ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ. доводится до сведения родителей
доводится до сведения родителей. Говоря «Да» или «Нет», ребенок заменяет коммуникацию направленным действием и в этом процессе ощущает себя активным агентом, который способен осуществить собственный выбор.
Понятие «нет» подразумевает противопоставленность согласия и отвержения. Отказ ребенка от пищи направлен не на мать, а на предлагаемый объект, в то время как выражение своего «нет» — это личностно направленная коммуникация. «Нет» противопоставляет ребенка родителям и отделяет его как автономную силу. Сознавать волю родителей, — значит сознавать, что он сам отвергает эту волю.
Открытие себя (self) путем противопоставления интригует ребенка. Он использует этот новый путь самоутверждения, часто говоря «Нет», даже если ему нужен какой-то объект. Я вспоминаю инцидент, который произошел, когда моему сыну было около двух лет. Я предложил ему любимое печенье, но хотя оно очень нравилось малышу, он отрицательно покачал головой раньше, чем разглядел, что, собственно, я ему предлагаю. Поняв, что это его любимое печенье, он тут же потянулся за ним. Одна пациентка рассказала мне интересный случай. Она вспомнила, как начала сознавать себя независимой личностью. В ответ на вопрос родителей она сказала заведомую ложь. Когда она говорила это, то поняла, что ей не обязательно говорить правду, что она может выбрать, что именно ей ответить. Неудивительно, что дети порой умышленно лгут, когда их пытаются проверить, чтобы утвердить свое чувство самости (self).
Утверждение отрицания обусловливает предыдущее выражение позиции утверждения. Перед тем, как в уме ребенка формируется концепция «нет», его поведение можно рассматривать как выражение утверждения. Стремление к удовольствию и избегание боли — инстинктивные отклики и, как говорит Спиц, «утверждение — это важнейший атрибут инстинкта».63 И наоборот, отрицание -это атрибут эго, возникающий с осознанием противопоставления. Поскольку эго черпает силу из тела, то экспрес-
сия «нет» уводит эту силу от приоритетного исполнения желаний и удовлетворения потребностей.
Клинический опыт подтверждает, что человек, который не знает, чего он хочет, не может сказать «нет». Если он произносит это слово, то делает это неубедительно и неопределенно. Логическое объяснение здесь состоит в том, что без чувства утверждения отказ не имеет смысла. В большинстве логических систем отрицание возникает как противоположность уже существующему утверждению. Психологическое объяснение состоит в следующем: самость (self) основывается на восприятии чувств, а когда их нет, отсутствует основа для самоутверждения, поэтому выражение «нет» остается слабым. Самость — как гора, подошва которой скрыта облаками, и видна только вершина, напоминающая о существовании всей горы целиком. Сознавание себя (self) — это вершина психологической структуры, подошвой которой является тело и его ощущения.
Можно сказать, что самоутверждение имеет две формы: сознательное стремление к тому, чего хочется, и сознательный отказ от того, чего не хочется. Экспрессией этих импульсов может быть как слово, так и действие. У шизоида блокированы обе формы самоутверждения и обе модальности выражения. Его отклонение ограничивает способность потребовать и выразить сопротивление требованиям других. Столкнувшись с этой трудностью, он уходит из взаимотношений или, если вступает в них, то подчиняется и бунтует в одно и то же время.
Уход шизоида означает немой отказ, а его ригидность — немое сопротивление. В результате, он. по сути дела, сообщает, что не может дотянуться. Но его позиция бессознательна, поскольку он не сознает собственного тела. В такой ситуации всякая попытка выявить позицию утверждения воли терпит провал. Во время терапии к утверждению можно подойти через отказ. Логика терапии такова, что она направлена извне — к центру, в то время как рост и развитие происходит наоборот.