Физкультурные минутки на логопедических занятиях
возникает лежащая восьмерка. Твоя вытянутая рука будет хоботом, который прочно сросся с головой. Начинай делать восьмерки с места их переплетения движением вверх. Глаза смотрят на пальцы рук и над пальцами вдаль. Сделай это упражнение и другой рукой.
* Между восприятием звука и мускулами шеи существует
доказанная наукой связь. При выполнении этого упражнения
расслабляется мускулатура шеи, улучшается восприятие на
слух, улучшается чувство равновесия, актуализируются скры-
тые речевые возможности. Упражнение выполняется по 10 раз
в каждую сторону.
3. «Лежащая восьмерка»(Э. Баллингер). Если при
чтении и письме ты часто путаешь буквы, тебе будет по-
лезно выполнять простое упражнение. Вытяни руку, ко-
торой ты пишешь, и напиши ею в воздухе большие лежа
щие восьмерки. Теперь другой рукой, потом двумя
руками. Вытягивай руку дальше — твои восьмерки дол-
жны стать большими. Место пересечения твоей восьмер-
ки должно находиться перед тобой — между глазами!
Следи глазами за линией движения кончиков твоих паль-
цев! Можно делать это упражнение под музыку.
* Упражнение способствует различению и запоминанию сим-
волов, облегчает расшифровку письменного языка, улучшает
координацию и центровку тела, помогает писать независимо от
связанных с этим процессом стрессов. Упражнение следует
выполнять в течение 3-5 минут.
4. «Бравый солдат и тряпичная кукла».Логопед
поочередно дает команды: «Бравый солдат!»,«Тряпичная
кукла!». По первой команде дети должны стать по стойке
«смирно»: спина прямая, плечи расправлены, руки опу-
щены по швам, ладони сжаты в кулаки — все мышцы
напряжены. По второй команде дети максимально рас-
слабляют мышцы и слегка покачиваются, стоя на месте.
* Упражнение способствует саморегуляции, помогает снять
напряжение.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
5. «Спокойное дыхание».Детям предлагают встать или сесть удобно, расслабив мышцы тела. Положить руку на диафрагму и спокойно подышать 1-2 минуты следующим образом: вдох — носом, короткий, живот надувается; выдох — через слегка приоткрытые губы, медленный, плавный, живот сдувается.
* Упражнение помогает снять мышечное напряжение, тревогу, сосредоточиться перед сложной работой.
6. «Концентрация мыслей»(упражнение из йоги пальцев). Детям перед письменным упражнением предлагается несколько раз выполнить демонстрируемые учителем движения. Средние пальцы обеих рук сгибаются и прижимаются к ладоням. Остальные одноименные пальцы левой и правой руки соединяются в выпрямленном положении. При этом указательные и безымянные пальцы соединяются между собой над согнутыми средними пальцами. Удержать пальцы в таком положении 3-4 секунды, раскрыть ладони, затем снова соединить пальцы.
* Согласно учению Аюрведы, упражнение способствует покою и концентрации мыслей.
7. «Черепаха».Пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки как будто в замок, но кисти соединять не надо. Большие пальцы обеих рук подушечками соединяются друг с другом. Удерживать 3-4 секунды, раскрыть ладони, а потом снова соединить пальцы.
* Упражнение полезно при астенизации и переутомлении.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
ПРАЗДНИК ДОСТИЖЕНИЙ
Сценарий занятия, завершающего курс
психолого-логопедического сопровождения учащихся
с нарушениями письменной речи
(5 класс)
Цель праздника:подвести итоги курса занятий (обобщить полученные знания и умения, вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию, способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие учебные успехи, получить обратную связь о результативности занятий).
Для проведения занятия необходимы:мяч; лист ватмана с нарисованным павлином; бумажные павлиньи перья (50 шт.); открытки с благодарностью (родителям, учителям русского языка, классным руководителям); клеящие карандаши (5 шт.); буклеты-приглашения детям; наборы фломастеров, маркеров; одноразовые стаканы, скатерти, сок, минеральная вода, печенье для фуршета; аудио- и видеокассеты с записями мультфильмов и веселой музыки; фотоаппарат, видеокамера.
Подготовительные мероприятия:
1.Согласование даты и времени проведения праздника с классными руководителями.
2. Согласование с администрацией списка детей — участников праздника (затем список вывешивается на доске объявлений).
