Методики изучения внимания
1. Изучение индивидуальных особенностей распределения внимания☺☺
Цель: Изучение индивидуальных особенностей проявления распределения внимания испытуемых.
Материал:
Ход выполнения:
· Испытуемый называет по порядку буквы алфавита и после каждой из них — число, прибавляя при следующей букве по 3, т. е.: «а — 1», «б — 4», «в — 7», «г—10», «д — 13» и т. д., пока не дойдет до буквы «ф». Затраченное время (в с) экспериментатор заносит в протокол. Опыт повторяют еще с двумя-тремя испытуемыми.
· Испытуемый пишет на доске числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке — от 20 до 1. Затраченное время (в с) экспериментатор заносит в протокол. Опыт повторяется еще с двумя-тремя испытуемыми.
· Испытуемый громко читает по книге текст и одновременно пишет что-нибудь на доске (например, +-+-+-+-+- и т. д.). Затраченное время (в с) экспериментатор заносит в протокол. Опыт повторяется еще с двумя-тремя испытуемыми.
Обработка и интерпретация результатов: Экспериментатор следит за тем, насколько легко и равномерно протекают все деятельности у всех испытуемых и эти качественные характеристики тоже вносит в протокол. Затем по материалам, занесенным в протокол необходимо сравнить количественные и качественные результаты испытуемых и сделать вывод о проявлении индивидуальных особенностей распределения внимания испытуемых.
Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.
2. Изучение устойчивости и концентрации внимания методом корректурной пробы Бурдона, Анфимова ☺☺
Цель:Определение устойчивости внимания методом корректурной пробы Анфимова и посредством корректурных таблиц Бурдона. Исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны потребностями практики, в частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какая цель ставится в эксперименте. При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратурные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. В последнем случае наиболее распространенным методом является корректурная проба. Исследование устойчивости внимания важно проводить в динамике.
Опыт 1.
Материал: Таблицы Бурдона.
Ход выполнения: Испытуемым раздают заготовленные таблицы Бурдона
Инструкция испытуемому: Внимательно просматривая таблицу, вычеркивайте вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. После команды «Начинайте!» все испытуемые приступают к работе. После слова «Довольно!» прекращают ее. Кроме того, испытуемых предупреждают, что по прошествии каждой минуты будут давать команду: «Поставить птичку!» Данный знак надлежит ставить над той буквой, где застала команда. Опыт проводят в течение 4 мин. На 2-й и 4-й минуте вводят побочный раздражитель, например метроном 60—80 ударов в 1 мин.
Ютлефгжиупшсрдеатлбзкинсявпчмозагнбпс
Виомшсяснлчожвмфеюзухдртгкбиандкхутц
Гзшянбхюавчюфдпсзихпчжгобшжсвуарлмтп
Бдкомвзсюхнгяжвсюимпетршухкплжиучфрт
Взнгархмфпуюнкязгшвичажлсоедтвитшпнж
Длоужагздвюяифмсхукшлптебржнчокбрчмс
Зсхигхлячздежофонбгуштюкмапибрвенпакв
Крамочрпдхиюпжшгвфсзбояжхлювебдктфсу
Лпезбутнвсоюмюпжешжнвртхсклпахишдагц
Мтргжмжузхдлпаекбрнюичбфяогтшсадкочxиб