Исследование энергии чакр
Для дальнейшего углубления работы с чакрами в комнате раскладываются матрасы, по одному на каждого участника, и в течение следующего часа я провожу в группе технику, которая называется «Исследование энергии чакр». Теперь, когда чакры зарядились энергией, я приглашаю участников исследовать каждую из них глубже.
Я описываю чакры как двери для выражения различных качеств человеческой энергии. Так же как свет, преломляясь, образует семь цветов радуги, так и жизненная энергия фокусируется в каждой из чакр как в отдельной «линзе», начиная с самых простых и низших вибраций в первой чакре, и заканчивая высшими — самыми тонкими и сложными в шестой и седьмой.
Упражнение по исследованию чакр работает одновременно и с мышечными сегментами, и с ментальными и эмоциональными темами, накопленными в областях этих сегментов. Осознанно привнося своё внимание в каждую из чакр, мы можем встретиться с содержащимися и выражаемыми в них темами.
Процесс начинается в основной дыхательной позиции: лёжа на спине на матрасе, колени подняты и согнуты, стопы стоят на полу. Сначала мы накапливаем энергетический заряд с помощью дыхания в живот, а затем постепенно распространяем внимание на диафрагму и грудь. Я объясняю, что в этом упражнении мы будем исследовать каждую из чакр, мысленно представляя их положение в теле, направляя дыхание в это место, издавая звуки и позволяя телу спонтанно двигаться в соответствии с возникающей энергией.
Я направляю участников в первую чакру, затрагивая некоторые темы, о которых говорила в своём вступлении. Я предполагаю, что в этой чакре участники могут соединиться со своими сексуальными переживаниями или сексуальными травмами прошлого. Они также могут войти в контакт с грубыми животными энергиями и животными страстями, которые требуют секса, требуют пищи, и требуют их сейчас, немедленно. Это некое непосредственное и мощное состояние энергетической наполненности, характерное для первой чакры.
Я приглашаю участников совершать движения нижней частью тела — они могут извиваться и ударять тазом о матрас, размахивать и топать ногами. Если кто-то входит в контакт с животными энергиями, то он может ворчать и рычать, показывая зубы и ощущая пальцы как когти. По мере того как исследование углубляется, люди часто соединяются с гневом или базовыми сексуальными чувствами. Чувства эти первобытны и очень шумны, и я использую громкую музыку, чтобы поддержать их выражение — к первой чакре хорошо подходят африканские барабаны.
Случается и так, что у людей начинают всплывать воспоминания, принимающие форму мыслей или картин животной или сексуальной тематики. Я подсказываю участникам, что они могут работать с этими картинами, произнося фразы вроде: «Я хочу!», «Отдай!», «Это моё!», «Убирайся!».
В первой чакре мы имеем дело не только с отрицательными эмоциями. Можно наслаждаться и радоваться, ощущая свою чисто физическую живость и животную энергию. Бывает и так, что некоторые люди почти ничего не чувствуют в этом месте, кроме своеобразного омертвения. Такой отклик может быть обнаружен в любой из чакр, и это может указывать на сильное блокирование энергии в этой области. Это также ценная находка, поскольку указывает на область, с которой необходимо поработать, чтобы привнести в неё больше жизненности — возможно, требуется снятие панциря по Райху.
Мы исследуем первую чакру примерно в течение 6—7 минут, а затем, не останавливаясь на второй чакре, я веду их к третьей, к центру силы, потому что и первая, и третья чакра воплощают сильные, направленные наружу энергии выражения. В начале исследования я поясняю, что мы начнём работать с энергиями, направленными наружу — с первой и третьей чакрами, — а затем, после того как эти сильные энергии будут выражены, исследуем вторую и четвертую чакры, которые направлены внутрь и более восприимчивы.
Я напоминаю людям, что в третьей чакре проигрываются наши конфликты, активизируются наши чувства конкуренции и противоборства. Это наш огненный центр, откуда исходит утверждение «я», и это может стать очень мощным переживанием — ощущением своей силы и независимости.
Может оказаться, что вместо силы участники откроют здесь слабость и воспоминания об эмоциональном крахе, состояниях вроде: «нет... я не могу... у меня не получится...». И снова я приглашаю их использовать слова, вспоминая конкретные конфликты, произносить те фразы, которые хотят быть сказаны, делать телом движения, усиливающие их эмоции.
Они могут колотить руками по матрасу, со злостью кричать, плакать от слабости, может быть, даже стучать себя в грудь подобно большому самцу гориллы, заявляя о своей силе и превосходстве.
После того как была исследована третья чакра, мы опускаемся в живот, во вторую чакру, где совсем другая и гораздо более мягкая энергия. Включив лёгкую, спокойную музыку, я приглашаю участников начать дышать в это место, настроиться на него. Соприкоснувшись со второй чакрой, многие люди немедленно начинают плакать, особенно когда я называю темы, связанные с матерью. Я напоминаю им о том времени, когда они были маленькими детьми, и о том, как сильно они тогда нуждались в материнской любви, заботе, питании и поддержке.
Участники могут получить и позитивный опыт, вспоминая уютную материнскую энергию, дававшую чувство защищённости и безопасности. Однако здесь же хранятся и раны покинутости, возникшие тогда, когда мы не получали того, в чём нуждались, или когда мама уходила.
Я также говорю о том, как чувства, связанные с матерью, проигрываются в наших последующих отношениях с партнёрами, мужьями, женами, любовниками, делая нас требовательными и заставляя нас вставать на позиции типа: «Раз ты мой мужчина, то ты должен быть моим папой» или «Я так в тебе нуждаюсь, что умру, если ты уйдёшь». Такие чувства мы приносим из детства Вряд ли мы действительно умрём, если возлюбленный нас оставит, однако именно такое ощущение возникает у нас из-за пережитых в раннем возрасте травм.
