Мягкость;
45) умениедружить;
46) агрессивность;
47) доверчивость;
48) малорезультативность;
49) склонность вести за собой;
50) инфантильность;
51) адаптивность,приспосабливаемость;
52) идивидуализм;
53) нелюбовь к употреблению ругательств;
54) несистематичность;
55) дух соревнования;
56) любовь к детям;
57) тактичность;
58) амбициозность, честолюбие-;
59) спокойствие;
60) традиционность, подверженность условностям.
Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл. Ключ: маскулинность (номера вопросов): 1,4, 7,10, 13, 16,19, 22, 25, 28,31, 34,37, 40,
43, 46, 49, 52, 55, 58;
фемининность(номера вопросов): 2, 5, 8, 11,14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35,38, 41,
44, 47, 50, 53, 56, 59.
Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом: сумма баллов по маскулинности делится на 20 — это М, и сумма баллов по фемининности делится на 20 — это F.
Сравнение своих успехов с другими 405
Вычисляется также /5 (основной индекс) по формуле:
IS = (F — М) умножить на величину 2,322.
Интерпретация — испытуемого относят к одной из 5 категорий:
1. IS меньше -2,025 — ярко выраженная маскулинность.
2. IS меньше — 1 — маскулинность;
3. IS — от -1 до +1 — андропшность;
A. IS больше +1 — фемининость;
5. IS больше +2,025 — ярко выраженная фемининность (Практикум по пещернойпсихологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 277-280).
Изучение тендерных установок у детей(полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)
Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. После установления контакта с ребенком ему задают следующие вопросы:
1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, — например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.);
2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?
3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?
А. Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?
5. А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
6. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики и девочки — это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаёшь — кто мальчик, а кто девочка? Регистрируются ответы и материалы свободного обсуждения (Каган, 2000).
Сравнение своих успехов с другими(методика Е. Хесерингтона и коллег, модификация Т. В. Бендас)
Ответьте на следующие вопросы (анонимно, только указав свой пол).
1. Оцените свои академические успехи в настоящем как: а) хорошие; б) средние; в) плохие.
2. Попытайтесь спрогнозировать свои профессиональные успехи в будущем как: а) хорошие; б) средние; в) плохие.
3. Сравните себя с самым неуспевающим студентом (студенткой) вашей группы (сами решите, кто это). Ваши академические успехи: а) лучше; б) хуже; в) примерно такие же.
406 Приложение к главе 7
4. Сравните себя с самым неуспевающим студентом (студенткой) вашей группы (сами решите, кто это). Спрогнозируйте, будут ли ваши профессиональные успехи в будущем: а) лучше, чем у него (нее); б) хуже, в) примерно такими же.
5. Когда ваши друзья (подруги) добиваются больших успехов, чем вы, какие чувства вы при этом испытываете: а) радуетесь; б) огорчаетесь; в) нечто среднее?
6. Когда ваши друзья (подруги) добиваются больших успехов, чем вы, какие намерения у вас возникают: а) добиться успеха в той же области и доказать, что вы не хуже; б) выбрать другую область, где вы более сильны, и там добиться успеха; в) ничего не собираетесь предпринимать?
7. Соперничаете ли вы со своими друзьями (подругами) при выборе интимного партнера: а) да; б) нет; в) трудно сказать?
8. Отвечали бы вы также, если бы знали, что ваши ответы будут обнародованы в группе? Объясните свой ответ (источник: Cross, Madson, 1997).
Методика TAT (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка в модификации Т. В. Бендас
Проективная методика ТАТ (Тематический апперцепционный тест) разработана Ш. Мюрреем и представляет собой набор из нескольких рисунков.
Необходимый материал: 6 картинок ТАТ («деловой» вариант X. Хекхаузена — предназначенный для изучения трех видов мотивации: а) достижения (Д); б) власти (В); в) аффилиации (А) — потребности в любви, привязанности, принадлежности группе).
Процедура исследования. Картинки предъявляются испытуемому последовательно — от первой до шестой (на каждую он смотрит в течение 10-15 с).
Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено 6 картинок. Посмотрите в течение 10 с на первую картинку, затем примерно в течение 4 мин напишите сочинение — небольшой рассказ по этой картинке. Опишите, как вы считаете, что предшествовало событиям, изображенным на картинке, что чувствуют и думают в данный момент участники событий, как эти события будут развиваться в будущем. После этого переходите ко второй картинке и т. д., включая шестую».
