Психологическое направление в языкознании середины XIX в. Г. Штейнталь — основоположник психологического направления. Психология народов В.Вундта.
Оформление и становление психологизма в языкознании в самостоятельное направление относится к середине – концу XIX в., оно тесно связано с именами Геймана Штейнталя (1823 – 1899), Морица Лацаруса (1824 – 1903) и Вильгельма Вундта(1832 – 1920) в Германии, с именем А. А. Потебни (1835 – 1891) в России. В рамках психологического направления в языкознании четко формируются два течения: социальный, или коллективный, психологизм, иначе – этнический психологизм и индивидуальный психологизм. Представители первого течения выдвигают требование рассматривать язык как специфическое проявление психологии народа. Здесь в центре внимания находится психология социума – народа, коллектива, нации. В рамках психологического направления в языкознании четко формируются два течения: социальный, или коллективный, психологизм, иначе – этнический психологизм и индивидуальный психологизм. Представители первого течения выдвигают требование рассматривать язык как специфическое проявление психологии народа. Здесь в центре внимания находится психология социума – народа, коллектива, нации. Для представителей второго течения характерно понимание языка как особого механизма деятельности индивидуальной психики, как механизма представлений в сознании индивида. В центре внимания индивидуального психологизма оказывается отдельный человек и его психика. На становление лингвистического психологизма большое влияние оказала ассоциативная психология немецкого философа, психолога и педагога И. Гербарта (1776 – 1841), в которой мыслительный процесс рассматривается как ассоциация представлений. Ассоциациями выступают связи представлений по смежности, по сходству и по контрасту. Кроме ассоциаций, связь представлений осуществляется также в ассимиляции, то есть объединении и закреплении тождественных или близких представлений, и в апперцепции – определяемости нового восприятия уже имеющимися представлениями. Психологизм как особое направление в науке о языке возникает, прежде всего, в связи с концепцией народной психологии Г. Штейнталя и М. Лацаруса.
Народная психология, или психология народов, как особая область научных знаний сформировалась в конце XVIII – начале XIX века и была подготовлена всем ходом развития смежных с языкознанием наук. Основная идея народной психологии тесно связана с концепцией народного духа. В лингвистической традиции она находит источник и опору в философии языка В. фон Гумбольдта. По Штейнталю и Лацарусу, дух народа представляет собой общий продукт человеческого общества, а духовная деятельность есть истинная жизнь и назначение человека. Дух народа является источником как духовной деятельности, так и вообще любой деятельности человека, он выражает общедеятельность. Психология народов – это наука о народномдухе, она должна исследовать специфические «образы жизни и формы деятельности духа» у разных народов, которые и составляют духовную природу народов. Богатейший материал для исследования духа народа дает история национальной культуры, которая проявляется, прежде всего, в языке, затем в нравах и обычаях, установлениях и поступках, традициях и песнопениях, мифологии и религии. Все это – продукты народного духа. Народный дух есть то, что делает множество индивидов народом, он представляет собой основу для одинакового сознания индивидов, которые составляют народ. Но поскольку дух народа пребывает в индивидах и не имеет отдельного от индивида бытия, то в народном духе происходят те же основные процессы, что и в духе индивида. Следовательно, общая психология как наука о духе вообще имеет в своем составе два основных раздела – психологию народов и индивидуальную психологию. Индивидуальная психология – это наука о духе индивида, а народная психология – наука о духе народа. Первая оказывается как бы основанием для второй. Так как вся интеллектуальная деятельность человека и народа непосредственно связана с языком, то психология – это в первую очередь наука о языке. Для основоположников народной психологии язык служит одновременно выражением самосознания, мировоззрения и логики духа целого народа и выражением и мерилом индивидуального духа. Изучение языка во всем многообразии его форм и проявлений дает возможность постичь особенности народного духа, каждый язык есть индивидуальное осуществление общего понятия «язык» в деятельности национального духа, заключающего в себе нечто субстанциональное, некое неизменное ядро, которое само определяет все изменения духа. В