3. Выдача детям буклетов-приглашений за два дня до проведения праздника.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Праздник достижений
Ход занятия:
1. Дети входят в зал под музыку и встают в круг. Логопед и психолог приветствуют их, сообщают о достигнутых в ходе занятий успехах и о цели праздника, приглашают учеников поделиться впечатлениями о том, что понравилось в процессе занятий. Все стоящие в кругу "высказываются, перебрасывая друг другу мяч.
2. Психолог приглашает детей занять места за столом и просит письменно ответить на вопросы, содержащиеся в буклетах-приглашениях. (Чему я научился? Какие секреты успешной учебы я могу передать другим?). Затем логопед собирает буклеты и обещает вернуть их завтра, написав свои пожелания каждому ученику.
3. Дети разбиваются на две команды (они будут сидеть по разные стороны стола), придумывают командам названия. Логопед предлагает несколько конкурсных заданий. Правильные ответы будут отмечены павлиньими перьями, которые вместе с перьями, полученными ранее на занятиях, украсят нарисованного на листе ватмана павлина (продемонстрировать павлина).
Задание 1 (для команд).
Каждый участник пишет на листе бумаги определение к словосочетанию «русский язык», загибает лист с этой надписью и передает следующему участнику игры. Команда, быстрее справившаяся с заданием, получает перо.
Проверка выполнения: Логопед читает список определений, данных первой командой, исключая повторы, обсуждая с детьми адекватность определений. Команда получает перья по количеству верных ответов. Психолог аналогично анализирует ответы второй команды.
Задание 2 (индивидуальное).
Логопед: «Русский язык действительно волшебный, богатый, замечательный. Некоторые люди говорят, четко излагая свои мысли, а другие говорят вычурно, витиевато. Попробуйте коротко и ясно изложить мысль, которую я выскажу
чересчур подробно: Мама приобрела за деньги настольный осветительный прибор. Витя по небрежности лишился металлического приспособления для запирания и отпирания замка. Стрекочущая, похожая на ворону птица села на верхушку сосны, растущей уже сто лет. Мужчина преклонного возраста обнаружил под вечнозеленым колючим деревом гриб красного цвета с белыми пятнами на шляпке».
Выслушиваются ответы всех, кто поднимает руку. За правильный ответ дают перо.
Задание 3 (индивидуальное).
Логопед: «Запомните, пожалуйста, два слова — "верблюд" и "газета". Предлагаем вам составить с ними предложения, например: Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Верблюд сжевал газету и запил ее стаканом кока-колы».
Перо дается каждому, кто придумал предложение.
Задание 4 (для команд).
Психолог: «Сейчас мы просим вас проявить всю вашу фантазию в коллективном творчестве. Каждая команда получит карточки, в которых даны начала предложений. Надо придумать предложения и дописать их. Самое длинное, самое необычное, самое смешное и самое серьезное предложения будут отмечены».
Проверка выполнения: Предложения зачитывают вслух, перо дают за каждую грамматически верную фразу. Перья вручают и за «самые-самые» предложения.
Игра-шутка.
Карточки с началами предложений (запасной блок) кладут на стол надписями вниз. Рядом кладут и карточки с концовками предложениями. Кому-то из детей предлагается взять любую карточку из первой стопки, а кому-то — из второй. Что получилось, зачитывают вслух. Чаще возникает чепуха, например: «Новый учебный год - это три месяца отдыха от уроков».
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Задание 5 (для команд из 4-5 человек).
Логопед: «Для того чтобы успешно справиться со следующим заданием, надо вспомнить, чем отличаются звуки и буквы (отвечают 1-2 ученика). А теперь запомните фразу: "С яблони упало спелое яблоко". Повторите вслух! Слышите, как мы произносим? Подсчитайте, пожалуйста, сколько раз в этой фразе встречаются звуки Л, Й, А и запишите свои ответы цифрами. У вас должно получиться трехзначное число. Надеюсь, что у всех команд оно будет одинаковым».
Проверка выполнения: Каждая команда читает получившееся число.
Далее проверяют коллективно, хлопая на нужный звук. Выясняется правильный ответ: 438. Команда, получившая такой ответ, награждается пером.
Подведение итогов.Логопед подчеркивает, что для успешного выполнения заданий требовались умения, выработанные на занятиях (дети называют: умение слушать других, работать в группе, думать, быть внимательными, хорошо запоминать и др.). Свидетельство сегодняшних успехов — множество перьев на столе. (Подсчет перьев не производится!)
