Мягкость;

45) умениедружить;

46) агрессивность;

47) доверчивость;

48) малорезультативность;

49) склонность вести за собой;

50) инфантильность;

51) адаптивность,приспосабливаемость;

52) идивидуализм;

53) нелюбовь к употреблению ругательств;

54) несистематичность;

55) дух соревнования;

56) любовь к детям;

57) тактичность;

58) амбициозность, честолюбие-;

59) спокойствие;

60) традиционность, подверженность условностям.

Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл. Ключ: маскулинность (номера вопросов): 1,4, 7,10, 13, 16,19, 22, 25, 28,31, 34,37, 40,

43, 46, 49, 52, 55, 58;

фемининность(номера вопросов): 2, 5, 8, 11,14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35,38, 41,

44, 47, 50, 53, 56, 59.

Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом: сумма баллов по маскулинности делится на 20 — это М, и сумма баллов по фемининности делится на 20 — это F.

Сравнение своих успехов с другими 405

Вычисляется также /5 (основной индекс) по формуле:

IS = (F — М) умножить на величину 2,322.

Интерпретация — испытуемого относят к одной из 5 категорий:

1. IS меньше -2,025 — ярко выраженная маскулинность.

2. IS меньше — 1 — маскулинность;

3. IS — от -1 до +1 — андропшность;

A. IS больше +1 — фемининость;

5. IS больше +2,025 — ярко выраженная фемининность (Практикум по пещернойпсихологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 277-280).

Изучение тендерных установок у детей(полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)

Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. После установления контакта с ребенком ему задают следующие вопросы:

1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, — например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.);

2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?

3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?

А. Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

5. А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

6. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики и девочки — это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаёшь — кто мальчик, а кто девочка? Регистрируются ответы и материалы свободного обсуждения (Каган, 2000).

Сравнение своих успехов с другими(методика Е. Хесерингтона и коллег, модификация Т. В. Бендас)

Ответьте на следующие вопросы (анонимно, только указав свой пол).

1. Оцените свои академические успехи в настоящем как: а) хорошие; б) средние; в) плохие.

2. Попытайтесь спрогнозировать свои профессиональные успехи в будущем как: а) хорошие; б) средние; в) плохие.

3. Сравните себя с самым неуспевающим студентом (студенткой) вашей группы (сами решите, кто это). Ваши академические успехи: а) лучше; б) хуже; в) примерно такие же.

406 Приложение к главе 7

4. Сравните себя с самым неуспевающим студентом (студенткой) вашей группы (сами решите, кто это). Спрогнозируйте, будут ли ваши профессиональные успехи в будущем: а) лучше, чем у него (нее); б) хуже, в) примерно такими же.

5. Когда ваши друзья (подруги) добиваются больших успехов, чем вы, какие чувства вы при этом испытываете: а) радуетесь; б) огорчаетесь; в) нечто среднее?

6. Когда ваши друзья (подруги) добиваются больших успехов, чем вы, какие намерения у вас возникают: а) добиться успеха в той же области и доказать, что вы не хуже; б) выбрать другую область, где вы более сильны, и там добиться успеха; в) ничего не собираетесь предпринимать?

7. Соперничаете ли вы со своими друзьями (подругами) при выборе интимного партнера: а) да; б) нет; в) трудно сказать?

8. Отвечали бы вы также, если бы знали, что ваши ответы будут обнародованы в группе? Объясните свой ответ (источник: Cross, Madson, 1997).

Методика TAT (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка в модификации Т. В. Бендас

Проективная методика ТАТ (Тематический апперцепционный тест) разработана Ш. Мюрреем и представляет собой набор из нескольких рисунков.

Необходимый материал: 6 картинок ТАТ («деловой» вариант X. Хекхаузена — предназначенный для изучения трех видов мотивации: а) достижения (Д); б) власти (В); в) аффилиации (А) — потребности в любви, привязанности, принадлежности группе).

Процедура исследования. Картинки предъявляются испытуемому последовательно — от первой до шестой (на каждую он смотрит в течение 10-15 с).

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено 6 картинок. Посмотрите в течение 10 с на первую картинку, затем примерно в течение 4 мин напишите сочинение — небольшой рассказ по этой картинке. Опишите, как вы считаете, что предшествовало событиям, изображенным на картинке, что чувствуют и думают в данный момент участники событий, как эти события будут развиваться в будущем. После этого переходите ко второй картинке и т. д., включая шестую».

