III. Методики, рекомендуемые для исследования характера поведения личности в конфликте

РАЗДЕЛ - III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Исследование характера поведения личности в конфликте»

Время – 4 часа.

Цели:

1. Закрепление знаний о стилях поведения личности в конфликтах;

2. Формирование умений использования диагностических методик по исследованию характера поведения личности в конфликте.

Дидактическое обеспечение:

1. Тест описания поведения К. Томаса (интерпретация Н.В. Гришиной);

2. Методика «Q – сортировка» (В. Стефансон).

I. Задание на самоподготовку

1. Повторить тему «Теории поведения личности в конфликте» (по конспекту лекции № 6 и конспектам, подготовленным к семинару №1) [1; С. 63 – 87;

С. 93 – 124; 6, С. 92 - 127].

2. Ознакомиться с методиками исследования характера поведения личности в конфликте (См. Приложение S1). Провести их на 10 респондентах, включая себя.

3.Проанализируйте полученные результаты исследования и определите, существует ли зависимость между стилем поведения личности (по тесту К. Томаса) с показателями других нижеизложенных методик (речь идет только о тенденции).

4. Составьте рекомендации для испытуемых по коррекции их стиля поведения в конфликтных ситуациях.

II. Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология. – М., 1999, С. 327 – 340.

2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. –М., 2006, С. 145 - 152

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000, С. 88 - 101.

4. Дружинин В.В. Супружеские конфликты – М., 1990. – 320 с.

5. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. - Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006. – 72 с.

6. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 1999, С. 282 – 299..

Приложение S1

III. Методики, рекомендуемые для исследования характера поведения личности в конфликте

ТЕСТ ОПИСАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

(К. Томаса, адаптирован Н.В. Гришиной)

Для разрешения конфликтов можно использовать один из способов: соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.

Соперничество (конкуренция, соревнование) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Избегание – отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество – решение, когда полностью удовлетворяются интересы обеих сторон.

Компромисс – взаимные уступки.

Перед вами 12 пар суждений. Предлагается в каждой паре выбрать одно суждение, которое является наиболее типичным для вас.

1. А. Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновение неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А.Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б.Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А.Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А.Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б.Я даю другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.

13. А.Я предлагаю среднюю позицию.

Б.Я настаиваю, чтобы было сделано, по-моему.

14. А.Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б.Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А.Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.А.Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б.Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливее, я дам ему возможность настоять на своем.

Б.Я даю другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б.Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б.Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б.Я отстаиваю свои желания.

23. А.Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А.Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти на встречу его желаниям.

Б.Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б.Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А.Я предлагаю среднюю позицию.

Б.Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А.Зачастую я избегавию занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливее, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б.Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А.Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А.Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б.Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли долбиться успеха.

Замените каждую букву на 1 балл, подсчитайте баллы в колонках. Вы получите представление о выраженности у вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения при решении конфликта.

№ п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б А
Б       А
А     Б  
    Б   А
  А   Б  
  А Б    
  Б     А
Б   А    
  А   Б  
    Б   А
А       Б
  Б А    
      А Б
А Б      
    А Б  
  Б     А
Итог          

МЕТОДИКА «Q- СОРТИРОВКА»

( В. Стефансон)

Нижеприведенные утверждения или свойства личности необходимо переписать на карточки. Карточки раскладываются по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» ваших черт личности.

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы, «избегание борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» - активное стремление личности к участию в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимоотношений, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Прочтите утверждение и ответьте «да», если оно соответствует вам, или «нет», если утверждение к вам не относится. Затем ответы разносятся по соответствующим шкалам и подсчитываются тенденции по каждой сопряженной паре. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности.

Возможна и нулевая оценка, когда сумма ответов «да» и «нет совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Данная методика может быть использована и для самооценивания, и для взаимооценивания. Результаты можно сопоставить для сравнения представлений о самом себе с представителями других о вас.

ПЕРЕЧЕНЬ УТВЕРЖДЕНИЙ:

1. Критичен к окружающим товарищам.

2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3. Склонен следовать советам лидера.

4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5. Нравится дружественность в группе.

6. Склонен противоречить лидеру.

7. Испытывает симпатии к одному - двум членам группы.

8. Избегает встреч и собраний в группе.

9. Нравится похвала лидера.

10.Независим в суждениях и манере поведения.

11.Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12.Склонен руководить товарищами.

13.Радуется общению с одним - двумя друзьями.

14.Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.

15.Склонен поддерживать настроение своей группы.

16.Не придает значения личным качествам членов группы.

17.Склонен отвлекать группу от ее целей.

18.Испытывает удовлетворение.

19.Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20.Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

21.Нравиться, когда лидер активен и хорошо руководит.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

23.Недостаточно сдержан в выражении чувств.

24.Стремиться сплотить вокруг себя единомышленников.

25.Недоволен слишком формальными отношениями.

26.Когда обвиняют – теряется и молчит.

27.Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.

28.Привязан в целом к группе больше, чем к определенным товарищам.

29.Склонен затягивать и обострять спор.

30.Стремиться быть в центре внимания.

31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.

32.Склонен к компромиссам.

33.Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

34.Болезненно относиться к замечаниям товарищей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36.Склонен принять на себя руководство в группе.

37.Откровенен в группе.

38.Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39.Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40.Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41.Склонен сердиться на товарищей.

42.Пытается вести других против лидера.

43.Легко находит знакомства за пределами группы.

44.Старается избегать быть втянутым в спор.

45.Легко соглашается с предложениями других членов группы.

46.Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.

47.Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48.Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49.Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

50.Пытается не показывать свои истинные чувства.

51.Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.

52.Инициативен в установлении контактов в общении.

53.Избегает критиковать товарищей.

54.Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55.Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.

56.Любит затевать споры.

57.Стремиться удерживать свое высокое положение в группе.

58.Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.

59.Склонен к «перепалкам», «задиристый».

60. Склонен выражать недовольство лидером.

КЛЮЧ

1. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.

2. Независимость - 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.

3. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.

4. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.

5. Принятие «борьбы» - 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.

6. Избегание «борьбы» - 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

IV. Вопросы для самоконтроля знаний

1. В чем отличие «Сетки» К.Томаса, Р. Килмена от «Лесенки» У.Юри и Р.Фишера?

2. Назовите основные стили поведения субъектов в конфликте?

3. Каковы достоинства стиля компромисса?

4. Целесообразно ли использовать тактику соперничества?

5. Какие стили поведения в конфликте относятся к пассивным?

6. Какие методики определения своеобразия поведенческих реакций субъектов в конфликте, кроме выше перечисленных, вы знаете?

7. Каким образом можно использовать метод социометрии Я. Морено для выявления конфликтных зон в группе?

8. Есть ли взаимосвязь между темпераментом человека и стилем его повендения в конфликте?

Наши рекомендации