Завершение праздника.Психолог предлагает командам (из 4-5 человек) красиво завершить праздник: украсить павлина перьями и поблагодарить тех, кто помогал добиться успехов в учебе, подписав им открытки*.
Одна команда занимается приклеиванием перьев, другие подписывают открытки.
Психолог просит зачитать открытки, приглашает детей полюбоваться павлином и сфотографироваться рядом с ним на память. После этого все вместе пьют сок с печеньем.
Павлин — символ общего успеха, успеха группы. Хвост павлина красив по-настоящему, когда перьев много. Важно, чтобы ученики почувствовали радость от общего успеха.
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС
Сценарий занятия, завершающего курс психолого-логопедического сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи (2 класс)
Цель занятия:подвести итоги курса занятий (обобщить полученные знания и умения, вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию, способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие успехи; получить информацию об эмоциональном состоянии учеников в школе).
Для проведения занятия необходимы:приглашения детям; эмблемы команд (бумажные звездочки разных цветов — 5 шт.); маленькие звездочки на клеящейся основе (для оценки заданий — 20 шт.); бумажные звездочки разных цветов (для награждения каждого участника праздника — 30 шт.); ручки, наборы фломастеров, цветных карандашей, маркеры; бумага (формат А-5 — 30 листов, А-3 — 5 листов, ватман — 2 листа); одноразовые стаканы, скатерти, сок, печенье для фуршета; сладости для награждения детей; магнитофон, аудиокассеты с записями веселой музыки; фотоаппарат, видеокамера.
Подготовительные мероприятия:
1. Согласование даты и времени проведения праздника с администрацией и классными руководителями.
2. Согласование с администрацией школы и классными руководителями списка детей — участников праздника.
3. Выдача детям приглашений на праздник.
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Звездный час
Ход занятия:
1.Дети входят в зал под музыку и садятся за парты. Логопед и психолог приветствуют их, сообщают о достигнутых в ходе занятий успехах и о цели праздника.
2. Дети разбиваются на команды (по классам), выбирают капитана. Психолог вручает каждой команде эмблему (звезду определенного цвета). На этой звезде будут фиксироваться результаты выполнения конкурсных заданий (наклеиваться маленькие звездочки). Логопед предлагает несколько конкурсных заданий.
Задание 1.Логопед: «Название нашего первого конкурса вы сможете узнать, если соберете слово из третьих букв названий картинок (аквариум, книга, утка, матрешка, удочка, шарф, гриб, зонт, трактор). Викторина начинается... Попробуйте, используя буквы слова викторина, составить новые слова. Команда, составившая наибольшее количество новых слов, получает звездочку». (1 звездочка)
Время выполнения: 5 минут.
Задание 2. «Веселая загогулина».Психолог приглашает капитанов команд и предлагает им выбрать карточку с заданием (все карточки перевернуты рисунком вниз).
Логопед: «Каждая команда получила карточку, на которой изображена веселая непонятная загогулина. Сейчас мы просим вас пофантазировать. Работая все вместе, всей командой, вы дорисуете картину, частью которой станет изображенный на листе элемент. Не забудьте дать картине название. Самая необычная, самая смешная и самая интересная картины будут отмечены звездочкой. Звездочку получит также команда, придумавшая самое интересное название своей картине». (4 звездочки)
Время выполнения задания 10 минут. 84
Задание 3. «Тайные шифры».Логопед и психолог раздают командам карточки с алфавитом и цифрами и с зашифрованными пословицами.
Ученикам предлагается при помощи карточки с алфавитом и цифрами разгадать «тайные шифры»— пословицы: 1-й команде — «Без терпенья нет ученья», 2-й команде — «Про доброе дело говори смело», 3-й команде — «Ученье лучшее богатство», 4-й команде — «Лень до добра не доводит». Команда, правильно выполнившая задание, получает звездочку. (1 звездочка)
Время выполнения: 5 минут.
Задание 4. «Найди ассоциации».Логопед представляет командам лист ватмана, разделенный на четыре части, в центре которого расположено словосочетание «наша школа». Ученикам предлагается к данному словосочетанию подобрать слова-ассоциации, обозначающие предметы, признаки предметов, действия и любые слова (слова-помощники). На данном этапе каждый участник, подняв руку, может назвать свои ассоциации, которые психолог фиксирует на ватмане следующим образом (см. рисунок).
