Классификация основных видов анкетных вопросов
В литературе существует много различных подходов к классификации вопросов. Наиболее известны следующие классификационные признаки (табл.3.1):
· по содержанию;
· по выполняемой функции;
· по форме формулировки вопроса;
· по форме предлагаемого ответа (по типу вопроса);
· по форме представления вопроса.
Таблица 3.1
Классификация вопросов
Классификационный признак | Виды вопросов | |
По содержанию | Вопросы о фактах Вопросы о поведении Вопросы о знании или осведомленности Вопросы об установках и отношении Вопросы о мотивах Вопросы о намерениях | |
По выполняемой функции | Функциональные вопросы | функционально-психологические вопросы-фильтры контрольные вопросы уточняющие вопросы |
Функционально-психологические вопросы | Буферные вопросы Контактные вопросы Вопросы, поддерживающие респондента Вопросы для снятия установок Провоцирующие вопросы Контрольные вопросы Фильтрующие вопросы Уточняющие вопросы | |
По форме предполагаемого ответа | Открытые вопросы Полузакрытые вопросы Закрытые вопросы | |
По форме вопроса | Вопросы в прямой форме | |
Вопросы в косвенной форме | ||
По форме представления вопроса | Текстовые вопросы Графические шкалы Мнемонические вопросы Табличные вопросы Анимационные вопросы |
Рассмотрим использование прямых и косвенных, открытых и закрытых вопросов подробнее.
Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению респондента. Если же вопрос может вызвать у респондента неприятные чувства или желание приукрасить действительность, то вопрос следует задавать в косвенной форме, безотносительно личности опрашиваемого. Не рекомендуется использовать прямые вопросы об осведомленности респондента, потому что, некоторые участники ответят утвердительно, боясь показаться несведущими людьми, что исказит результаты исследования. Примеры замены формулировки прямых вопросов на косвенные приведены в табл. 3.2
Таблица 3.2
Примеры прямых и косвенных вопросов
Прямые вопросы | Косвенные вопросы |
Почему Вы покупаете... ? | Как Вы считаете, почему люди покупают...? |
Какие факторы Вы учитываете при покупке...? | Какие факторы учитывают люди при покупке...? |
Важен ли для Вас престиж при покупке...? • Да • Нет | Думают ли люди о престиже, приобретая...? • Да • Нет |
Открытые и закрытые вопросы.
Выбирая закрытую или открытую форму вопроса, следует учитывать возможности и желание респондента предоставить достоверные сведения.
Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа. Имея варианты ответов, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если предлагается вариант, соответствующий его мнению или положению, но отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений.
На практике используются следующие виды закрытых вопросов:
1. Дихотомический или простой альтернативный вопрос. Содержит два исключающих друг друга ответа (да, нет).
2. Альтернативный (многовариантный) вопрос. Предлагает выбрать из представленного набора ответов только один вариант. Например, на вопрос «Как часто Вы ходите в ресторан?» можно предложить такие варианты ответов: «несколько раз в неделю», «два-три раза в месяц», «один раз в месяц», «три-пять раз в год», «один-два раза в год», «совсем не посещаю». Очевидно, что выбрать в этом случае можно только один вариант ответа.
3. Вопрос-меню (многовариантный). Включает набор ответов, из которых респондент может выбрать несколько. Например, на вопрос: «В каких странах Вы хотели бы побывать?» респондент может выбрать несколько из названных вариантов ответов: Франция, Греция, Италия, Испания и т. д.
4. Ранжирующие вопросы, когда респондента просят упорядочить перечисленные варианты ответов на базе субъективно ощущаемых преимуществ. Например: «Расставьте в порядке убывания важности для Вас следующие характеристики товара: цена, мощность, размер, цена, степень механизации и т.д.».
5. Смысловые вопросы (многомерные шкалы), например семантический дифференциал.
В закрытых вопросах не всегда удается предусмотреть все варианты ответов, но, обычно у исследователей имеется представление о наиболее распространенных вариантах ответов. Часто используют полузакрытую форму вопроса. Полузакрытый вопрос - комбинация из перечня возможных вариантов ответов и свободную строку для варианта «другое» или «свой вариант ответа».
