Спонтанный полтергейст
Чаще всего встречается первый тип полтергейста. Уильям Ролл, изучив 116 случаев за несколько сотен лет, пришёл к выводу:
«Из 116 случаев 92, как представляется, были связаны с конкретным лицом, иногда с двумя. Из 19 случаев, зарегистрированных до 1849 г., в 14 случаях, как представляется, имелись фокальные лица; из 25 случаев зарегистрированных в период с 1850 по 1899 гг., фокальные лица, как представляется, наблюдались в 19; из 38 случаев, зарегистрированных в период между 1900 и 1949 гг., такая связь существовала в 30; из 34 случаев, зарегистрированных в период с 1950 по 1974 гг., такая связь имелась в 29. Небольшое увеличения числа случаев с фокальными лицами на протяжении четырёх периодов не является статистически значимым.
В 39 из 92 случаев явления сопровождали фокальных лиц при их выходе из дома, во время посещения родственников и так далее... Всем этим случаям присущ один общий фактор, который опять-таки свидетельствует о связи полтергейста с каким-либо лицом: как правило, явления прекращались, когда фокальное лицо засыпало.»
Такой полтергейст вызван энергией “фокального лица”, который бессознательно ею пользуется (команды отдаёт подсознание), нарушая все мыслимые законы физики. Возраст “фокального лица” может быть любым; обычно это подросток во время полового созревания или женщина климактерического возраста, когда меняется гормональный фон организма. В остальных случаях “фокальное лицо” страдает какой-то болезнью, видимо, расшатывающей его организм и облегчающей способность вносить изменения в нашу субреальность. Можно предположить и то, что некто другой пользуется энергией “фокального лица”, управляя ею самостоятельно, но в большинстве случаев это не так. Есть примеры, как “фокальные лица” в конце концов учились двигать предметы сознательно, усилием воли (телекинез), но по силе и сложности сознательное воздействие намного уступает подсознательному.
Толчком для появления полтергейста может стать какое-то шокирующее событие или просто напряжённые взаимоотношения в семье, когда усиленно подавляемые раздражение и ненависть выплёскиваются наружу столь странным образом.
Профессор Джордж Оуэн в 1961 году расследовал случай, где “фокальное лицо” было более чем очевидно.
Осенью 1960 года 11-летняя Вирджиния со старшим братом и его женой поехали в Сохи, центральная Шотландия. 22 ноября, когда девочка была в постели, ей не давал покоя звук, напоминающий прыгающий мяч. Вирджиния пошла вниз, чтобы пожаловаться на звук, и тот последовал за ней в гостиную. Во время чая на следующий день родственники были удивлены, увидев, что буфет отодвинулся от стены, а затем снова вернулся на место. В этом случае сила, порождённая девочкой, превышала её физические возможности.
В дом был приглашён местный священник Ланд. Вирджиния была в постели, но не спала. Он услышал неистовый стук у изголовья кровати девочки и увидел, что шкафчик для белья задрожал, потихоньку поднялся примерно на 45 см и опустился. В то время, когда Вирджиния спала, ничего не происходило. Следующим вечером доктор Нисбет оказался в этом доме и слышал постукивания и лязгающие звуки.
Полтергейст не оставил Вирджинию и в школе. Её учительница заметила, что девочка пытается удержать крышку парты, но та открывалась сама по себе. Это случилось три раза. Позже свободная соседняя парта поднялась в воздух. Малколм Родинсон опросил одного из одноклассников Вирджинии, который подтвердил случаи поднятия предметов.
Странные происшествия продолжались, и тогда Вирджиния переехала к своей тёте, в дом по соседству. Но удары и стуки не прекращались. В конце концов всё прекратилось само собой — девочка подросла, и её организм изменился.
Стол взлетел на глазах у очевидцев. Сравните со старинной гравюрой справа
При полтергейсте, который действовал в польском городе Мышков в 1985-86 годах, в семье были трое детей — сын 17 лет, дочери 13 и 15 лет. Учёные с лёгкостью определили, что “фокальным лицом” была 15-летняя Ева К. Журнал “Trzecie око” (1986, № 8) писал, что в её присутствии предметы летали как угодно, в том числе проходя сквозь бетонные перекрытия!
Всё началось со стуков в дверь со стороны лестницы и изнутри. Сила и частота стуков менялись. Подкараулить, кто стучит, не удалось.
8 декабря 1985 года удары прекратились, и в доме началось перемещение предметов. Огромная картина, висевшая на стене, оказалась на полу. Различные предметы весом до 5 кг падали со стола и других мест. Карниз и кашпо с цветами вырвало из стен.
10 декабря начались полёты предметов в переднюю. Перемещалось всё — диэлектрики (стаканы, рюмки, кувшин, банки) и проводники (бронзовая фигурка, жестяные банки и т.п.). Разбилось всё, что могло разбиться, кроме стеклянной пепельницы, а то, что не билось сразу, билось потом. Крупные осколки разбивались ещё раз.
