V. Структура учебно-методического комплекса дисциплины
№ | Составляющие УМКД | Информация об издании | |
Автор, название, место издание, год издания | Место хранения, нахождения | ||
1 | Программный элемент | ||
1.1. | Рабочая программа учебной дисциплины | Грачев С.Г. Юридическая психология. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010 г., рукопись, электронная версия | Кафедра ПСП, МПСИ |
2 | Теоретический элемент | ||
2.1. | Учебник (основной) | ||
Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 2000. | Библиотека | ||
2.2. | Учебники дополнительные | Библиографический список приведен в РП | Библиотека |
3 | Практический элемент | ||
3.1. | Практикум | ||
3.2. | Хрестоматия | ||
4 | Методико-технологический элемент | ||
4.1. | Методические рекомендации (материалы) по организации изучения дисциплины для преподавателя | Грачев С.Г. Юридическая психология. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010 г., рукопись, электронная версия | Кафедра ПСП, МПСИ |
4.2 | Методические рекомендации для студентов | Грачев С.Г. Юридическая психология. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010 г., рукопись, электронная версия | Кафедра ПСП, МПСИ |
VI. Тематический план для ОФО
Специальность 030501 - Юриспруденция
Название раздела и темы | количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятель-ная работа | ||
лекции | практические | |||
Раздел 1. Общая часть | ||||
Тема 1.1. Методология и методы юридической психологии. | ||||
Тема 1.2. Личность. | ||||
Тема 1.3. Психологическая подготовка к юридической деятельности (основы общей и социальной психологии) | ||||
Тема 1.3.1. Память и ее роль в деятельности юриста | ||||
Тема 1.3.2. Мышление и интуиция в деятельности юриста | ||||
Тема 1.3.3. Интеллект и факторы его формирования | ||||
Тема 1.3.4. Воля и риск. Значение воли в деятельности юриста. | ||||
1.3.5. Темперамент и характер. Их значение в деятельности юриста | ||||
Тема 1.3.6. Вербальная и невербальная коммуникация | ||||
Тема 1.4. Психология юридического труда | ||||
Раздел 2. Особенная часть | ||||
Тема 2.1. Криминальная психология. | ||||
Тема 2.2. Психология несовершеннолетних. | ||||
Тема 2.3. Психология потерпевшего. | ||||
Тема 2.4. Изоляция. | ||||
Тема 2.5. Судебно-психологическая экспертиза. | ||||
Тема 2.6. Пенитенциарная психология. | ||||
Тема 2.7. Психология предварительного расследования. | ||||
ИТОГО: |
VII. Содержание теоретических разделов дисциплины (лекции)
Раздел 1. Общая часть.
1.1. Методология и методы юридической психологии: предмет юридической психологии, методологическая основа юридической психологии, задачи юридической психологии. Юридическая психология в системе разделов научной психологии. Методы научной психологии – классификация методов по Б.Г.Ананьеву. Специфика методов юридической психологии: по цели исследования, по способам исследования.
1.2. Личность. Понятие личности. Психологическая структура личности (Платонов К.К., Рубинштейн С.Л.). Самосознание, самооценка. Состояние сознания. Правоспособность, дееспособность, вменяемость. Мотивация поведения. Психологические установки. Движущие силы развития личности: биогенетический подход (Ломброзо Ч., Марбе К., Амар Ж.), социогенетический (Локк Д.), социобиогенетический (Рубинштейн С.Л.).
1.3. Психологическая подготовка к юридической деятельности (основы общей и социальной психологии).
1.3.1. Память и ее роль в деятельности юриста. Понятие, виды, процессы памяти, индивидуальные особенности, закономерности, нарушения (амнезия, виды амнезии). Учет закономерностей памяти в работе юриста. Тренировка памяти.
1.3.2. Мышление. Понятие, виды мышления, его формы, мыслительные операции. Качества мышления, необходимые в работе юриста. Развитие и тренировка мышления. Интуиция и ее роль в жизни человека.