Слова-предметы |
Слова-помощники
Слова-действия |
Слова-признаки
Затем работа продолжается по командам. Логопед предлагает каждой команде из слов, записанных на ватмане, составить небольшой рассказ о своей школе (3-4 предложения) и нарисовать рисунок. Самые интересные, грамматически правильно составленные рассказы и лучшие рисунки будут отмечены звездочками.(3-4 звездочки)
Время выполнения задания 15 минут.
ПРИЛОЖЕНИЕ IV_________________________________ _____________
Подведение итогов. Логопед подчеркивает, что для успешного выполнения заданий требовались умения, выработанные на занятиях (дети называют: умение слушать других, думать, быть внимательными, хорошо запоминать, работать в группе и т. д.
Логопед: «Свидетельство сегодняшних успехов"— множество звездочек. За работу на занятиях каждый из вас получал звездочки. У кого-то их было больше, у кого-то меньше. Наибольшее количество звездочек получили ...(зачитывается список детей). И эти ребята принесли своим командам дополнительные звездочки, которые они сейчас сами наклеят на эмблемы команд. Вы видите, что от успеха каждого из вас зависит результат всей команды».
Проводится подсчет звездочек, набранных командами. Проходит награждение за первое, второе, третье места. Команда, набравшая наибольшее количество звездочек, награждается большой звездой «Самая звездная команда». Команда, занявшая второе место, награждается большой звездой «Самая активная команда». Команда, занявшая третье место, награждается большой звездой «Самая веселая команда».
Психолог: «Мы поздравляем победителей! Кто-то из вас на следующий год, учась в 3 классе, будет посещать логопедические занятия, занятия с психологом. Мы надеемся, что вы будете стараться, стремиться к успеху, чтобы в конце следующего учебного года принести победную звездочку своей команде!»
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшнем празднике нет победителей и побежденных. Все участники сегодня «звезды». Все участники праздника получают в награду маленькие звездочки: «За активность», «За трудолюбие», «За стремление к успеху», «За аккуратность», «За старание» и т. д., а также сладкие призы.
Психолог предлагает детям сфотографироваться всем вместе на память. После этого все пьют сок с печеньем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Баллингер Э. Учебная гимнастика. М.: Просвещение, 1996.
Бетенъкова Н. М. Орфография в рифмовках. М.: Новая школа, 1996.
Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981.
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2004. 88 с.
Казакова Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход). СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996.
Казакова ЕМ. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Мат. Всерос. науч-практ. конф. (1-3 апреля 1998 г.). СПб., 1998. С. 4—5.
Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб.: Петербург - XXI век, 1997. С. 123-134.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995.
Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1994.
Шипицына Л. М., Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии, 2000. 125 с.
Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 528 с.
Предисловие........................................................................................................... 3
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ........................ 4
Структура программы ........................................................................................ 6
Структура Портфолио........................................................................................ 7
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ................................................................... 10
Модуль А: Умение воспринимать словесную или
письменную инструкцию...................................................................... 10
Модуль В: Умение планировать действия по выполнению
учебной инструкции и действовать по плану............................... 14
Модуль С: Умение осуществлять итоговый само
контроль .................................................................................................. 21
Модуль D: Умение самостоятельно оценивать результа
ты своей деятельности....................................................................... 25
Модуль Е: Умение произвольно управлять своим внима
нием и темпом деятельности............................................................. 30
Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.............................. 34
Примерная структура занятия по коррекции дисграфии и
дизорфографии.............................................................................................. 37
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ
УЧАЩИХСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ .............................. 39
Учебное сотрудничество.................................................................................. 39
Примеры заданий группам при организации
учебного сотрудничества на логопедических занятиях
в рамках программы «Учись учиться» ........................................... 42
Использование элементов Дальтон-плана на логопедических
занятиях в рамках программы «Учись учиться»................................. 45
Как организовать работу по Дальтон-плану
на логопедических занятиях............................................................... 46
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ. КОНСУЛЬТАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ» ..................................... 48
Диагностика проблемы..................................................................................... 49
Анализ учебной проблемы ребенка учителем и логопедом... 50
Выработка учителем и логопедом совместного плана дейст
вий по устранению возникшей проблемы .................................................. 53
Ло; згопедические приемы, применяемые на уроках