этом случае возможна классификация языков как выразителей духа народа, соединяющая их в систему по родству и совершенству их организации. Подобная классификация должна отразить воплощение в отдельных языках в индивидуальных формах всеобщей сущности языка. Эти основные принципы народной психологии нашли свое отражение в собственно языковедческих работах Г. Штейнталя, важнейшими из которых являются: «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения» (1855), «Введение в психологию и языкознание» (1871), «Происхождение языка» (1851), «Классификация языков как развитие языковой идеи» (1850), «Произведения В. Гумбольдта по языкознанию и философия Гегеля» (1848) и др. Штейнталь относит языкознание к числу психологических наук, так как речь – это духовная деятельность, и язык является объектом психологического наблюдателя. «Предметом языкознания, – пишет он, – является язык или язык вообще, то есть выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков» (39, 127, ч. I). Языковой материал «состоит из представлений, и даже простые звуки, артикуляции, обусловливаются духовным началом; как таковые, они могут быть подвергнуты чисто психологическому наблюдению…» (39, 129, ч.I). В понятие «язык» Штейнталь включает речь (говорение) как происходящее в настоящее время проявление языка, способность говорить, выделяя в ней физиологическую и психическую стороны, языковой материал как созданные речью элементы и, наконец, какой-либо конкретный язык как совокупность языкового материала какого-либо народа. Большую известность на рубеже XX в. приобрели работы Вильгельма Макса Вундта (1832 – 1920), принадлежащего вместе с М. Лацарусом и Г. Штейнталем к школе этнической психологии. По сути, Вундт явился первым специалистом-психологом, предпринявшим глубокое исследование языка, его сущности, механизма функционирования и развития, его связи со смежными областями человеческой деятельности. Язык как продукт коллективной деятельности людей Вундт изучал в одном ряду с мифами и обычаями, которые охватывают «все первобытное миросозерцание» и обнимают собой одновременно зачатки религии и искусства, права и культуры. Это синкретическое духовное творчество Вундт изучал на базе психологии, которая, по Вундту, есть в то же время основная философская наука, поскольку всякое научное познание предполагает в качестве эмпирической основы психический процесс. Сам он неоднократно заявлял, что факты языка его интересуют с точки зрения их полезности для психолога. В работе «О целях и путях народной психологии» (1888) он изложил свое отношение к проблемам связи психологии и языкознания. В своих основных трудах «Психология народов. Исследования законов развития языка, мифов и обычаев» (многотомное издание, первые два тома посвящены языку; 1900), «История языка и психология языка» (1901), «Элементы психологии народов» (1912) и др. Вундт стремился подвергнуть психологической трактовке общие и частные проблемы языка. Вундт понимал язык как деятельность духа и тела, иначе говоря, как психофизиологическую деятельность человека, определяя язык как выражение мыслей, чувств и желаний с помощью звуков. Он подробно рассматривает психофизиологические основы языковой деятельности: локализацию в мозгу речевых центров, психофизиологические условия образования слова, «психологию словесных представлений». Механизм образования слова включает у Вундта следующие элементы: акустическое представление звуков и соответственно моторное представление артикуляции – для звукового языка; оптическое представление букв и соответственно движение пишущей руки – для письменного языка; представление значения слова и соединенный с ним тон чувства – для эмоциональной окрашенности речи. Вундт полагал, что существование различных типов языков – корневых, агглютинативных и флективных – обусловливается ступенями психологического развития народов, идущего совершенно параллельно развитию сознания отдельного человека. Сознание ребенка характеризуется цельностью восприятия мира. Речь детей, представляющая собой набор отдельных слов, не соединенных флексией, соответствует корневым языкам. В дальнейшем развитии человека сознание обретает способность разлагать представление на отдельные признаки и соединять их в единое целое. Эта ступень психологического развития соответствует форме агглютинативных языков. И, наконец, когда сознание обретает способность объединять родственные признаки в понятие, возникает новая ступень в развитии языков – флективные языки. Фактически язык является особой и своеобразно развитой формой жизненных психофизических проявлений народа.