Он искренне относится к ним
Истинный мусульманин проявляет искренность в своём отношении к Аллаhу, к Его Книге, к Его посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще, о чём говорится в хадисе:
"Религия — это проявление искренности"[106]. Люди спросили: "По отношению к кому?" Пророк ответил: "По отношению к Аллаhу, и к Книге Его, и к посланнику Его, и к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще".
Вот почему неудивительно, что мусульманин искренне относится к своим братьям и никогда не обманывает их. Для мусульманина такая искренность является одной из важнейших основ ислама, и первые мусульмане клялись посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) в том, что будут неуклонно придерживаться этой основы, подтверждением чему могут служить слова Джарира ибн Абдулла, да будет доволен им Аллаh: "Я поклялся посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) в том, что буду совершать молитву, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину". (Аль-Бухари и Муслим)
Из приведенного выше хадиса видно, что благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) определил религию одним словом — "насыха", желая указать на то, что искренность и сердечность отношений является естественной опорой этой религии и её твёрдой основой, поскольку без этого вера человека не будет истинной и он не сможет исповедовать ислам должным образом. Подтверждением чему служат слова благородного посланника (мир ему и благословение Аллаhа):
«Не уверует никто из вас по-настоящему до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает себе самому.» (Аль-Бухари и Муслим)
— но человек может желать своему брату того, чего желает самому себе, лишь в том случае, если будет искренне любить его.
Не беда, что желать брату своему того же, чего желаешь самому себе, очень трудно. Этого можно достичь, если в сознании человека утвердится ощущение того, что необходимым условием истинной веры является пожелание брату своему того же, чего желаешь самому себе, и что религия есть проявление искренности. Более того, это должно стать естественным элементом поведения искреннего мусульманина, сердце которого пропиталось радушием ислама, и в нашей древней и новой истории можно обнаружить множество свидетельств того, что искренние мусульмане всегда желали братьям своим того же, чего желали самим себе. В связи с этим мне на ум приходят слова оставшихся в живых стариков, относящихся к предыдущему поколению, которые рассказывали о торговцах Шама, собиравшихся на старых крытых рынках, каковыми являлись специализированные рынки торговцев благовониями, красильщиков, портных и так далее. Они рассказывали, что если к кому-нибудь из них приходил покупатель, покупавший у него что-нибудь, а после к нему же подходил второй, в то время как его сосед ещё не успел ничего продать, такой торговец мягко говорил покупателю: "Иди и купи что тебе нужно у моего соседа, потому что я уже продал что-то, а он ещё нет".
О Аллаh, сколь прекрасной и сладостной становится жизнь, которую осеняет собой подобное братство и сочувствие! И сколь счастливы люди, когда среди них распространяется дух ислама, а ценности его начинают играть в их взаимоотношениях главенствующую роль! В подобных случаях они живут на той вершине, которой человек смог достичь, лишь обратившись к покровительству этой религии, научившей его тому, что религия — есть искренность, и что он не уверует по-настоящему до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе.
Именно эти высокие принципы любви и сердечности взаимоотношений служили отправной точкой для видного сподвижника Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, который часто говорил: "Верующий является зеркалом для своего брата, и если он видит в нём какой-нибудь недостаток, то исправляет его". (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад"). Говоря так, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, руководствовался наставлениями благородного посланника, который сказал:
«Верующий является зеркалом для брата своего и верующий — брат верующему: он не даст ему погибнуть и прикрывает его сзади.» (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад")
Вполне естественно, что настоящий и искренний мусульманин подходит к отношениям со своим братом именно с таких высоких и благородных позиций. Более того, он не смог бы относиться к нему по-другому, даже если бы и хотел, так как человек, живущий в подобном высоком и светлом мире уже не в состоянии скатиться до уровня индивидуализма, эгоизма и удовлетворения исключительно собственных интересов, ведь из сосуда может вылиться только то, что в нём было, цветы не распространяют вокруг себя ничего, кроме благоухания, а хорошая земля не порождает ничего, кроме хороших растений. И прекрасны слова поэта:
Разве помогает растению расти что-нибудь, кроме его корней,
И разве сажают финиковые пальмы где-нибудь, кроме мест, где они растут?
(Зухайр ибн Абу Сульма)