Мы в ответе за наш мир — как все в целом, так и каждый в отдельности
Если мир — это зеркало наших внутренних «я», тогда встает серьезный вопрос о политической и социальной реформе. Должна ли внутренняя реформа предшествовать или даже заменить социальную реформу? Следует ли нам, может быть, покинуть все мысли о помощи друг другу и о попытках изменить мир? К сожалению, некоторые интерпретируют метафизику именно таким образом. Но философия, ось вращения которой есть любовь, доверие и ответственность, никогда не сможет повернуться спиной к страданию.
Метафизика всегда вручает нам ответственность и никогда не отбирает ее. Она побуждает действовать, любить, заботиться, реализовывать наше личное и мировое видение будущего. Социальная апатия и равнодушие не имеют места в Новой Эре мышления.
Если нам, скажем, становится известно о голоде в Эфиопии или о сексуальном насилии над ребенком, значит, мы это выбрали, может быть, как возможность осознать нашу взаимосвязь с теми людьми, или чтобы выразить наше сострадание активно, или чтобы распознать пути, на которых мы «морим голодом» или «измываемся» над собой и другими, а они, вероятно, должны страдать, чтобы позволить нам вырасти. Как только мы сознаем проблему, мы становимся частью этой проблемы, и мы можем выбрать любовь и ответственность.
Будет опасным вздором говорить, что раз уж мы создаем нашу действительность, то и нет больше такого понятия, как «жертва», поэтому все можно оставить так, как оно есть. Пока люди не понимают, что они создают действительность, они и на самом деле жертвы. Если кто-то голодает или подвергается насилию, ему срочно нужна пища и средства для выращивания хлеба, любящая семья и благожелательный советник, а не метафизика!
Единственным предостережением от социально-политических акций является то, что если мы видим мир, который не любим, мир, полный страдания, ненависти, насилия, жадности, нищеты и угнетения, мы, прежде всего, вглядываемся в наше собственное отражение. Мир — это зеркало. Поэтому нам нужно также исцелить себя. Мы должны также развивать самосознание и любовь к себе. «Работай над собой и служи миру» (Грайл Найтс). Наша первейшая обязанность — знать и любить себя.
Это не способ уклонения от социальной ответственности, так как решающим аспектом личного и духовного роста является деятельная забота о планете, деятельноевыражение нашего Единства. Внутреннее и внешнее изменение, как инь и янь,— взаимодополняющие стороны того же самого целого.
Но и «помощь», мотивированная виной, страхом, гневом, негодованием, лицемерием, скукой или ненавистью к себе, неизменно оборачивается просто вредом. Она отражает собственную мотивацию и не может иметь положительного импульса. Мы не достигнем мира, если мы ненавидим войну, но если мы любим мир, понимаем врагов и верим в мир без войны, то он у нас будет. Значит, нам нужно найти равновесие между социальным действием и внутренним излечением.
Ведомые силой любви, частички мира просят друг у друга, чтобы мир появился.
(Пьер Тешхард де Шарди)
Когда мы тянемся, чтобы коснуться мира, нашими движущими силами должны быть любовь, надежда, радость, доверие, и воодушевление так, чтобы мы помогали людям найти себя, открыть свое могущество, способность любить и уважать себя, свою собственную надежду на будущее. И именно тогда мы действительно поможем и вдохновим их. Тогда каждый из нас сыграет свою уникальную роль в создании совместного нового мира. Двадцать первый век не в «их» руках, а в наших.
Как говорит об этом Бартоломью: «Если действительно хочешь помочь, брось болтать, брось раздумывать и начинай любить». И Лазарис также полагает, что духовный рост всегда начинается с любви: «Мы хотим научить людей, как любить самих себя, потом — как любить других, и потом — как любить мир. Всегда начинайте с любви».
Мы — соавторы с Творцом
Мы — «соавторы с Творцом», и это — повторяющаяся тема новой духовности. На Бога можно сослаться как на Силу, Космос, Свет, Все Что Там или какой-нибудь другой термин, но концепцией остается вечно изменяющийся, развивающийся и любящий Источник, трансцендентный и постоянный, превосходящий и присущий; Сила, которая «действительно знает о каждой вороне и ее падении, так как она является каждой вороной» (Сетх). Во всем есть искра божья: в каждом человеке, науке, скале, облаке. Каждый из нас — частица этой универсальной энергии, и мы создаем действительность — сознательно или нет — с и через Творца.