В первую неделю было несколько десятков таких перемещений в сутки, кроме ночи — хозяева и “фокальное лицо” спали. На вторую неделю мощь полтергейста усилилась до 20-30 явлений в сутки, а “ночной перерыв” стабилизировался с 23 до 9 часов. Предметы летали так: исчезновение, незаметное глазу (точнее, предмет не двигался, если на него смотреть), полёт невесть где, также невидимый, и появление или торможение в другом месте, в том числе за преградами. Некоторые стеклянные предметы разрывались, как бы от внутреннего давления, на мелкие части, а горлышки бутылок рассыпались в стеклянную пыль. Упавшие предметы имели температуру на несколько градусов выше окружающей. В одном случае полулитровый эмалированный кувшин, улетевший в прихожую, так разогрелся, что при заполнении водой зашипел и от его дна отскочила эмаль. В журнале этот процесс назвали “материализацией”:
«Интересно перемещение бутылок и т.п. через железобетонные плиты и перекрытия из соседних квартир на том же этаже или этажом ниже. При этом они материализуются в прихожей. В ней материализовались также бутылки, фужеры, электроплитка, оконное стекло и картофелины, появившиеся неизвестно откуда.
В четырёх случаях после взрыва стеклянных предметов в прихожей третьего этажа, в прихожей квартиры, расположенной ниже, находили обломки размером около 1 см2 и толщиной до 3 мм, принадлежащие предмету, разбитому наверху. В этом случае они проходили через перекрытие... На начальной стадии событий толпа любопытных, стоявших у дома, трижды видела вылет бутылок через закрытые окна кухни третьего этажа.»
Исследователи заметили, что полтергейст не трогает клетки с канарейками и рыбок в аквариуме: подсознанию девочки было жаль животных. Они попытались учить её управлять движением предметов и вроде как преуспели, но семья К. решила отказаться от дальнейших экспериментов. В других случаях полтергейст может жестоко расправиться с животными.
В 1905 году на ферме Бинбруг, графство Ланкашир, в течение двух месяцев одни предметы двигались, другие неожиданно загорались. Пожары без труда были потушены, но во время одного из них пострадала служанка. Девушка подметала пол на кухне, совершенно не подозревая, что её спина охвачена огнём! Её работодатель, мистер Уайт, потушил пламя с помощью сырых мешков, и девушку отвезли в госпиталь.
Уайту не давал покоя вопрос, кто или что убивало его цыплят. Только 24 цыплёнка из 250 остались живы. Все птицы были умерщвлены странным образом: кожа вокруг шеи, от головы до грудки, содрана, дыхательное горло вырвано. Даже когда Уайт всю ночь дежурил у курятника, не смыкая глаз, к утру четыре или пять птичек всё же были мертвы.
Полтергейст в Литве, описанный газетой “Труд” от 19 мая 2001 года, уничтожил всех щенков в доме. Однажды ночью они вдруг страшно залаяли и тут же замолкли. Когда к ним подбежали хозяева, те лежали уже мёртвые. При вскрытии оказалось, что у всех шестерых щенков, словно скальпелем, разрезаны мочевые пузыри. (Нежить способна резать животных и в более крупных масштабах, убивая скот, о чём далее.)
В сентябре 1999 года полтергейст разразился в одной из квартир Северного района Ярославля. Всё началось со странных постукиваний и звуков, доносившихся в квартире в присутствии 12-летней Тани Кузнецовой. Потом стали происходить невероятные вещи: из разных комнат с интервалом 2-3 минуты внезапно вылетали различные предметы — ложки, вилки, отвёртки, бритвы, детские игрушки, настигая людей в самое неожиданное время. Часть детского конструктора ударила по затылку уфолога Юрия Смирнова, который пришёл посмотреть на безобразие. Потом начали возникать самовозгорания: горели диван, кровати, обои, листы бумаги и газеты. Квартира была полностью разгромлена.
Стоило только отправить Таню погулять, как “чертовщина” моментально исчезала, но как только она возвращалась, всё вновь оживало. Аномальные проявления сопровождали её везде, где бы она ни находилась. Этот случай отлично подходит под описание парапсихолога Нандора Фодора:
«Обычно источником полтергейста оказывается угнетённая психика подростка, вступающего в стадию полового созревания. Вследствие каких-то временных аномалий нервной системы энергетическая пружина её таинственным образом распрямляется, выбрасывает в пространство свою одушевлённую проекцию и превращается в злобного невидимку, который швыряет камни, бьёт посуду и разрушает всё, что ни попадется под руку. Как правило, “шумный дух” вполне удовлетворяется содеянным и успокаивается сам собой, но иногда открывает в себе дар поджигателя, и это увлечение для семьи несчастного подростка опаснее, чем все прежние шалости, вместе взятые.»
