Глава 16. Морфологический маркер

1. Будем называть мысль и соответствующие ей структур­
ную и линейную схемы выражаемым(exprimende), а фонетиче­
скую оболочку, которая придает им форму, воспринимаемую ор­
ганами чувств, будем называть выражающим(exprirne).

2. Смысл(sens), или значение(signification), данного
элемента речевой цепочки есть отношение выражающего к
выражаемомуИ это справедливо: выражаемое - это смысл
выражающего.

3. Понятие смысла позволяет определить выражаемое толь­
ко по отношению к выражающему. Таким образом, оно предпола­
гает первичность выражающегопо отношению к выражаемому,
то есть первичность морфологии по отношению к синтаксису.

4. Однако признать такую первичность было бы непра­
вильно. В действительности синтаксис предшествует морфоло­
гии.Когда мы говорим, мы не подыскиваем задним числом смысл
для уже произнесенной последовательности фонем. Наоборот,
наша задача состоит в том, чтобы найти звуковое воплощение для
заранее данной мысли, которая только и оправдывает самое его
существование. (...).

5. Первичность синтаксисавынуждает нас ввести в нашу
терминологию новый термин, который был бы обратным по
отношению к термину смысл. В качестве такового мы предлагаем
термин "маркер" (или "морфологический маркер") (marquant, mar-
quant morphologique).

6. Маркер выражает уже не отношение выражающего к
выражаемому (...), а отношение выражаемого к выражающему.
Теперь можно сказать, что выражающее- это маркер для выра­
жаемого.

7. Из сказанного выше следует, что морфологияпо суще-





Глава 16. Морфологический маркер - student2.ru ству представляет собой изучение маркеров.

8. Маркеры различаются между собой по трем признакам:

по природе, по порядку и по силе их сцепления.

9. Природамаркера - это его фонетический облик.

10. Порядокмаркеров определяется их линейным поряд­
ком в речевой цепочке.

11. Наконец, сцеплениемаркеров характеризуется степе­
нью их слияния друг с другом в случае, когда в речевой цепочке
они оказываются рядом. Сцепление, таким образом, оказывается
обратной функцией от величины разрыва между словами (...).

12. Синтаксическая связь не имеет маркеров, но от этого
она не становится менее реальной. Она всегда осознается слуша­
ющим, потому что без этого ни одно предложение понять невоз­
можно (...).

Глава 17. Нулевой маркер

Глава 16. Морфологический маркер - student2.ru

jeune

1. Неверно было бы думать, что все синтаксические явле­
ния имеют морфологические маркеры. Напротив, многим несом­
ненным синтаксическим явлениям не соответствует на уровне
морфологии какой-либо маркер. Мы будем говорить, что у них нет
никакого маркера или, что то же самое, что они выражаются ну­
левыммаркером. В стеммах этот показатель мы будем изображать
символом 9 (...).

2. Так, чаще всего никакого маркера не имеет синтаксиче­
ская связь. Когда мы говорим votre jeune frere 'ваш юный брат'
(...), мы подразумеваем, что между словами votre 'ваш' и frere
'брат' имеется синтаксическая связь. Однако на морфологическом
уровне этому обстоятельству никакой маркер не соответствует,
будь то хотя бы согласование или контактное положение в речевой
цепочке.

Votrt

3. Существование синтаксических явлений, не имеющих
маркеров, то есть существование выражаемого без выражающе­
го, - сильный аргумент против морфологического синтаксиса

4. В самом деле, видеть в синтаксисе лишь науку об упот­
реблении форм - значит ограничивать его лишь теми явлениями,
которые выражаются морфологическими маркерами, и отказы­
вать в праве на существование всем прочим синтаксическим
явлениям,то есть таким, которым не соответствует никакой мар­
кер (...).

5. Отсюда следует, что чисто морфологический взгляд на
синтаксис неизбежно оказывается фрагментарным, неполными
вынуждает довольствоваться лишь частичным отображением
предмета.