Из живота мы перемещаемся в четвертую чакру, сердце, где помещается мягкая энергия, похожая на энергию второй чакры. Именно из этого места исходит забота о других людях. В сердце мы находим наше стремление делиться с другими, чувство любви, желание отдать всё то, что у нас есть.
В сердце размещается и панцирь, воздвигнутый вокруг ран отвержения и неосуществлённых стремлений, которые проявляются в виде боли, грусти и слёз. И именно из сердца мы можем простить тех, кто причинил нам боль, или попросить прощения у тех, кому причинили боль мы. Проговаривание мною этих вещей действует как спусковой механизм, помогающий участникам коснуться подавленных эмоций и высвободить их.
Руки — это продолжение сердца, и я приглашаю людей протянуть руки, возможно, к кому-то или к чему-то; может быть, взять в руки подушку, представляющую некоего человека Я предлагаю обратиться к этому человеку с идущими из сердца словами, сказать то, что стремится быть произнесённым.
Четвёртая чакра может принести и много радости, когда люди соединяются с необычайной способностью сердца расширяться от любви, излучать эту целительную энергию и заключать в свои любящие объятия весь мир.
После того как мы некоторое время пробыли в сердце, я прошу участников сесть, приняв удобное положение с прямым позвоночником. Это полезно для исследования трёх верхних чакр, для соединения с вертикальным потоком энергии, уносящим нас за пределы животного и даже за пределы человеческого.
Я направляю людей в пятую, шестую и седьмую чакры, где они могут открыть для себя переживание пространства и ясного внутреннего неба Именно здесь человеческое сознание начинает чувствовать себя свободным, здесь мы можем ощутить безграничность своей внутренней вселенной. Для каждого это будет по-разному, но я знаю, что почти все участники смогут ощутить расширение энергии, поднимающейся вверх и выходящей за пределы ограниченного физического тела. Эта расширяющаяся энергия соединяет то божественное, что присутствует в нас, с неким качеством запредельности, с ощущением единства
Важно, чтобы в этом высшем состоянии осознания мы не забыли заземлить свой опыт, и я напоминаю группе, что эта божественность должна быть закреплена в физическом теле, что она и тело — две неразделимые полярности между животным и духом. Для переживания полного опыта того, что означает быть человеком, необходимы обе эти противоположности.
Включив медитативную мелодию флейты, я вновь провожу участников от основания позвоночника по всем чакрам. На этот раз я делаю акцент на радуге цветов, которые мы встречаем в этом путешествии. Сменяя друг друга, в итоге они приводят нас в чистое голубое небо внутреннего пространства
В заключение я ставлю фрагмент из дискурса Ошо, где он говорит о том, как важно иметь и корни, и крылья — корни, проникающие глубоко в землю, чтобы мы могли оставаться заземлёнными в теле, и крылья, чтобы во внутреннем небе лететь к запредельному, манящему человеческий дух. Охватив эту полярность, мы приобретаем чувство целостности.
В этой точке тантрического путешествия мы оставляем Райха позади, потому что хотя он и говорил о сексуальном удовлетворении, о телесном счастье и даже о любви, однако блаженства медитации в его словаре не было. Он обращался к животному и к человеку, но так и не приобрёл ясного ощущения чего-то, лежащего за их пределами.
Райх исследовал космическое измерение — в том смысле, что говорил об оргонной энергии, заполняющей всё пространство. Он разрабатывал теории формирования галактик под действием «космической суперимпозиции» — силы, которая определяет форму планетарных метеорологических образований, спирально закрученных вокруг центров высокого или низкого давления. Однако он говорил как физик, а не как мистик. Я уверена, что он часто ощущал благоговение перед глубиной сущности того, что ему открывалось. Однако то осуждение, с которым Райх относился к религии — как к главному притеснителю человеческого духа — надёжно удерживало его от исследования духовного измерения. В нескольких своих дискурсах Ошо с любовью рассказывает о Райхе, говоря, что если бы тот жил в Индии или где-нибудь ещё на Востоке, то стал бы просветлённым.
Работа с чакрами — как дыхательная техника, так и упражнение по их исследованию — оказывает на большинство участников сильное воздействие, и я предлагаю им оставаться в молчании после того, как они покинут нашу комнату для занятий. На следующей сессии всем выдаются цветные карандаши и бумага, и я приглашаю участников нарисовать свои переживания, передав форму, цвет и выражение своей энергии при её движении через чакры — таким образом я даю им возможность интегрировать полученный опыт.
Группа — это возможность продолжать своё внутреннее приключение, совершая открытия и делая тайное видимым. Поэтому я содействую тому, чтобы участники обрабатывали результаты своих исследований, рисуя карандашами и красками, рассказывая о своём опыте, делая записи в своих тетрадях... Всё это помогает людям понять, как новые переживания могут войти в их жизнь.
Хотя групповой процесс и обеспечивает громадную поддержку, однако движение в нём каждого участника всё равно будет уникальным.
Внутреннее путешествие — это, по своей сути, самостоятельный полёт — от уединённости до уединённости. Даже в самых глубоких и самых интимных тантрических объятиях с партнёром самым значимым остаётся собственное внутреннее переживание. Для тех романтических душ, что стремятся к постоянному единению с возлюбленным, этот факт, возможно, окажется ведром холодной воды, вылитым на голову. Однако понимание того, что, в сущности, мы одиноки, становится важным камнем в фундаменте медитации.
И ещё это хорошая подготовка для движения в следующее измерение тантрического путешествия: в динамику мужской и женской энергий и в кольцо света, которое может объединить их в единое целое.