Современные тенденции в теории управления
В целом в теории управления понятие «закономерность» обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное изучение законов общественного развития и управления сложными системами, социального и биологического, социального и технического мира, информационной среды, стихийных исознательных процессов. Интегральное исследование этих закономерностей — во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспечение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды для предотвращения экологической катастрофы — одна из важнейших закономерностей социального управления.
Актуальной является разработка доктрины социального управления, что позволяет на деле осуществить системный характер управленческого воздействия. Поэтому разработка управленческой доктрины и ее реализация являются универсальной закономерностью современного социального управления.
Социальная доктрина
Доктрина социальная — разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, — выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно–духовные, экологические, военные) и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики, выражающей интересы граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально–экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, формирования геополитического пространства.
На этой основе социальная доктрина, во–первых, выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во–вторых, среди них определяет ряд интересов, от удовлетворения которых в первую очередь зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования национального государства; в–третьих, определяет те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, т.е. для повышения качества жизни своих граждан и достижения устойчивого развития общества.
Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества (ноосфер–ной) как теоретической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.
Логика построения социальной доктрины включает несколько этапов:
1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческих воздействий;
2) оценка проблемной ситуации в этой области;
3) раскрытие алгоритма разработки социальной программы действий, как долгосрочных, так и среднесрочных;
4) выявление принципиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руководствуются при разработке концепции устойчивого развития.
Таким образом, речь идет об утверждении новой общественной формации (ноосферно–корпоративной), которая исстари складывалась на территории России и сегодня может стать основой национальной и государственной идеологии, способной вывести Россию из системного кризиса1[1].
Корпоративизм
Общим вектором реализации современной социальной доктрины российского общества и пути ее реализации является корпоративизм.
Само слово «корпоративизм» происходит от лат. corporatio — объединение, сообщество. В литературе корпорация преимущественно до сих пор была известна как экономическая, т.е. такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих ее форм корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической и социальной организации со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политической, духовной). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким образом, корпоративизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение. Не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях, и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.
Ясно, что в основу современной доктрины социального управления в России должна быть положена не либерально–рыночная, а ноосферно–корпоративная парадигма общественного развития.
С нашей точки зрения, именно корпоративизм является методологией современного социального управления, именно он определяет механизм достижения социальных целей, возрождения и последующего развития России. Пока социальные цели нашей Конституции только декларируются (социальное государство), но не реализуются, происходит постоянное падение жизненного уровня большей части населения, снижение качества его жизни. Корпоративизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой общественного развития. На его принципах разрабатывались и реализовывались «прорывные» проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время эти идеи проникли во все уголки земного шара. Корпоративизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбы большей части человечества.
Важным, во многом определяющим законом общественного развития является выработка и осуществление социальной политики как главного механизма реализации принципов социального государства, «социально ограниченного рынка». Эта социальная политика разрабатывается и реализуется только на основе общей доктрины развития общества. Корпоративизм является сегодня Тем социально–экономическим механизмом, который позволяет реализовать социальную доктрину.