Несколько лет назад к одному из авторов, Вадиму Деружинскому, обратилась минчанка, которую замучил полтергейст. Это была молодая женщина, мать-одиночка, жившая вместе с десятилетней дочкой в маленькой квартире. До этого она обращалась в МЧС, в милицию, к попам и ещё к кому-то, но всё безрезультатно. В отчаянии она позвонила нам в “Аналитическую газету “Секретные исследования”, но и мы, сразу скажем, чем-то существенным помочь ей не смогли. Кроме советов.
Когда мы (Вадим Деружинский и его коллега по газете Андрей Ладыженко) приехали, полтергейст входил в свою запущенную стадию — начались самовозгорания простыней, были разбиты бытовые электроприборы, разбиты зеркала. Пока мы были в квартире, беспричинно падали предметы, в том числе наш диктофон. Свой визит мы снимали, кроме аудиозаписи, на видеоплёнку, а также сделали цветные фото отдельных участков квартиры.
У нас осталось достаточно странное впечатление после всего увиденного и услышанного. Мать действительно была измотана этой чертовщиной, а вот дочка выглядела подозрительно ненапуганной. Она скорее с задорным любопытством наблюдала за нашей беседой. Это был замкнутый ребёнок, как говорят, “сама в себе”, она не желала с нами что-то обсуждать, но оставалось ощущение, что она что-то знает.
Ясно, что она являлась “фокальным лицом” полтергейста. Картина классическая для подобных случаев: переходный возраст, проблемы в семье, где родители развелись, половое созревание и так далее. Вначале мы подозревали, что девочка просто всех дурит — за спиной у всех проделывает “штучки”. Однако “штучки” оказались такими, что их проделать не под силу ни одному человеку.
Показателен пример с люстрой (у Вадима Деружинского дома была такая же, он её сам вешал): на люстре несколько искривлённых трубок из дюралюминия, к которым на болтах крепятся лепестки из фигурного стекла. Так вот, эти трубки (довольно толстые и прочные) оказались разогнутыми — причём без повреждения тонкого основания люстры и без повреждения стеклянных лепестков. Как это можно сделать — уму непостижимо. Вадим Деружинский пытался на своей люстре проделать нечто подобное, но у него не удалось ни на миллиметр разогнуть трубки, зато стала гнуться основа люстры из тонкой жести. Мало того: на люстре в этой квартире лепестки были разогнуты неодинаково — некоторые больше, а другие меньше. А на жестяном основании люстры был виден какой-то странный матовый налёт, как после взрыва, и налёта было больше там, где трубки были больше разогнуты. Получается, произошёл взрыв, но как бы обратного свойства, затягивающий внутрь. А для разгибания трубок, видимо, рычагом являлись концы трубок, жёстко удерживаемые. Но за них не взяться руке человека — нет места.
В общем, всё это очень странно. Тем более что квартира сталинской постройки, с высоким потолком.
Расспросы, изучение квартиры ничего не прояснили. Напротив, если и нащупывалась какая-то закономерность в событиях, то тут же возникала масса непонятных фактов, никак не укладывающихся ни в какую логическую схему.
В момент активизации явления расход электроэнергии в квартире был неимоверно огромным, постоянно вылетали электропробки — хозяйка даже попросила соседа сделать проводку без пробок. В самые жаркие дни в квартире попадались зоны с “зимним холодом”. Когда мама с дочкой и гостями вечером сидели в комнате за столом, они услышали, как из кухни кто-то побежал мелкими шаркающими шагами в коридор, поднялся на тумбочку под счётчиком — и стали вывинчиваться пробки. Стало темно. Пробки улетели на кухню и там попадали. В коридоре и кухне никого не оказалось, а дверь квартиры была заперта изнутри.
Не берёмся судить, почему дети — “фокальные лица” — упрямо не хотят говорить о том, чем они связаны с событиями. Возможно, это вопрос для них сугубо интимный, связанный с интимными переживаниями и ощущениями при половом созревании. Во всяком случае, при такой аномалии в организме ребёнка происходят необычные процессы, которые затрагивают “второе дно” нашей материальной сути.
Похоже, в основе всего лежит раздражение, причём в смысле психологическом, а не биологическом. Разбитые зеркала, выдранные провода, постоянно переворачиваемые нагреватель, холодильник, прочее — всё это как бы торчит, взывает к действию “под горячую руку”. Точно так же произошло и с люстрой. А вот телевизор и видео не пострадали — они не вызывают раздражение у “фокального лица” (или у его подсознания), они успокаивают и развлекают. Почему вылетают пробки? Из-за того же раздражения. Но это подразумевает, что источник полтергейста ощущает электричество так же явно, как и предметы обстановки: для него электричество “торчит”. Всё это трудно представить, но другого пути понять, кроме как вначале себе представить, нет.
Приступы этого раздражения похожи на реакцию организма при оргазме. Возможно, полтергейст заменяет людям сексуальное удовлетворение, являясь его странным суррогатом, реализуемым в непостижимой форме.