Общая характеристика ассоциативной психологии 19 века.
19 век – век триумфа ассоциативной психологии. Предмет ас. пс. - сознание - был признан всеми без исключения учеными. В ас. пс. закон ассоциаций рассматрив. как универсальн. явление психич. жизни. В классических теориях ассоцианизма, содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций.
В 19 в. ас.пс. развивалась благодаря: Томаса Браун, Дж. Миль, Д.С. Миль, А.Бэн, И.Ф.Гербарт, Г.Спенсер. Особенностью ас.пс. 19в. была её связь с философией позитивизма. Позитивизм появился в 30-е годы 19 в. Родоначальниками направления были О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Миль. В позитивизме были пересмотрены критерии, которым должна отвечать научная дисциплина. Конт ввел свою классификацию наук, которая имеет дело не с предметами, а с процессами, при изучении которых можно вывести всеобщие законы.
Пс-гии в этой классификации не нашлось места. Ни по своему предмету сознания, ни по методу исследования она никак не могла претендовать на обладание позитивной парадигмой. По мнению Конта, психология должна отказаться от статуса самостоят. дисциплины, соединившись с биологией и социологией (так он называл все общественные науки).
Конт подверг критике интроспекцию, как субъективный метод. Психология основанная на этом методе исследования лишена научной ценности.
Пс-я, для того чтобы остаться объективной наукой необходимо было пересмотреть свои основные методологические позиции и найти объективный и точный метод исследования предмета. Ведущие психологи XIX в. - Д.С. Миль, Г. Спенсер, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача решалась на протяжении почти ста лет. Сложность задачи модификации психологич. науки, так же как проблемы, возникавшие при согласовании единого пути ее дальнейшего развития, во многом и привели к методологическому кризису в начале ХХ в., в рез-те кот. психология разделилась на отдельные направления.
В течение второй половины ХIX в. многие ученые (Д.С. Миль, Г. Спенсер, А. Бэн, И.Ф. Гербарт, В. Вунд) предлагали свои варианты построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, так как он должен быть индивидуальным и достоверным.
И. Кант писал что данные интроспекции нельзя проверить данными математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать, будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае, если психика ограничивается областью сознания, то в том случае, если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине XIX века все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.
На протяжении 19в. разные ученые предлагали разные методы исследования в психологии. Бэн предложил метод проб и ошибок. Миль мл. метод логики. Сеченов предложил метод генетического наблюдения. Вундт – экспериментальный метод. Огромное значении в развитии психологии 19в. имело появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала методологический кризис и подвергалась критике со стороны позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то же время активно развивающееся естествознание, прежде всего биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к психическому. Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Возникает биологический детерминизм. Именно он позволил по новому структурировать новые факты открытые к тому времени в психологии. Биологическая детерминанта позволила соотнести уровни развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.
Спенсер писал, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и требованиям позитивизма, так как в центре исследования стоял уже не предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.