Различия между формальной и неформальной группой
Сравниваемый параметр | Формальная группа | Неформальная группа |
Цели деятельности | Официально предписаны | Определяются самими членами |
Взаимоотношения между членами группы | Официальные | Неофициальные |
Характер (структура) отношений | Вертикальное соподчинение | Отношения равноправные, дружеские, хотя и выделяется лидер |
Организационная основа взаимодействия | Права и обязанности | Власть и политика |
Основное внимание уделяется | Должности | Каждому человеку как личности |
Возглавляет | Руководитель (формальный лидер) | Неформальный лидер |
Источник власти лидера | Делегируется руководством | Личностный, исходит от группы |
Регулятор поведения в группе | Правила | Нормы |
Способы приведения поведения членов группы в соответствие с нормами и правилами | Вознаграждения и штрафы | Санкции |
Неформальная группа может проявляться в двух разновидностях.
В первой из них неформализованные служебные отношения несут функциональное содержание и существуют параллельно с формальной организацией, дополняя ее. Примером может служить система деловых связей между работниками, сложившаяся стихийно в дополнение к существующей структуре управления (в этом случае говорят о неформальной структуре управления).
Во втором случае межличностные связи возникают в силу взаимного притяжения, симпатий, общих взглядов на жизнь, привычек, увлечений, вне связи с функциональной необходимостью. Это могут быть товарищеские отношения, клубы по интересам и т.п.
Как правило, руководители отрицательно относятся к существованию неформальных групп, считают их результатом неэффективного управления и не видят их потенциальные достоинства.
Являясь членом определенной неформальной группы, сотрудник работает в рамках организации. Преданность группе может перерасти в преданность организации, которая проявится в результатах деятельности сотрудника на благо организации.
Руководители должны понимать, что вне зависимости от их воли неформальные группы существуют, с ними бесполезно бороться, с ними нужно считаться, искать способы эффективного взаимодействия, использовать их сильные стороны для достижения целей организации.
Потенциальные достоинства неформальной группы:
§ делает более эффективной организацию в целом;
§ облегчает управленческую нагрузку на менеджмент;
§ помогает заполнить пробелы в возможностях менеджера;
§ улучшает коммуникации;
§ служит «клапаном» для эмоций работников, способствует уменьшению стрессов;
§ способствует повышению удовлетворенности трудом и стабильности рабочих групп;
§ побуждает менеджеров к более тщательному, взвешенному и гибкому планированию;
§ способствует сотрудничеству и кооперации.
Возможные проблемы, связанные с деятельностью неформальной группы:
§ способствует появлению нежелательных слухов;
§ создает благоприятную атмосферу для формирования нежелательных установок;
§ затрудняет осуществление перемен, закрепляет укоренившиеся стереотипы;
§ может инициировать конфликты;
§ негативно воздействует на поведение и самооценку некоторых работников;
§ может ослаблять мотивацию и удовлетворенность трудом.
Рекомендации по взаимодействию с неформальными группами.
- Признайте их существование и нацельтесь на работу с ними.
- Определите принятые в них установки и нормы поведения.
- Прежде чем предпринять какие-либо действия, оцените возможные последствия, в первую очередь, отрицательные.
- Привлекайте их к участию в процессе обсуждения и принятия решений.
- Выслушивайте мнение членов и лидеров неформальных групп. Создавайте такую рабочую атмосферу, где конструктивная критика помогает делу, совместно анализируйте острые проблемные ситуации, дайте возможность высказаться всем; спокойно, без эмоций выслушайте различные точки зрения.
- Старайтесь как можно быстрее выдавать необходимую достоверную информацию.
- Избегайте ненужных угроз в отношении членов и лидеров неформальных групп, не сводите с ними личные счеты.
- Не стремитесь разрушать неформальную группу. Всегда помните: на месте разрушенной обязательно появится новая группа, и ее отношение к официальному руководству будет заведомо отрицательным.
Вопросы к лекции №4
- В чем состоят причины объединения людей в группы?
- Как классифицируют группы?
- Каковы стадии развития группы?
- Каковы условия, влияющие на эффективность группы?
Лекция №5