Обсуждение домашнего задания
Цель. Обмен опытом манипуляций.
Инструкция. Сейчас мы поделимся собственным опытом. Надеюсь, все выполнили домашнее задание? Кто хотел бы рассказать о том, как им манипулировали или как он сам манипулировал?
Привожу ряд примеров, которые можно будет использовать в тренинге для заданий, упражнений, дискуссий. Все они взяты из жизни и приводятся мною с согласия участников описываемых событий.
Примеры отчетов о домашнем задании (Москва, Арсенал, май 2001)
ПРИМЕР ________________________Подпишите, это надо подписать
Случай внешнего управляющего Ю.
Полгода назад я начал работать внешним управляющим холдинга. Было трудно — работников 400 человек. Я с самого начала установил такой порядок, что все бумаги рассматриваю в течение 17 часов, не более. И была одна дама, начальник материально-технического снабжения, старой закалки дама лет 55, снабженец в старом значении этого слова. Она врывалась и говорила: «Это надо срочно подписать». Я даже не замечал, что я подписываю. Она, что называется, никаких академий не кончала, но в течение двух недель абсолютно виртуозно мною манипулировала, пока я не расставил все по местам. Ее скрытая цель была — собственная финансовая выгода, игра на руку собственным партнерам, проведение своих условий и т. п. Я запретил ее пускать ко мне. Ее бумаги стали приходить таким же путем, как и документы всех остальных.
А вообще — все проникнуто манипуляцией. Вся система управления — это манипуляция, от тонкостей до ненормативной лексики.
ПРИМЕР_____________Вот какие мы перспективные — дайте нам бюджет
Случай директора С
Мне нужно было утвердить бюджет, это была новая форма. Я пришел и рассказал о наших растущих показателях. Открытая цель была — показать, как мы хорошо развиваемся. Скрытая — произвести такое впечатление, чтобы мне достался кусок пирога — новый бюджет. И я этого добился. А если бы я просто просил, то выглядел бы жалким просителем, и мне столько бы точно не дали.
ПРИМЕР__________________________При всех сопротивляться не будешь
Случай К
Мы сказали человеку, что мы его берем. Когда мы поехали его презентовать (а до этого мы общались не очень тесно, но все было нормально). Неожиданно
Тренинг влияния и противостояния влиянию
Он меня притягивает за руку и берет в охапку. Это меня шокировало. А он таким образом показал всем, что он, дескать, со мной накоротке, а я при всех не могла противиться. Мне было важно, чтобы он вошел в коллектив. И так он через меня быстро наладил контакт со всеми. Ну, потом, я наладила дистанцию с ним. Но в тот момент он ловко мною сманипулировал... Я согласна, что мы с утра до вечера этим занимаемся.
ПРИМЕР________________________Не мешай нам строить новую команду
Случай директора С.Объем продаж увеличился настолько, что надо было взять нового менеджера по продажам. Генеральный директор сказал, чтобы я не вмешивался пока в его работу. Я в конечном итоге решил проверить, чем он занимается и чем он дышит. И тут стало ясно, что он меня игнорирует. И однажды я стал ему задавать вопросы в присутствии коммерческого директора, и он не мог их игнорировать. Благодаря этому для меня многое прояснилось. Внешняя благородная цель у генерального директора была — не мешать новому человеку наладить дело. А скрытая — отодвинуть меня в сторону, сформировать другую команду.
ПРИМЕРТеперь я вас покритикую
Случай директора С.
Я частенько подвергался критике, потому что я подписывал договора, моя подпись последняя. Критика что-то стала надоедливой, болезненной для меня. Мне стали все чаще говорить: «Ты куда смотрел?» Я предложил каждому из начальников отделов отвечать за свои решения. Явная цель была — облегчить работу с заказчиками на благо общего дела. А скрытая цель — освободиться от критики. И договоры стали светлее и чище, и у меня появилась возможность «размазать» некоторых.
ПРИМЕР_________________________Ведь я уже это сделал! Так что плати
Случай директора А.Купили мы новое помещение, надо было провести телефоны. Приходит человек, который обычно их нам проводил.
— Телефоны нужны?
— Нужны. Но какие у вас условия? Какие тарифы? Принесите ваше коммерческое предложение.
И он пропал на две недели. Мы с другой фирмой договорились. Все сделали. А потом вдруг приходит счет от того человека. Он так действует всегда. Приходит:
— Ты же говорил, что нужны телефоны. Вот, я их и сделал.
— Да мы уже с другой фирмой все решили.
— Но ты же говорил, что нужны телефоны? Вы же серьезная фирма! В общем, давление на порядочность...
И это сплошь и рядом встречается в строительстве.
Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции____________191
ПРИМЕР_____________________Все равно я буду делать только то, что хочу
Случай директора В.
Приходит ко мне мой подчиненный, кладет на стол бумаги и говорит: — Как и ожидалось, я этого не сделал! Таким способом он выбирает себе задачи.
Обсуждение домашнего задания может завершиться обсуждением конкретной проблемы кого-либо из участников.
Тренер иногда недооценивает те огромные возможности, которые содержит в себе обсуждение участниками актуальных для них проблем. Однако если обсуждение становится слишком долгим и детализированным, лучше предложить использовать эту ситуацию для работы в третий день.
Домашнее задание второго дня
Попробуйте создать список собственных иррациональных идей. Можно взять за основу список иррациональных идей Альберта Элли-са. Они даны в буклете. (Тренер дает пояснения, используя материалы раздела.)
Идеи могут начинаться со слов:
— Я должен (я должна)...
— Другие должн ы....
— Мир должен быть...
— Это просто катастрофа, когда...
Завтра мы соберем «банк российских иррациональных идей».