Первичная обработка. Желательно проводить ее двумя независимыми экспертами — профессиональными психологами — мужчиной и женщиной (причем они не должны знать иол испытуемого, сочинения которого читают). Вычисляются средние арифметические величины оценок экспертов — для каждого показателя.
Используются схемы обработки, разработанные для 17 показателей: а) Ш. Мюрреем (для всех трех мотивов — первые 3 показателя); б) X. Хекхаузеном (для мотива достижения — показатели 4-7); в) Т. В. Бендас (для мотивов власти и аффилиации — по аналогии со схемой X. Хекхаузена — показатели 8 -15 и добавлено 2 дополнительных показателя — 16 и 17).
Всего таких суммарных показателей выделяется 17 (каждый показатель делится на 2 — по числу экспертов, обрабатывающих письменные сочинения испытуемых, и на 6 — но числу рассказов).
Методика TAT 407
Показатели вычисляются следующим образом. Первые 3 показателя: по одному баллу получает рассказ, если присутствует соответствующаятема.
1. Мотив достижения — сумма Д (достижения).
2. Мотив власти — сумма В (власти).
3. Мотив аффилиации — сумма А (аффилиации).
Показатели 4-7: по одному баллу начисляется за каждый из7 пунктов:
4. Мотив достижения — надежда на успех (НУ); показатель одвого рассказавычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:
а) потребность достижения успеха (если некто в рассказе устанавливает длясебя позитивно сформулированную цель или чувствует себя
к такой цели, например: «Он хочет создать новый прибор»);
б) инструментальная деятельность, направленная на достижение цели(например: «Ученик погружен в решение задачи»);
в) ожидание успеха (например: «Он уверен, что его работа завершится успев»но»);
г) похвала как результат высокого достижения (например: «Мастер одобряет образцовое изготовление изделия»);
д) позитивное эмоциональное состояние, связанное с работой, достижением, успехом в осуществлении цели (например: «Выполнение домашнего задания доставляет ему удовольствие»);
е) успех (если ориентированное на успех поведение заканчивается успехом — данный показатель у X. Хекхаузена отсутствует, мы ввели его для симметрии, чтобы количество показателей надежды на успех и боязни неудачи было одинаковым);
ж) тема успеха (учитывается только в том случае, если тема успеха доминирует в содержании рассказа).
5. Боязнь неудачи (БН); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:
а) потребность избежать неудачи — если имеется постановка негативно сформулированной цели, явно присутствует желание событий, которые мопи бы исключить неудачу, сожаление о поведении, которое привело к неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неуспеха (например: «Он надеется, что мастер никак не прореагирует на ошибку»);
б) инструментальная деятельность, направленная на избегание неудачи, а также ее возможных последствий (например: «Ученик прячется, чтобы учитель не вызвал его к доске»);
в) неуверенность в успехе или в удаче (например: «Если и на этот раз не получится, я опозорен»);
г) обсуждение и критика вследствие недостаточности успеха (например: «Если хочешь выдержать выпускной экзамен, то тебе следует больше стараться»);
д) негативные эмоциональные переживания, связанные с работой или достижением (например: «Я наверняка допустил бы такую же ошибку!»);
е) неудача — если ориентированное на успех поведение терпит провал (например: «Ученик запорол деталь»);
408 Приложение к главе 7
ж) тема неудачи (учитывается только, если тема неудачи доминирует в содержании рассказа).
6. Суммарный мотив достижения: НУ + БН.
7. Чистая надежда на достижение успеха: НУ — БН.
8. Мотив власти — надежда на власть (НВ); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:
а) потребность достижения власти — если некто в рассказе устанавливает для себя позитивно сформулированную цель, связанную с карьерой, получением должности, или чувствует себя стремящимся к такой цели (например: «Он хочет стать главой фирмы»);
б) инструментальная деятельность, направленная на достижение власти (например: «Он делает карьеру»);
в) ожидание власти (например: «Он уверен, что станет начальником»);
г) похвала начальника как результат роста социального статуса (например: «Начальник одобряет поведение подчиненного»; хорошее отношение к начальнику):
д) позитивное эмоциональное состояние, связанное с получением должности, властью над людьми (например: «Выполнение роли начальника доставляет ему удовольствие»);
е) успех власти (если ориентированное на достижение власти поведение заканчивается успехом);
ж) тема власти, должности (учитывается только в том случае, если тема власти доминирует в содержании рассказа).