6. Очевидно также, что отсутствие исчерпывающих исход­
ных данных не позволяет воссоздать синтаксическую систему
языка идаже предположить, что она существует.

7.« И действительно, функционирование синтаксической
системы можно уяснить себе лишь тогда, когда известна вся сово­
купностьсоставляющих ее элементов и тем самым имеется воз­
можность обнаружить внутренний закон, управляющий их соеди­
нением, х

8. Из сказанного выше вытекает, что изучение синтаксиса
возможно лишь при том условии, что лакуны, остающиеся после
описания морфологических явлений, будут заполнены сведениями
о собственно синтаксических явлениях. Там, где внешних источ­
ников информации не хватает, нужно суметь прибегнуть к внут­
ренним источникам.

9. Сами условия, в которых выступают синтаксические
факты, заставляют нас использовать, хотя бы частично, метод
интроспекции. Деятельность говорящего невозможно анализиро­
вать в структурном плане иначе, чем с помощью интроспектив­
ного обращения к самой этой деятельности.

10. Вот почему интроспекция должна стать одним из
главных методов исследования синтаксических фактов1.



Глава 16. Морфологический маркер - student2.ru Стемма 18



' Мы опускаем Главу 18. Интроспективный метод по причине ее ди-

Глава 16. Морфологический маркер - student2.ru Глава 19. Структура и функция

1. Интроспективный метод направлен на обнаружение той
глубинной роли,которую играет в языке то или иное слово
независимо от того, как оно проявляет себя внешне.

2. Он позволяет показать, для чего служат слова, то есть ка­
кую роль они играют в функционировании синтаксической систе­
мы данного языка.

3. Таким образом, слова можно рассматривать как своего
рода инструменты,каждый из которых предназначен для выпол­
нения лишь вполне определенной задачи, но зато эта задача может
выполняться наилучшим образом.

4. Роль, которую играют слова в механизме выражения
мысли, мы будем называть функцией.

5. Как мы видели выше (...), подчиняющий элемент выпол­
няет функцию образования единого пучка из тех синтаксических
связей, которые объединяют его со всеми его подчиненными. Эту
функцию мы будем называть узлообразовательной (fonction noda-
le).

6. Как мы видели выше (...), пучок связей может иметь
только один подчиняющий элемент. Следовательно, у вершины
пучка может быть только одна-единственная функция,узлообра-
зующая, которая при всех условиях остается неизменной.

7. И наоборот, как мы знаем (...), один подчиняющий эле­
мент может иметь пучок из нескольких подчиненных. Разные под­
чиненные могут выполнять по отношению к своему подчиняюще­
му разные функции.(...).

8. Функционирование данного структурного единства ос­
новано на разумном сочетании функций его элементов. Без функ­
цийне может быть структуры. Иначе говоря, синтаксическая ие­
рархия (...) устроена так же, как и иерархия военная, в которой
каждый военнослужащий выполняет строго определенные функ­
ции.

Глава 16. Морфологический маркер - student2.ru дактического характера. - Прим. составителя.

9. Из сказанного выше вытекает, что структурный син­
таксис- это то же самое, что синтаксис функциональный,и,

следовательно, функции,выполняемые различными элементами предложения и необходимые для его жизни, представляют для него первостепенный интерес.

10. Понимать язык - значит уметь определять, какие функ­
ции выполняются в нем всеми элементами предложения. Говорить
на данном языке - значит знать, как пользоватьсяинструментами,
выполняющими эти функции.

11. С этой точки зрения можно утверждать, что функцио­
нальный синтаксис способен оказать существенную помощьдля
изучения современных языков, для активного овладения ими и для
их преподавания.

12. Следует отметить глубокую аналогию между функцио­
нальным синтаксисом и фонологиейПражской школы, которая
стремится увидеть за явлениями чисто физической природы те
собственно лингвистические функции, которые они способны
выполнять.

Наши рекомендации