Идея Бога имеет так много негативных оттенков, потому что легко увидеть Его как неодолимого тирана, который, как правильно сказал Ницше, должен быть уничтожен. Он связан с религиозной догмой и обрядами, грехом и репрессиями, лишениями, тиранией и даже с войнами, которые велись его именем. «У вас образ белобородого старика, сидящего на некоем подобии облака, разрушающего города, когда ему нравится, и проделывающего все те трусливые подлости, которые Новый Завет отчасти приписывает его имени,» — говорит Лазарис. И в результате мы отказались от идеи Бога совсем, не понимая, что Наши представления о Боге были всего лишь проекцией или детскими фантазиями, которым нужно созреть. Многие из нас решили, что в нашей механической Вселенной Бог не нужен совсем: «Не зови нас, мы тебя позовем!»
Но даже ученые пересматривают идею существования Бога. (Что такое поиски Великой Объединенной Силы, Единого Поля, как не поиски Бога?). Сэр Фред Хойл предположил, что существует математическое доказательство того, что Вселенная спроектирована космическим разумом. Физик Пол Дейвис говорит: «Трудно сопротивляться впечатлению, что нынешняя структура Вселенной была в некотором роде тщательно продумана». А Руперт Шеддрейк говорит о возможности «трансцендентального мыслящего существа», которое могло бы быть источником Вселенной.
Капра отмечает, что «увеличивающееся число ученых понимает, что мистическая мысль дает последовательную и уместную философскую предпосылку для теорий современной науки, концепцию мира, в которой научные открытия о мужчинах и женщинах могут быть в совершенной гармонии с их духовными целями и религиозными верованиями». Хотя контактеры признают «сознание Христа», введенное такими духовными учителями, как Иисус и Будда, Творцом новой духовности они считают всеобъятную сознательную энергию, которая выходит за пределы патриархальных представлений религии Старой Эпохи. Метафизическое восприятие необязательно является альтернативой, скажем, христианству, буддизму или иудаизму. Она сочетается с любой не фундаменталистской духовной тропой, потому что делится мудростью и правдой, которые лежат в сердцах всех старых религий.
Как пчела, собирающая мед с различных цветов, мудрец принимает сущность различных священных писаний и видит только золото во всех религиях.
(Сиримад Бхагаватам)
Новая духовность уходит за пределы жесткой доктрины, за пределы сектантства, за пределы понятия об одной настоящей религии. Она видит удушающие ограничения догмы. Она распространяется вокруг и внутри неувядаемой философии. Она побуждает нас думать за себя, открывать наше собственное внутреннее знание путем изменения и распространения вместо того, чтобы пережевывать каждое слово древних, связанных культурой текстов путем, который отрицает ответственность.
И более того, метафизика не просто интересная декорация к жизни, утренний «воскресный» ритуал или тема беседы для званых обедов, но практическая духовность, которая может изменить каждый момент нашей жизни, превратить монотонную рутину в волшебный мир, полный любви, смеха и радости. Научившись, как стать сознательными «соавтором вместе с Творцом», мы можем сделать жизнь такой, какой мы ее желаем и воображаем, такой, какой мы искренно хотим, чтобы она была».
Новое время перед человечеством, время осуществления, исполнения и приключения. Прими это время. Войди в него. Танцуй в импульсе ее неизбежности. Оно дыхание Жизни и песня Бога, от которых ты был отрезан так долго.
(Звездная Передача)
Будущее
Существует много предсказаний о том, что человечество на краю самоуничтожения. Известно огромное количество пророчеств о гибели и мраке; Нострадамус, Книга Откровений, бессчетное число мистиков и провидцев цитируются в доказательстве, что конец света близок, что близится битва в день Страшного суда — Армагеддон. Предвидение атомной войны, экологические бедствия, смещение земной оси, столкновение планеты с гигантскими метеоритами в 2000 году — можно найти почти в каждой книжной лавке.
Контактеры согласны, что мы у границы эпох, что 90-е годы — самое решающее десятилетие в истории планеты. Очень похоже, что они делятся на оптимистов и пессимистов (что показывает, мы должны быть осторожны, принимая слова бестелесных духов на веру!). Тем не менее, наиболее впечатляющие источники — чье видение перспективы, знания, мудрость выглядят превосходящими наши — говорят, что торгующие концом света просто играют на наших сомнениях и страхах, и что мы можем спокойно ждать двадцать первое столетие. В конце концов, мы создаем нашу реальность!
