимально возможного для человека — 100%

После того, как Джорж составлял списки в течение нескольких дней, он обнаружил, что жизнь все еще может приносить радость и удовлетворение, как и раньше (таблица 13 2) Он с облегчением осознал, что работа может доставлять много радости Однажды субботним вечером он был несказанно удивлен катаясь на роликовых коньках со своей подругой под музыку, он стал незаметно для себя подстраиваться под музыку,

и как только ритм охватил его, Джорж испытал дикий восторг. Жизнь полна радости, если не фокусироваться на микроскопическом продвижении в своей работе, а открыть себя для других занятий.

Я не утверждаю, что успехи, достижения вредны, это было бы глупо. Быть продуктивным, многого достигать в работе, безусловно, приятно. Но это вовсе не обязательно для того, чтобы достичь блаженства. Нет необходимости заслуживать любовь и уважение однообразным, механическим трудом; не нужно быть первой скрипкой, чтобы почувствовать самоуважение. Теперь, я надеюсь, доступно объяснил свои мысли^

Таблица 13.2. Ожидание радости

Наши рекомендации