Что сохраняется и перевоплощается после смерти
Если принять концепцию Личности или Индивидуальности, это повлечет за собой изменение привычных представлений о бессмертии души; так как обычно, говоря о бессмертии души, мы имеем в виду, как правило, бессмертие некой неизменной индивидуальности, сохраняющейся после смерти в одном и том же виде даже по прошествии вечности. То есть исключительного права на бессмертие требуем для очень несовершенного поверхностного "я", рассматриваемого, по всей видимости, самой Природой в качестве некой временной формы, о сохранении которой ей не стоит беспокоиться. Но требование это нелепо и недопустимо, нынешнее "я" может удостоиться права быть сохраненным лишь при условии, что оно согласно измениться и не оставаться в дальнейшем предоставленным самому себе, а стать чем-то еще, более величественным, лучшим, -просвещенным, более точным отражением вечной внутренней красоты, все более приближающимся к божественности таинственного Духа. Именно этот таинственный Дух или божественное "Я" и есть непреходящее, поскольку оно не рождено и вечно. Внутреннее психической существо, его явленность, наша духовная индивидуальность и есть та Личность, которой мы являемся; а временное "я", "я" этой жизни — всего лишь образование, временная личность внутренней Личности: один из множества шагов нашего эволюционного пути, и своей истинной цели она отвечает только тогда, когда мы преодолеваем ее, чтобы сделать следующий шаг, приближающий нас к более высокому уровню сознания и бытия. Вот эта внутренняя Личность и сохраняется после смерти, точно так же, как она существовала до рождения; а такое постоянное сохранение и есть осуществление вечности нашего вневременного Духа в терминах Времени.
Шри Ауробиндо
Оставьте обычное расхожее представление о перевоплощении. Расхожее мнение о том, что Тит Бальбус вновь родился Джоном Смитом, человеком с той же самой личностью, характером, со всем тем, чего он достиг в прошлой жизни, с единственным отличием, что теперь он вместо тоги облачен в пиджак и брюки и говорит по-английски, а не по-латыни. Все совсем не так. Какая для земли польза миллион раз повторять ту же самую личность и тот же самый характер с самого начала мироздания до его конца? Душа родится ради того, чтобы обрести опыт, ради роста, ради развития, пока не сумеет подарить Материи Бога. Перевоплощается центральное существо, не внешняя личность, личность — просто шаблон, созданный центральным существом в целях приобретения в этой жизни определенного опыта. В следующий раз оно создаст себе иную личность, с иными способностями, с иной жизнью и судьбой. Допуская, что Вергилий рождается снова, можно себе представить, что он будет заниматься поэзией одну-две следующие жизни, но он определенно не напишет ничего эпического, но скорее что-нибудь легкое, нежное и мягко лиричное, то есть то, что ему так хотелось написать, но не удалось, живя в Риме. В иной жизни он, возможно, будет вовсе не поэтом, но философом и йогином, ищущим возможности достичь и выразить высочайшую истину — то есть то, что так и осталось нереализованной тенденцией его сознания в этой жизни. Возможно, прежде он был воином или законодателем, кем-то вроде Энея или Августа — до того как начал их воспевать. И так далее — так или иначе центральное существо развивает новый характер, новую личность, растет, развивается, проходя через все виды земного опыта. По мере того как идет развитие человека, он становится все более многогранным и полноценным и вбирает в себя те личности, которыми был раньше. Иногда они поддерживают его активные элементы, придавая им окраску, особый оттенок, некое свойство, то тут, то там, или же они проявляются вовне, и возникает многосторонняя личность, многогранный характер или многоплановость, кажущаяся иногда универсальной способностью. Но если создатель личности, создатель способности полностью проявляется вовне, он уже не будет повторять того, что делал прежде, но применит ту же способность в новых формах и образах и воплотит ее в новой гармонии существа, которому уже не быть просто копией предыдущего. Так что не следует вновь ожидать воина или поэта. Кое-что из внешних свойств может повторится, но в сильно измененном виде и на основе уже совсем другой комбинации. Чтобы достичь того, что не было сделано прежде, необходимо направить энергии в новое русло.
Теперь о другом. В перевоплощении имеет значение не личность или характер, но психическое существо, стоящее за всем процессом развития природы и развивающееся вместе с ней. Покинув тело и отбросив по пути к месту отдохновения ум и витальность, психическое уносит с собой саму суть своего жизненного опыта — не физические обстоятельства, не витальные движения, не умственные представления, не способности и характер, но нечто существенное, то, что оно из них извлекло, то, что может быть названо божественным элементом, ради которого существует все остальное. Некий постоянный прирост, то, что помогает расти к Божественному. Вот почему обычно не остается воспоминаний о внешних событиях и условиях прошлых жизней — так как для того, чтобы это помнить, нужна хорошо развитая непрерывность ментального, витального и даже тонко-физического сознания; так как хотя все это в виде зародыша и остается в памяти, но обычно не проявляется. А вот божественный элемент, стоящий за великодушием воина, то, что выразилось в его терпимости, благородстве, доблести, божественный элемент, стоящий за гармоничностью интеллекта и щедрой витальностью поэта и выразившийся в них, останется и сможет найти новое выражение в новой гармонии характера или, если жизнь обратится прямо к Божественному, будет способствовать осознанию или работе, которую необходимо выполнить ради Него.
Шри Ауробиндо