Обучение грамматическим навыкам
Основной целью обучения грамматике является развитие навыков и умений грамматически правильной речи.
В средней школе изучение грамматики не является самоцелью. В программе средней школы указано, что обучение грамматике того или иного языка имеет целью научить учащегося правильно говорить и понимать читаемый текст. Это значит, что задачей обучения является не овладение грамматической системой иностранного языка, всеми его формами и конструкциями, а развитие умений и навыков грамматически правильной речи (в рамках школьной программы).
В школе учащимся дается грамматический материал в минимальном объеме (грамматический минимум), необходимом для развития умений и навыков речевой деятельности, что и отражено в программе. Особое внимание обращается на умение выбора и употребления этого материала в устной и письменной речи. Отобранный грамматический материал должен быть достаточным, чтобы обеспечить практическую цель изучения иностранного языка в средней школе, предусмотренную программой.
В содержание обучения грамматическому материалу входит следующее: 1.Усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики и функций (в рамках школьной программы). 2.Знание правил употребления этих форм в зависимости от ситуации общения и контекста. 3.Развитие умений и навыков в употреблении грамматического материала программы в устных и письменных высказываниях.
Было выявлено, что становление навыков грамматически правильной речи проходит более успешно при соблюдении следующих условий:
Предварительное слушание и имитация речевых отрезков, поскольку одного слушания недостаточно, чтобы научиться говорить.
Однотипность фраз, построенных на основе образца. Если мозг воспринимает сигналы одного и того же качества, то нервные импульсы проходят быстрее и прочнее фиксируются.
Использование в упражнениях действий по аналогии для усвоения языковых форм при обязательном наличии речевой задачи.
4. Относительная безошибочность речевых действий.
Чтобы добиться становления навыков, обеспечивающих грамматически правильное оформление речи, необходима длительная работа учащегося, управляемая учителем. Она должна включать следующие этапы:
Показ нового грамматического явления в типовом предложении, произнесенном учителем или диктором с последующим повторением образца учащимися.
Усвоение этого материала путем выполнения серии упражнений в условно-коммуникативных ситуациях с опорой на образец для формирования навыков.
Употребление грамматических явлений в разных видах речевой деятельности и комбинирование типовых предложений в процессе решения коммуникативных задач в целях формирования речевых умений.
Решающее значение для овладения навыками имеют упражнения.
Автоматизация навыков при обучении активной грамматике требует многократного повторения одного и того же действия на изменяющемся лексическом материале. Для этого применяются так называемые подстановочные упражнения. В подстановочных упражнениях сочетается работа над лексикой и грамматикой. Для таких упражнений составляются специальные таблицы.При работе по подстановочным таблицам с полной сочетаемостью учащийся составляет предложения по образцу, не задумываясь над грамматическими формами слов. Над смыслом слов и их сочетаний он тоже может не задумываться. Упражнение может проходить чисто механически. Другой вид упражнений, обучающих активным грамматическим навыкам, близкий к подстановке, называют обычно парафразом. Учащийся в этих упражнениях ставится перед необходимостью варьировать грамматические варианты моделей, изменять формы отдельных слов, не меняя структуры предложения или переходить от одной структуры к другой. Укажем также упражнения в заканчивании и расширении предложений. Упражнения для овладения активными грамматическими навыками должны проводиться, в основном, устно. В подстановочных упражнениях также, особенно в младших классах, предпочтение должно отдаваться устным упражнениям без таблиц, проводимым с помощью наглядных пособий, например с варьируемыми однопредметными картинками, схематическими рисунками на доске, магнитной доской.В дальнейшем для устных упражнений требуется зрительная опора, главным образом в силу того, что грамматические элементы (артикли, местоимения, предлоги, суффиксы и флексии), как правило, произносятся без ударения, и это затрудняет их дифференциацию. Зрительная опора тем более необходима, чем сложнее образец и действия по образцу.