Первичная обработка. Желательно проводить ее двумя независимыми экспертами — профессиональными психологами — мужчиной и женщиной (причем они не должны знать иол испытуемого, сочинения которого читают). Вычисляются средние арифметические величины оценок экспертов — для каждого показателя.

Используются схемы обработки, разработанные для 17 показателей: а) Ш. Мюрреем (для всех трех мотивов — первые 3 показателя); б) X. Хекхаузеном (для мотива достижения — показатели 4-7); в) Т. В. Бендас (для мотивов власти и аффилиации — по аналогии со схемой X. Хекхаузена — показатели 8 -15 и добавлено 2 дополнительных показателя — 16 и 17).

Всего таких суммарных показателей выделяется 17 (каждый показатель делится на 2 — по числу экспертов, обрабатывающих письменные сочинения испытуемых, и на 6 — но числу рассказов).

Методика TAT 407

Показатели вычисляются следующим образом. Первые 3 показателя: по одному баллу получает рассказ, если присутствует соответствующаятема.

1. Мотив достижения — сумма Д (достижения).

2. Мотив власти — сумма В (власти).

3. Мотив аффилиации — сумма А (аффилиации).

Показатели 4-7: по одному баллу начисляется за каждый из7 пунктов:

4. Мотив достижения — надежда на успех (НУ); показатель одвого рассказавычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:

а) потребность достижения успеха (если некто в рассказе устанавливает длясебя позитивно сформулированную цель или чувствует себя

к такой цели, например: «Он хочет создать новый прибор»);

б) инструментальная деятельность, направленная на достижение цели(например: «Ученик погружен в решение задачи»);

в) ожидание успеха (например: «Он уверен, что его работа завершится успев»но»);

г) похвала как результат высокого достижения (например: «Мастер одобряет образцовое изготовление изделия»);

д) позитивное эмоциональное состояние, связанное с работой, достижением, успехом в осуществлении цели (например: «Выполнение домашнего задания доставляет ему удовольствие»);

е) успех (если ориентированное на успех поведение заканчивается успехом — данный показатель у X. Хекхаузена отсутствует, мы ввели его для симметрии, чтобы количество показателей надежды на успех и боязни неудачи было одинаковым);

ж) тема успеха (учитывается только в том случае, если тема успеха доминирует в содержании рассказа).

5. Боязнь неудачи (БН); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:

а) потребность избежать неудачи — если имеется постановка негативно сформулированной цели, явно присутствует желание событий, которые мопи бы исключить неудачу, сожаление о поведении, которое привело к неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неуспеха (например: «Он надеется, что мастер никак не прореагирует на ошибку»);

б) инструментальная деятельность, направленная на избегание неудачи, а также ее возможных последствий (например: «Ученик прячется, чтобы учитель не вызвал его к доске»);

в) неуверенность в успехе или в удаче (например: «Если и на этот раз не получится, я опозорен»);

г) обсуждение и критика вследствие недостаточности успеха (например: «Если хочешь выдержать выпускной экзамен, то тебе следует больше стараться»);

д) негативные эмоциональные переживания, связанные с работой или достижением (например: «Я наверняка допустил бы такую же ошибку!»);

е) неудача — если ориентированное на успех поведение терпит провал (например: «Ученик запорол деталь»);

408 Приложение к главе 7

ж) тема неудачи (учитывается только, если тема неудачи доминирует в содержании рассказа).

6. Суммарный мотив достижения: НУ + БН.

7. Чистая надежда на достижение успеха: НУ — БН.

8. Мотив власти — надежда на власть (НВ); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:

а) потребность достижения власти — если некто в рассказе устанавливает для себя позитивно сформулированную цель, связанную с карьерой, получением должности, или чувствует себя стремящимся к такой цели (например: «Он хочет стать главой фирмы»);

б) инструментальная деятельность, направленная на достижение власти (например: «Он делает карьеру»);

в) ожидание власти (например: «Он уверен, что станет начальником»);

г) похвала начальника как результат роста социального статуса (например: «Начальник одобряет поведение подчиненного»; хорошее отношение к начальнику):

д) позитивное эмоциональное состояние, связанное с получением должности, властью над людьми (например: «Выполнение роли начальника доставляет ему удовольствие»);

е) успех власти (если ориентированное на достижение власти поведение заканчивается успехом);

ж) тема власти, должности (учитывается только в том случае, если тема власти доминирует в содержании рассказа).

