Место социальной психологии в системе современных психологических наук (лекция)

Социальная психология

Учебно-методическое пособие

для студентов 1, 3 курсов очной и заочной форм обучения направлений подготовки бакалавров: 030300 «Психология», 280700 «Техносферная безопасность»

ШАХТЫ

ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»

2012 г.

Автор-составитель:

ст. преподаватель кафедры «Психология и педагогика» ЮРГУЭС

Ю.С. Кулинцева

Рецензенты:

к. психол. н., доцент

Е.С. Маслова

к. психол. н., доцент

Н.А. Захарченко

Данное учебно-методическое пособие по курсу «Социальная психология» предназначено для студентов 1, 3 курсов очной и заочной форм обучения направлений подготовки бакалавров: 030300 «Психология», 280700 «Техносферная безопасность». В пособии рассмотрены учебно-методические материалы, включающие в себя учебно-тематический план и программу дисциплины, план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, примерные тестовые задания для самоконтроля, экзаменационные вопросы, список основной и дополнительной литературы, словарь социально-психологических терминов, приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Учебно-тематический план
2. Программа дисциплины
3. План семинарских занятий
4. Контролируемая самостоятельная работа
5. Примерные тестовые задания для самоконтроля
6. Темы рефератов
7. Вопросы к экзамену
8. Библиографический список 9. Словарь социально-психологических терминов
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4        

ВВЕДЕНИЕ

Одной из характерных особенностей сегодняшнего времени является реализация ряда социальных программ и реформ. Бурно развивающиеся в нашей стране экономические и политические процессы, оказывают существенное влияние на все стороны жизни населения, что приводит к осознанию значимости общения, взаимодействия и взаимоотношений в регулировании жизни и деятельности людей.

Важнейшей из наук, стремящихся ответить на многие связанные с этими проблемами вопросы, является социальная психология. Как особый раздел психологической науки, социальная психология, представляет собой систему научных знаний по отдельным, наиболее важным компонентам социально-психологической реальности и связанным с ними проблемами жизни сообществ людей и человека в них.

Актуальность введения дисциплины «Социальная психология» для обучения студентов направления подготовки бакалавров 030300 «Психология», 280700 «Техносферная безопасность», обусловлена, прежде всего, областью профессиональной деятельности данной категории выпускников. Социальная психология, специализируясь на изучении человеческого поведения, позволяет осмыслить реальный опыт взаимоотношений между людьми, найти способы развития и усовершенствования межличностных и межгрупповых взаимодействий.

Содержание данной дисциплины является научной и методологической базой для целого ряда таких дисциплин профессионального цикла общеобразовательной образовательной программы, как «Психология конфликта", "Психология труда, "Психология малых групп", "Психология массовых коммуникаций", "Организационная психология".

Целью данного учебно-методического пособия выступает необходимость дать обобщенное и систематизированное описание социально-психологических явлений и процессов, их структуры, генезисе и функционировании.

Достижение поставленной цели предполагает решение студентами в процессе изучения дисциплины следующих задач:

- получить общее представления о социальной психологии как науке;

- изучить основные направления социальной психологии;

- охарактеризовать феномены группового поведения;

- рассмотреть факторы, благоприятствующие и дестабилизирующие функционирование микро- и макро- групп;

- изучить основные методы социально-психологического исследования;

- освоить социально-психологические характеристики личности и механизмы их развития.

С целью формирования навыков использования социальных технологий для анализа конкретных социальных ситуаций и развития практических умений в сфере межличностного взаимодействия, студенты знакомятся с тестовыми методиками диагностики социально-психологических процессов и явлений, составляют творческие самоотчеты по изученным темам социальной психологии, разрабатывают мини-программы социально-психологических тренингов развития социально-психологических качеств личности.

В учебно-методическом пособии по дисциплине «Социальная психология» рассмотрены материалы, включающие в себя учебно-тематический план и программу дисциплины, план и методические рекомендации к семинарским занятиям, задания для самостоятельной работы, экзаменационные вопросы, примерные тесты для самоконтроля, а также список основной и дополнительной литературы.

Большое внимание в данном пособие уделяется самостоятельной работе студентов, отличается от других видов работы тем, что студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает задание и вид работы. По выполнению заданий самостоятельной работы студентам предлагается пройти тестовый самоконтроль.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия Лекция Семинар Сам. раб.
Раздел 1. Введение в социальную психологию
1.1 Место социальной психологии в системе современных психологических наук    
1.2 История формирования социально-психологических идей      
1.3 Основные направления зарубежной социальной психологии    
1.4 Особенности методологии и методов социально-психологического исследования    
1.5 Методы, приемы и методики социальной психологии    
1.6 Методологические основы социально-психологического исследования    
Раздел 2. Личность: взаимодействие с группой
2.1 Различные подходы к структуре личности в социальной психологии    
2.2 Социально-психологические аспекты социализации личности    
2.3 Социально-психологические характеристики личности.    
2.4 Личность в системе социальных и межличностных отношений    
2.5 Интегральные образования в структуре личности: установки и аттитюды    
2.6 Социальное познание личности    
2.7 Личность в социальном мире    
2.8 Основные аспекты социально-ролевого поведения личности    
Раздел 3. Проблема групп в социальной психологии
3.1 Группа как объект социально-психологического анализа.    
3.2 Малая группа как социально-психологический феномен.    
3.3 Динамика групповых процессов.    
3.4 Лидерство как социально-психологический феномен    
3.5 Проблема конфликта в социальной психологии    
3.6 Групповые эффекты    
3.7 Общение как средство реализации социальных отношений    
3.8 Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.    
3.9 Механизмы воздействия в процессе общения    
3.10 Психологические характеристики больших социальных групп и механизмы их функционирования    
3.11 Психология масс как стихийных социальных групп    
3.12 Этнические стереотипы межнациональных и межличностных отношений    
3.13 Общее представление об этноцентризме    
3.14 Основные особенности стихийных социальных групп. Психология толпы.    
3.15 Социально-психологические феномены толпы    
3.16 Основные традиции изучения психологии толпы.    
Итого:

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в социальную психологию

Место социальной психологии в системе современных психологических наук (лекция)

Зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Понимание предмета социальной психологии в психологической и социологической литературе. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития общества. Функции социальной психологии как науки.

1.2История формирования социально-психологических идей (семинарское занятие)

Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Общественные, научные и идеологические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. «Психология народов», ее теоретические предпосылки, задачи и формирование. Развитие социально-психологической проблематики в марксистской теоретической мысли. Период экспериментального развития западной социальной психологии в XX веке. Экспериментальные социально-психологические исследования в России в 20-30-ые годы XX века.

Наши рекомендации