9. Боязнь власти (БВ); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:
а) потребность избежать власти — если явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить власть, стремление подчиняться другим;
б) инструментальная деятельность, направленная на избегание власти, а также ее возможных последствий;
в) неуверенность в получении власти, должности;
г) обсуждение и критика со стороны вышестоящих начальников; негативное отношение к начальнику;
д) негативные эмоциональные переживания, связанные с получением должности, власти;
е) неудача — если ориентированное на власть поведение терпит провал (например: «Работа в роли главы фирмы закончилась крахом фирмы»);
ж) тема подчинения (учитывается только в том случае, если тема подчинения, избегания власти доминирует в содержании рассказа).
10. Суммарный показатель мотива власти: НВ + БВ.
11. Чистая надежда на достижение власти: НВ — БВ.
12." Мотив аффилиации — надежда на аффилиацию (НА); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:
а) потребность достижения успеха во взаимоотношениях (если некто в рассказе устанавливает для себя позитивно сформулированную цель установить хо-
Методика TAT 409
рошие отношения с окружающими или чувствует себя стремящимся к такой цели, например: «Он хочет создать семью, наладить отношения с друзьями»);
б) инструментальная деятельность, направленная на достижение хороших взаимоотношений с окружающими (например: «Он посвящает время общению с близкими людьми, думает о них»);
в) ожидание аффилиации в будущем (например: «Он уверен, что отношения будут налажены, он встретится с семьей, друзьями»):
г) счастье как результат хороших отношений с окружающими, высокого достижениям этой области;
д) позитивное эмоциональное состояние, связанное с общением, предстоящей встречей с близкими людьми;
е) успех во взаимоотношениях (если ориентированное на аффилиацию поведение заканчивается успехом — приобретением друзей, семьи);
ж) тема аффилиации (учитывается только в том случае, если тема хороших взаимоотношений доминирует в содержании рассказа).
13 Боязнь неудачи во взаимоотношениях (БА); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам:
а) потребность избежать неудачи во взаимоотношениях (если имеется постановка негативно сформулированной цели, явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить неудачу во взаимоотношениях, сожаление о поведении, которое привело к такой неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неудачи, например: «Новый брак будет также неудачен»);
б) инструментальная деятельность, направленная на избегание неудачи во взаимоотношениях, а также ее возможных последствий (например: «Он избегает встречи с друзьями»);
в) неуверенность в успехе или в удаче во взаимоотношениях;
г) обсуждение и критика со стороны друзей и близких как следствие плохих взаимоотношений с ними (например: «Тебе опять некогда встретиться с нами»);
д) негативные эмоциональные переживания, связанные со взаимоотношениями или потерей близких (например: «Он потерял семью в автокатастрофе и горько сожалеет об этом»);
е) неудача во взаимоотношениях (если ориентированное на взаимоотношение поведение терпит провал, например, «Он ее любил, а она вышла замуж за другого»);
ж) тема неудачи во взаимоотношениях (учитывается только в том случае, если тема неудачи во взаимоотношениях доминирует в содержании рассказа)
14. Суммарный показатель мотива аффилиации: НА + Б А.
15. Чистая надежда на достижение аффилиации: НА - Б А.
16. Количество слов в сочинениях по ТАТ по всем 6 рассказам.
17. Количество предложений в сочинениях по ТАТ по всем 6 рассказам
Два последних показателя мы ввели, так как, по нашему предположению, они могут дать дополнительную информацию о личности испытуемого (многословие могло свидетельствовать о преобладании у испытуемого качественной стратегии
410 Приложение к главе 7
при выполнениидеятельности, а краткость — о преобладании скоростной страте-пгн).Кроме того, являясь объективными показателями, они повышают надежность результатов. К тому же они оказались очень чувствительны к получению различиймежду мужчинами и женщинами — испытуемыми.
Интерпретация. Делаются выводы: а) о наличии у испытуемого: мотива достижения, мотива власти и мотива аффнлиации; б) о структуре мотивов (какой из них преобладает); в) о позитивной или негативной направленности каждого мотива (к примеру, преобладание мотива успеха над мотивом неудачи — позитивная к наоборот — негативная).
При разработке задания использованы материалы: а) из книги X. Хекхаузена «Мотивация и деятельность». Т. 1 / Под ред. Б. М. Величковского; Пер. с нем. М.: 'Педагогика. 1986; б) докторской диссертации Т. В. Бендас «Психология лидерства: тендерный и этнический аспекты». СПб., 2002).