Как объясняет это Лазарис, проблема не в том, что не будет будущего, а в том, что будущее будет, и мы будем ответственны за него. Хотя многие из пессимистов предпочтут создать собственное светопреставление, причина, почему предсказания не распространятся на 21-е столетие, заключается в том, что предсказания в Новой Эре больше не будут точны, так как мы сознательно будем создавать действительность. Мы больше не будем «жертвами» какого-нибудь мира, который, как нам кажется, находится вне нашего контроля. И Армагеддон, вероятно, будет символической битвой между новым и старым видением реальности.
Если за эту жизнь ты выучишь только один урок, пусть это будет следующее: ты в ответе за создание собственного счастья.
(Бартоломью)
Если мы на самом деле создаем реальность, чтобы учиться и расти, значит, мы, должно быть, коллективно создали нынешний глобальный кризис. Мы должны отвечать за неявную, но существующую угрозу парникового эффекта, за радиоактивные отходы, распространение ядерного оружия, за долги Третьего мира, за исчезающий пахотный слой земли, за вирус СПИДа. Но как могли мы создать эти обескураживающие проблемы? Какие уроки мы надеемся получить?
Возможно, заставить нас перейти к новому видению реальности и является целью и смыслом глобального кризиса? Текущие проблемы не могут быть решены, если мы не научимся видеть себя взаимосвязанными в планетарном масштабе, словно конечное Целое. Не могут быть они решены обычными прямолинейно-аналитическими методами решения проблем: потребуются новые мистические подходы. Более того, необходим радикальный пересмотр наших социально-политических ценностей, если не хотим окончательно попасть в паутину вечно увеличивающегося технологического и экономического роста. Мы уже попытались — за счет самих себя — стать «более крупными, более жирными, более лоснящимися желудями». Пришло нам время вырастать в могучие деревья.
В соответствии с мистицизмом, просветление наступает, если перевернуть наше восприятие, прорваться через связанные культурой способы видения, перейти границы обычного знания. «Нет того, что есть, и есть то, чего нет». В Новую Эру изменится наше восприятие — скорее на культурном, чем на индивидуальном уровне — коллективное пробуждение, при котором мы начнем «видеть сквозь» общепринятую реальность, а не присутствовать в ней. Как в Зазеркальном мире Алисы, все будет казаться перевернутым вверх дном. Что было простым и очевидным, будет видеться иллюзорным и неопределенным. Объективный мир станет выглядеть затененным и нереальным, тогда как субъективная реальность будет все больше выглядеть источником света. Вместо запутанных верований и доказаний ученых, мы начнем все больше и больше доверять своему внутреннему зрению.
Все, что выглядело непримиримо оппозиционным — наука и религия, анализ и синтез, интуитивное и рациональное, Запад и Восток, материализм и духовность, инь и янь, сознательное и подсознательное, объективное и субъективное, индивидуальное и общественное — будет видеться дополнительными аспектами великого целого. Старые границы исчезнут. Ограниченность выбора: «так, или иначе» заменится взаимодополненностью «и так, и иначе».
Религия без науки слепа, наука без религии хрома.
(Альберт Эйнштейн)
Например, в политике мы выйдем за пределы деления на левых и правых. Левые придают значение сочувствию и справедливости, — правда, иногда за счет лишения могущества, укрепления жертвенности,— тогда как правые стоят за индивидуальное могущество и ответственность, но часто за счет нашего чувства общности. Левые уменьшают, правые разобщают. Новой политике нужно прославлять как нашу силу и уникальность, так и нашу любовь и Единство.
Такое изменение дуализма отразится появлением новой Божественной «женской» энергии. В Старую Эпоху был избыток мужской энергии, приводивший к существованию мира, который управлялся силой, контролем, агрессией, господством, эксплуатацией, соревнованием «чем больше—тем лучше», дроблением, делением на категории, иерархией и логикой. Те, кто воплощает эти ценности — мужчины и женщины — стали эгоистичными, соперничающими, материалистичными и отрезанными от их внутренних миров.
В последние десятилетия, однако, появляется растущее уважение к женской энергии — объединению, синтезу, эмоциональности, интуиции, сочувствию, чувствительности, воображению, этике, вере, вдохновению, духовности — не как альтернативе «мужским» ценностям, а ключевой уравновешивающей силе. В Новую Эру женская энергия будет цениться так же высоко, как и мужская. Обе будут рассматриваться как необходимые стороны целого гармоничного общественного и целого гармоничного индивидуального.
