Устная противопожарная пропаганда
Важным видом пропаганды является устная пропаганда. Основой устной пропаганды является живое слово (и его запись) в условиях непосредственного контакта с пропагандистом. Устные формы можно применять немедленно, как только возникает какая-либо проблема. Непосредственный контакт с аудиторией позволяет лучше учитывать её интеллектуальный уровень и общественный статус. Вместе с тем, это требует большого мастерства от агитатора или пропагандиста. Пропагандист должен обладать: знанием тех явлений, о которых идет речь; способностью и умением воздействовать на аудиторию, складывающимися из способности выражать свои мысли; знания психологии аудитории; знания принципов и средств противопожарной пропаганды; правильного их применения. В связи с отмеченными особенностями организации устного выступления следует особо подчеркнуть специальной подготовки агитаторов и пропагандистов. Устное выступление должно подкрепляться всеми другими формами и средствами пропаганды.
Существуют следующие формы устной противопожарной пропаганды:
- беседы;
- лекции;
- радиопередачи и телепередачи.
Беседа
Беседа - непринужденная форма обращения с одним или группой людей, проводится непродолжительное время при обследовании объекта или при расследовании обстоятельств пожара. Возможен обмен мнениями. Не требует документального подтверждения, регистрируется только в журнале противопожарной пропаганды.
Беседа должна носить характер живого и убедительного разговора о важных и необходимых вопросах и продолжаться не более 10-15 минут. Проводится в ходе обследования объекта, на собраниях, во время перерывов в работе объекта, на экскурсиях при рассмотрении административных дел.
Примерные тексты бесед должны быть у каждого инспектора государственного пожарного надзора и разрабатываться для объекта, на котором будет проводиться беседа.
Перед началом проведения беседы инспектору ГПН необходимо подготовиться по следующим вопросам: оценить состав аудитории, определить тему беседы, уяснить основную цель беседы и практические выводы, к которым необходимо подвести аудиторию, составить план беседы, подобрать соответствующую литературу, подобрать конкретные примеры, составить краткий текст беседы.
Требования к проведению беседы:
Вступительная часть – во вступительной части можно привести статистику по пожарам относительно выбранной темы.
Культура речи – в речи выступающего не должно быть слов-паразитов, необходимо избегать неуместных пауз, неправильно поставленных ударений, жаргонизмов.
Техническая грамотность – в выступлении необходимо использовать правильные названия технологических процессов, агрегатов, оборудования о которых собираются рассказывать.
Активизация аудитории – достигается путём постановки проблемных вопросов способных заинтересовать слушателей, заставить их думать.
Приведение примеров – в беседе необходимо приводить примеры тех пожаров, которые произошли непосредственно в данном городе или на объекте, о которых так же знают жители города.
Воспитательное действие беседы – каждая беседа должна носить воспитательный характер.
Заключительное слово – в конце беседы необходимо подвести итог выступления, спросить у кого возникли вопросы, попрощаться.
Доклады и лекции
Доклады и лекции на противопожарные темы, как правило, поручают проводить наиболее подготовленным специалистам главного управления, отделов и отделений ГПН, так как любая аудитория требует тщательной подготовки и отработки материала.
Тематика лекций и докладов разрабатывается заранее. В перспективном плане агитационной работы предусматривается, кто и на каких объектах выступает с лекциями и докладами. Руководители органов ГПН должны контролировать качество лекционной работы, просматривать конспекты, обеспечивать лекторов необходимой литературой, материалами о пожарах.
Проводить лекцию следует вместе с аудиторией, а не перед нею. Особое значение имеет язык взаимного понимания, оптимальная форма выразительности: живые образные сравнения, метафоры, строгость и ёмкость фразы. Входя в аудиторию опытный лектор имеет хорошо подготовленную первую фразу, знает и последнюю (не менее образную), чем и заканчивает обращение к слушателям.
Для оптимизации восприятия слушателей лектор должен продумать стиль выступления, средства общения, структуру лекции.