Открытаяформа вопроса не предполагает каких-либо подсказок и применяется в следующих случаях:
• если отсутствует информация о возможных вариантах ответов;
• при опросе экспертов и специалистов;
• при необходимости перегруппировки ответов для более углубленного анализа.
Примером вопросов подобного типа может быть: «Какие блюда Вы предпочитаете?» Трудность открытых вопросов в том, что ответ может быть несколько неопределенный. На выше заданный вопрос может быть получен ответ «блюда русской кухни» (в то время как ожидалось, что будут названы конкретные блюда). Поэтому к формулировке открытых вопросов следует относиться особенно внимательно.
Открытые вопросы следует задавать без подсказки. Если вопрос первоначально задан «без подсказки», нельзя позже повторить тот же вопрос с подсказкой. То связано с тем, что ответ, данный после подсказки, никогда не будет таким же правдивым, как ответ без подсказки.
Проведение масштабных количественных опросов проводится с использованием небольших, сильно структурированных анкет, которые обрабатываются на компьютере. При проведении качественных опросов обычно применяются большие, неструктурированные анкеты, которые, как правило, обрабатываются вручную.
Наиболее популярными на практике являются следующие виды открытых вопросов:
1. Простой (свободный) вопрос типа: «Что Вы думаете о...?» Респондент отвечает в произвольной форме.
2. Словесная ассоциация. Респондент перечисляет слова, «всплывающие» в памяти при указанном слове.
3. Завершение предложения. Респонденту предлагается закончить предложение по собственному усмотрению.
4. Завершение рассказа.
5. Завершение рисунка (по типу комиксов), который надо дополнить высказываниями героев.
6. Тематический апперцепционный тест («перцепция»-восприятие); в этом виде вопросов предлагается придумать рассказ о том, что происходит на картинке и как далее будут развиваться события.
В зависимости от формы вопросы делятся на:
· текстовые вопросы;
· графические шкалы;
· табличные вопросы;
· анимационные вопросы;
· мнемонические шкалы.
Текстовые вопросы представляет самый простой вариант в виде строчного текста.
Графические шкалы выглядят как луч с нанесенными вариантами ответов. Графическое изображение может быть одномерным (рис. 5), когда для представления вариантов ответов используется одна ось, или многомерным. Наиболее известным примером многомерной графической шкалы является карта-схема восприятия марок респондентами, которую зачастую называют шкалой восприятия (рис. 6). При построении многомерной шкалы первоначально выделяются характеристики, по которым респонденты оценивают объекты (марки), затем разрабатываются шкалы для получения непосредственной оценки объектов по выделенным характеристикам.
Рис. 5.Графическая шкала
Рис. 6.Карта-схема восприятия
Табличные вопросыпозволяют оценить объект по нескольким параметрам. Табличная форма может быть удобна для интервьюера при проведении телефонного или личного опроса, однако может быть затруднительна для респондентов, самостоятельно заполняющих анкету. Пример шкалы в табличной форме смотрите на рис. 7.
Анимационные вопросысодержат рисунки, чаще всего в виде комиксов, чтобы передать суть вопроса. Анимационные вопросы выступают инструментом проекционных методов сбора информации, когда рисунок в косвенной форме позволяет выявить реальные мотивы поведения респондента.
Оцените, пожалуйста, уровень нашего магазина по предложенным
характеристикам:
5–отлично, 4–хорошо, 3–приемлемо,
2–неудовлетворительно, 1–плохо.
Рис. 7.Вопрос в табличной форме
В то же время рисунки могут быть использованы для иллюстрации вариантов ответов (рис. 8). Анимация разнообразит приемы представления вопросов, развлекает респондента и особенно полезна при письменных опросах большого объема.
В какое время Вы посещаете компьютерный клуб?
(Отметьте, пожалуйста, часы на циферблате.)
Рис. 8.Вопрос в анимационной форме
Мнемонические шкалымогут рассматриваться как вариант анимационного вопроса, поскольку тоже содержат рисунки. Мнемонические шкалы позволяют выразить эмоциональную реакцию респондента на заданный вопрос, облегчая тем самым как задачу исследователя по формулировке вариантов ответов, так и респондента при ответе (рис. 9).
Рис. 9.Мнемоническая шкала