Начальные психолингвистические эксперименты

Апелляция Хомского к психологическим реалиям не могла не встретить отклика психолингвистов. После признания этой теории в книге Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама «Планы и структура поведе­ния» (1965) психолингвистика пережила период увлечения проблемами порожде-

2Правила анализа по составляющим — это немно­гие универсальные для различных языков правила, описывающие построение глубинной структуры пред­ложения на основе набора грамматических компонен­тов, таких, как именная группа, группа глагола и др. Правила трансформации — правила преобразования активной конструкции в пассивную, негативную, во­просительную и пр.; описано порядка 20 основных трансформаций, с помощью которых получаются ва­рианты синтаксических конструкций разных языков мира.



3.8. Речь, язык, коммуникация



ния синтаксически оформленных предло­жений.

Изучение началось с попыток экспе­риментального подтверждения психоло­гической реальности трансформаций. Гипотеза исследований, осуществленных Миллером и его сотрудниками, состояла в том, что каждая трансформация — это отдельная умственная операция, занимаю­щая определенное время. В экспериментах (Дж. Миллер и К. Мак-Кин, 1964, и др.) испытуемым последовательно предъяв­лялись активные утвердительные предло­жения, которые требовалось трансфор­мировать в пассивную, отрицательную, вопросительную и другие формы. Перво­начальные результаты, казалось бы, сви­детельствовали в пользу реальности транс­формационных операций: время, затра­ченное на трансформацию определенного типа, оказалось стабильным у разных ис­пытуемых; негативная трансформация осу­ществлялась быстрее, чем пассивная, и пр.

В дальнейшем, однако, обнаружилось, что сделанные на основе генеративной грамматики предположения подтвержда­ются только при искусственных формах оперирования предложением, делающих его значение не слишком важным для ис­пытуемого. При функциональном исполь­зовании предложения, когда главное со­стоит в том, чтобы предложение осмыс­лить, соответствие между предсказаниями теории и речевым поведением исчезало. Исследованиями А. Шлезингера, П. Хэр-риотта, Д. Слобина и др. было показано, что помимо синтаксических правил в опе­рировании предложениями большую роль играют факторы семантического характера. Так, поданным Шлезингера (1968), именно «семантические ключи» позволяют понять предложение: «Это дырка, которую крыса, которую наша кошка, которую укусила собака, поймала, сделала»; предложение той же синтаксической структуры, но с мини­мальными семантическими указаниями относительно связи существительных и глаголов превышает возможности естест­венной языковой обработки («Это маль­чик, которого человек, которого дама, ко­торую наш друг видел, знает, ударил»). Накопление подобных фактов свидетель­ствовало о том, что обработка предложе-

ний не сводится к одним только синтак­сическим операциям.

Проблема взаимосвязи синтаксиса и семантики, которая была таким образом поставлена, оказалась чрезвычайно труд­ной для генеративной грамматики. В тео­рии Хомского все вращается вокруг вопро­сов синтаксической формы. Замысел высказывания по существу выносился «за скобки», а ведь прямым назначением син­таксических правил является выражение нужного говорящему смысла. Когда это было осознано, представление о том, что говорящий начинает строить предложение, порождая абстрактную синтаксическую структуру, и затем подбирает для ее запол­нения нужные слова, стало выглядеть неправдоподобным. Все это вместе с на­коплением противоречивых эмпирических данных переключило интерес психолинг­вистики на иные теории — «генеративную семантику», «падежную грамматику», ко­торые стали влиятельными в 70-е гг.

Речевая семантика

В отличие от предыдущего десятилетия, когда в центре внимания психолингвис­тики была проблема синтаксиса, 70-е гг. стали временем семантики. Язык и речь существуют для того, чтобы передавать смысл. Это представление определило на­правленность многих работ этого времени. Психолингвистика отказалась от чисто синтаксического подхода к речепорож-дению и занялась вопросом о том, как выбор синтаксической формы связан с содержанием высказывания и замыслом говорящего. Одновременно большое вни­мание стал привлекать текст. Возникла лингвистика, а затем и психолингвистика текста — новые направления, исследую­щие выражения смысла в последователь-ности-взаимосвязанных предложений.

Наши рекомендации