Разные ситуации вызывают разные установки лектора по отношению к слушателям, это и определяет стиль выступления:
1. Властный – когда оратор излагает мысли уверенно, подчас безапелляционным тоном, не терпящим возражений;
2. Безлично-информационный – где не показана личная заинтересованность в сообщаемой информации (озвучивание различных объявлений, информации о проведённой работе);
3. Убеждающе-разъяснительный – соединяющий в себе эффективность убеждения и внушения.
Личные особенности в значительной мере определяют шансы выступающего на успех. Сюда обычно включают: знание дела; компетентность; хорошую постановку голоса; уверенность в себе; способность логично и эмоционально излагать свою точку зрения, непринуждённую манеру держаться на людях (на сцене, в президиуме, на трибуне); внешний облик выступающего: его манера одеваться, выражение лица, жестикуляция, позы и движения.
Если оценивать выступающего с учётом его темперамента, то наилучший оратор – сангвиник. Он чуток к аудитории, хорошо адаптируется к меняющейся обстановке, редко попадает в стрессовые ситуации. Холерик способен оказать сильное воздействие на аудиторию, но его неуравновешенность, зависимость от внутренних переживаний, болезненная ранимость в трудных ситуациях могут его подвести. Флегматик и меланхолик часто из-за своей медлительности не могут увлечь аудиторию мобильностью и зажигательностью речи. Однако «ломать себя» не нужно. Секрет успеха публичного выступления заключается в том, чтобы, сочетая свои личностные особенности с требованиями ораторского искусства, найти собственный «почерк», свою манеру делового общения с людьми, так называемый «свой индивидуальный стиль».
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
- чрезмерное подражание «идеалам» для выступающего (оратора) без учёта своей индивидуальности;
- отсутствие хорошего начала-пословицы, вопроса, афоризма, иллюстрации, цитаты;
- чрезмерная лаконичность при ограниченном привлечении невербальных средств общения (жестов, движения тела);
- монотонная интонация, невыразительный взгляд, устремлённый куда-то (вниз, вверх), только не на слушателей;
- излишняя или недостаточная эмоциональность;
- отсутствие обращения к конкретным людям, сидящим в аудитории, их проблемам, интересам, мотивам, потребностям;
- наличие непонятных терминов для всей или большей части аудитории;
- отсутствие обратной связи с аудиторией или чрезмерная реакция на поведение слушателей (шум, разговоры, движение);
- нелогичность эмоционального развития темы;
- неясность главного тезиса;
- незаконченность выступления: отсутствие психологической, эмоциональной разрядки слушателей;
- поведение на трибуне и др.
Радио и телепередачи
Следующей разновидностью устной противопожарной пропаганды являются радиопередачи и телепередачи.
Передачи по радио и телевидению дают возможность рассказать (и показать) большому количеству людей о характерных причинах пожаров, о трудной и самоотверженной работе пожарных, о достижениях в обеспечении пожарной безопасности, напоминая тем самым о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Существуют следующие виды радио- и телепередач:
1. Информационные (выступление специалиста пожарной охраны с оперативной информацией);
2. Радиоочерк (с привлечением профессионального журналиста);
3. Репортаж с места пожара (совместные выезды корреспондентов с представителями ГПН);
4. Музыкально-литературные передачи.
Направления использования радио- и телепередач:
1. Информирование населения о фактах пожаров, о причинах их возникновения и последствиях;
2. Совместные выезды с корреспондентами радио и телевидения на пожароопасные объекты, на места пожаров;
3. Показ имеющихся в местных организациях кинопроката фильмов на противопожарную тематику;
4. Создание теле- и радиопередач по вопросам пожарной безопасности.
Радиопередачи транслируются через областные и районные студии, радиоузлы объектов. Объём выступления с заметкой – 1 минута (0,5 страниц машинописного текста). Инспектора ГПН должны тесно взаимодействовать с местным телевидением и радиокомпанией. В каждом органе ГПН имеется план и тематика выступлений по радио и телевидению. Выступления проводятся на безвозмездной основе за исключением сообщений рекламного характера. Заранее составляются и утверждаются тексты выступлений. Тематика выступлений соответствует определённому пожароопасному периоду или наиболее важному вопросу обеспечения пожарной безопасности.