Он избегает сквернословия и всего непристойного
Если мусульманин станет придерживаться этого в тех случаях, когда им овладевает гнев, ясно, что он никогда не будет ни сквернословить, ни совершать ничего непристойного. Усиливает же в нём это качество и удерживает его от сквернословия и всего непристойного то, что он искренне считает для себя обязательным неуклонно следовать нравственным нормам ислама, внушающим человеку столь сильное отвращение к ругани, непристойностям и проклятиям, что мусульманин оказывается не в силах выслушивать такие слова.
Сообщается, что Абу Мас'уд, да будет доволен им Аллаh, сказал: "Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поношение мусульманина — это грех, а убийство его — неверие!» (Аль-Бухари и Муслим)
Сообщается также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, не любит Аллаh никого из произносящих и совершающих непристойности.» (Ахмад и Ат-Табарани)
Сообщается также, что он (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, Аллаh Всевышний ненавидит произносящего непристойности и сквернословящего!» (Ат-Табарани)
Сообщается также, что он (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Несвойственно верующему поносить, проклинать, произносить непристойности, сквернословить.» (Аль-Бухари в "Аль-Адаб аль-муфрад")
И в самом деле, подобные качества совершенно не к лицу мусульманину, ощутившему свежее дуновение веры и знакомому с высоким радушием ислама, и поэтому он весьма далёк от подобных вещей. И он уходит от них ещё дальше всякий раз, когда видит перед собой благой пример, воплощением которого был посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) за всю свою жизнь не произнёсший ни одного слова, которое могло бы оскорбить слух того, кто его слушал, задеть его чувства или унизить человека. Анас, да будет доволен им Аллаh, свидетельствует:
"Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) никогда не произносил ничего непристойного и не имел привычки проклинать и ругать (людей), а если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил: "Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!"[143] (Аль-Бухари).
Более того, он избегал проклинать даже неверных, сердца которых оставались закрытыми для его призыва, и не употреблял по отношению к ним неприличных и обидных слов, о чём рассказывает Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh:
"(Однажды люди) сказали: "О посланник Аллаhа, призови проклятие на неверных!" — на что он ответил:
«Поистине, я послан не как проклинающий, а послан как милость!» (Муслим)
И Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, вспоминает, что однажды к Пророку привели одного человека, который выпил вина, и он сказал людям: "Побейте его!" Они так и сделали, а потом кто-то воскликнул: "Да посрамит тебя Аллаh!" — и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Не говорите так и не помогайте шайтану одолеть его!» (Аль-Бухари)
Сколь гуманным и милосердным является такой подход к человеку, пусть даже заблудшему и совершившему прегрешение!
Стремясь к искоренению зла, ненависти и враждебности в душах людей, посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) достигает предела возможного, когда описывает мусульманам горькую участь того, кто распускает свой язык, оскорбляя людей, и указывает, что ругательства, необдуманные оскорбления и враждебные действия, которые когда-то допустил человек, могут уничтожить все добрые дела, совершённые им в своей жизни, оставив его неимущим и лишённым какой бы то ни было защиты от огня в страшный День расчёта. Сообщается, что однажды посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) спросил людей:
"Знаете ли вы, что такое неимущий?" В ответ они сказали ему: "Неимущим среди нас является тот, у кого нет ни дирхемов, ни имущества". Тогда он сказал:
«Поистине, неимущим в общине моей станет тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитву, пост и закят,[144] но при этом окажется, что он обругал того-то, опорочил того-то, присвоил и проел имущество того-то, пролил кровь того-то и ударил того-то, и тогда часть его добрых дел будет отдана одному, часть — другому, а если запас их будет исчерпан прежде, чем он рассчитается со всеми, тогда будет браться что-то из прегрешений этих людей и возлагаться на него, а потом он будет ввергнут в ад!» (Муслим)
С учётом этого не приходится удивляться ни тому, что в жизни искренних мусульман нет места подобным пустым вещам, ни тому, что в истинно исламском обществе, где главенствуют ценности этой религии, а люди придерживаются её нравственных норм, редко возникают такие раздоры, которые приводят к ругани и взаимному поношению.
А если превратности жизни всё же приводят члена истинно исламского общества к конфликтам, то в глубине души он всегда помнит о том, что когда-нибудь с него спросится за каждое его слово, и поэтому он следит за собой и за своими словами в состоянии волнения, помня о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Что бы ни говорили двое поносящих друг друга, грех за это будет лежать на том из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит.[145]» (Муслим)
И ввиду всего вышеупомянутого он удерживает свой язык от брани, даже если что-то и подталкивает его к этому, сдерживая вспышки гнева, чтобы не впасть в грех, и опасаясь оказаться одним из преступающих.
И действие этого нравственного принципа в сознании мусульманина и в его реальной жизни распространяется также и на покойных, так как он не подвергает их поношению, что отличает его от невежественных, неразумных и безрассудных людей, которые не только осыпают бранью живых, но не оставляют в покое и мёртвых. Что же касается мусульманина, то он действует в соответствии с указаниями благородного посланника (мир ему и благословение Аллаhа) который сказал:
«He поносите покойных, ибо, поистине, они уже приведены[146] к тому, что делали раньше!» (Аль-Бухари)