9. Боязнь власти (БВ); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:

а) потребность избежать власти — если явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить власть, стремление подчиняться другим;

б) инструментальная деятельность, направленная на избегание власти, а также ее возможных последствий;

в) неуверенность в получении власти, должности;

г) обсуждение и критика со стороны вышестоящих начальников; негативное отношение к начальнику;

д) негативные эмоциональные переживания, связанные с получением должности, власти;

е) неудача — если ориентированное на власть поведение терпит провал (например: «Работа в роли главы фирмы закончилась крахом фирмы»);

ж) тема подчинения (учитывается только в том случае, если тема подчинения, избегания власти доминирует в содержании рассказа).

10. Суммарный показатель мотива власти: НВ + БВ.

11. Чистая надежда на достижение власти: НВ — БВ.

12." Мотив аффилиации — надежда на аффилиацию (НА); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:

а) потребность достижения успеха во взаимоотношениях (если некто в рассказе устанавливает для себя позитивно сформулированную цель установить хо-

Методика TAT 409

рошие отношения с окружающими или чувствует себя стремящимся к такой цели, например: «Он хочет создать семью, наладить отношения с друзьями»);

б) инструментальная деятельность, направленная на достижение хороших взаимоотношений с окружающими (например: «Он посвящает время общению с близкими людьми, думает о них»);

в) ожидание аффилиации в будущем (например: «Он уверен, что отношения будут налажены, он встретится с семьей, друзьями»):

г) счастье как результат хороших отношений с окружающими, высокого достижениям этой области;

д) позитивное эмоциональное состояние, связанное с общением, предстоящей встречей с близкими людьми;

е) успех во взаимоотношениях (если ориентированное на аффилиацию поведение заканчивается успехом — приобретением друзей, семьи);

ж) тема аффилиации (учитывается только в том случае, если тема хороших взаимоотношений доминирует в содержании рассказа).

13 Боязнь неудачи во взаимоотношениях (БА); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:

а) потребность избежать неудачи во взаимоотношениях (если имеется постановка негативно сформулированной цели, явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить неудачу во взаимоотношениях, сожаление о поведении, которое привело к такой неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неудачи, например: «Новый брак будет также неудачен»);

б) инструментальная деятельность, направленная на избегание неудачи во взаимоотношениях, а также ее возможных последствий (например: «Он избегает встречи с друзьями»);

в) неуверенность в успехе или в удаче во взаимоотношениях;

г) обсуждение и критика со стороны друзей и близких как следствие плохих взаимоотношений с ними (например: «Тебе опять некогда встретиться с нами»);

д) негативные эмоциональные переживания, связанные со взаимоотношениями или потерей близких (например: «Он потерял семью в автокатастрофе и горько сожалеет об этом»);

е) неудача во взаимоотношениях (если ориентированное на взаимоотношение поведение терпит провал, например, «Он ее любил, а она вышла замуж за другого»);

ж) тема неудачи во взаимоотношениях (учитывается только в том случае, если тема неудачи во взаимоотношениях доминирует в содержании рассказа)

14. Суммарный показатель мотива аффилиации: НА + Б А.

15. Чистая надежда на достижение аффилиации: НА - Б А.

16. Количество слов в сочинениях по ТАТ по всем 6 рассказам.

17. Количество предложений в сочинениях по ТАТ по всем 6 рассказам

Два последних показателя мы ввели, так как, по нашему предположению, они могут дать дополнительную информацию о личности испытуемого (многословие могло свидетельствовать о преобладании у испытуемого качественной стратегии

410 Приложение к главе 7

при выполнениидеятельности, а краткость — о преобладании скоростной страте-пгн).Кроме того, являясь объективными показателями, они повышают надежность результатов. К тому же они оказались очень чувствительны к получению различиймежду мужчинами и женщинами — испытуемыми.

Интерпретация. Делаются выводы: а) о наличии у испытуемого: мотива достижения, мотива власти и мотива аффнлиации; б) о структуре мотивов (какой из них преобладает); в) о позитивной или негативной направленности каждого мотива (к примеру, преобладание мотива успеха над мотивом неудачи — позитивная к наоборот — негативная).

При разработке задания использованы материалы: а) из книги X. Хекхаузена «Мотивация и деятельность». Т. 1 / Под ред. Б. М. Величковского; Пер. с нем. М.: 'Педагогика. 1986; б) докторской диссертации Т. В. Бендас «Психология лидерства: тендерный и этнический аспекты». СПб., 2002).

Наши рекомендации