«Старая Эпоха» господствовала по образу борьбы и конфликта. Планета рассматривалась как вражеская стихия, в которой мы должны бороться против диких сил природы, чтобы выжить. Мы упрямо различаем противоположности: добро и зло, друг и недруг, субъект и объект, жизнь и смерть, свет и тьма, рай и ад. Все находится в битве. (Любопытно слышать, как старое мировоззрение утверждает, будто мира можно достичь использованием оружия массового уничтожения).
Дарвин, Маркс, Фрейд, все они видели прогресс, возникающим за счет конфликта, страдания и даже насильственных революций. Как в идее Джейн Фонды «похода за ожогом», согласно которой, если что-то не причиняет боли, значит, оно не приносит пользы. Старая Эпоха облагораживает борьбу и трудности. Мы приучены к страданию, считая, что это единственная дорога к росту.
Новая метафизика переворачивает этот подход с ног на голову, и здесь он радикально расходится с восточным и западным мистицизмом, которые слишком часто поощряют самоотрицание, бедность и лишения. Новая духовность полагает, что мы можем расти через любовь, радость, изобилие, смех. Мы можем расти, научившись, как создавать новую реальность сознательно.
Со всем должным уважением к вам скажу, что вы создали идею, Что страдание может привести вас Домой. Бог создал идею, что красота, чудо, восхищение и мир могут привести вас Домой.
(Бартоломью)
А Course in Miracles напоминает, что обучение через награду куда более эффектно и надежно, чем через наказание. Мы приучены, что быть несчастным как-то более духовно, но «добро» и «лишения» — это антонимы, и никак не могут быть осмысленно соединены. Это все равно что говорить, будто луна и солнце неразлучны, приходят друг за другом днем и ночью, и потому должны быть соединены. Но зрелище одного из них — это знак, что другой исчез из вида.
Сетх так же говорит, что нет выгоды в самопожертвовании, что это только причиняет неудобство остальным. «Страдание души не приносит добра, если только не учит, как прекратить страдание. В этом его цель». Любое страдание вызывается ошибочно направленной энергией, которую мы должны научиться использовать позитивно. Настоящая духовность, говорит Сетх: «звенит и поет через Вселенную и через всю твою индивидуальность. Именно чувство радости делает творчество возможным». И вовсе не нужно нам переносить горе, чтобы почувствовать радость! Как отмечает Лазарис: «Не нужно сначала пить прокисшее молоко, чтобы узнать, как восхитителен вкус мороженого».
Многие предполагают, что Новая Эра будет отмечена Вторым приходом Христа. (Сетх, например, считает, что святой Павел будет рожден еще раз, чтобы исправить искаженные остатки учения Христа и основать новое христианство). Но большинство источников сходятся во мнениях, что, хотя и появятся многие новые учителя, Второе пришествие нужно понимать символически, как пробуждение «сознания Христа» в каждом из нас: духовный ренессанс, приход нового видения действительности, божественное, постепенное осознание, что мы духовные существа, что действительность есть иллюзия, которую мы создаем, и что любые ограничения нашим возможностям находятся в нашем разуме. Когда мы сделаем этот переход не просто умственно, а с глубоким ощущением внутреннего знания и памяти, наше сознание сделает головокружительный прорыв. Мы вырвемся из замкнутого круга материалистической жизни и войдем в магическую спираль. И жизнь больше никогда не будет прежней.
Новое видение раскинется над неувядаемой философии с ее практической и радостной духовностью и распахнет свои крылья над новой наукой с ее видением сознания и духовности. Она предлагает новые трансцендентальные способы видения, которые восстановят нашу целостность и общность, нашу божественность, силу, наше чувство значения и цели, нашу жизненность. Она может нас прокатить на гребне приливной волны в будущее наших Грез.
Новая Эпоха не началась в 1960-х, и она не придет вдруг в 2000 году. Она начинается в каждом из нас, когда мы пробудимся от снов, когда переступим через грань убеждений, когда откроем для себя, что новая метафизика не сумасшедший бред, не идеалистическая фантазия, но любящий, широкий духовный подход к повседневной жизни, который работает, который исполняет свои обещания. Новая Эпоха начнется для каждого из нас, когда мы научимся, как жить чудодейственно.
Луна, все та же старая луна
И низшие на том же месте,
А я вещественностью стал
Вещей всех разом вместе.
(Бунан)