1.3.3. Интеллект. Определение и структура интеллекта (биологический интеллект, социальный, социопсихический). Факторы, определяющие развитие интеллекта – внутрисемейные (очередность рождения, образование родителей и другие).
1.3.4. Воля и риск. Значение воли в деятельности юриста. Понятие воли, психологическая структура, волевое действие: простое, сложное. Волевые качества, необходимые для деятельности юриста. Искажения в развитии воли. Риск: понятие, виды.
1.3.5. Темперамент: понятие, типы темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Учет типа темперамента в деятельности юриста. Характер: понятие, структура. Связь темперамента и характера. Акцентуация характера. Патология характера.
1.3.6. Вербальная и невербальная коммуникация. Понятие общения, виды (по цели, по способам, по средствам), стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Вербальное общение: качества речи, роль речи в деятельности юриста. Невербальное общение: структура (проксемика, просодика, кинестетика и другие), значение знаний по невербалике в юридической деятельности.
1.4. Психология юридического труда. Предмет, задачи психологии юридического труда. Структура профессиограммы (социальная сторона, коммуникативная, удостоверительная, поисковая, реконструктивная). Прокурор, адвокат и их профессиограмма. Нотариус и его профессиограмма. Следователь, судья и их профессиограмма. Формирование личности правоведа в ВУЗе.
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Криминальная психология. Предмет криминальной психологии. Понятие умысла. Биологические (Аванесов Г.) и социальные факторы, влияющие на появление отрицательного и противоправного деяния. Типы преступников в зависимости от социальной опасности: асоциальные, антисоциальные; с нарушением психической саморегуляции. Категории преступников по содержанию ценностно-ориентационной сферы: корыстные, корыстно-насильственные, насильственные. Психологические особенности совершения убийств. Схема психологического механизма убийства. Женская преступность.
2.2. Психология несовершеннолетних. Краткая характеристика подрост кового периода развития: ведущий вид деятельности, новообразования, пубертатный период. Девиантное поведение. Формы девиантного поведения: суицид, наркомания, алкоголизм, агрессивное поведение. Делинквентное поведение. Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних: групповой характер, организованный характер, высокий динамизм, неравномерность динамики преступности в зависимости от времени. Криминальная субкультура подростков. Атрибуты криминальной субкультуры несовершеннолетних: кличка, жаргоны, татуировки. Функции татуировки.
2.3. Психология потерпевшего. Предмет психологии потерпевшего. Понятие «потерпевший» и «жертва преступления». Виктимность и виктимология. Особенности личности и поведения потерпевшего, способствующие увеличению риска совершении в отношении его противоправных деяний.
2.4. Изоляция. Понятие изоляции. Типология изоляции. Психологические последствия социальной изоляции. Реакции лиц, подвергнувшихся социальной изоляции, на ограничения. Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.
2.5. Судебно-психологическая экспертиза. Судебная экспертиза: поводы назначения судебной экспертизы, виды судебной экспертизы. Предмет и виды судебно-психологической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психолога. Специальные познания эксперта.
2.6. Пенитенциарная психология. Предмет и задачи пенитенциарной психологии. Психология осужденного, динамика личности осужденного. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
2.7. Психология предварительного расследования. Психология допроса. Этапы допроса. Приемы ведения допроса.
VIII. Содержание практических разделов дисциплины (семинарские занятия)
Семинарское занятие № 1
тема: «Психология как наука. Её предмет и практическое значение».
1) К истории психологии, как науки. Структура психологической науки.
2) Юридическая психология, как раздел научного знания (предмет и система юридической психологии).
3) Задачи современной и юридической психологии.
4) Методы психологии и специфические методы юридической психологии.
5) Принципы юридической психологии.
Семинарское занятие №2.
тема: «Правовая психология».
1) Социально-регулятивная сущность права.
2) Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества
3) Понятие, формы и уровни правосознания и правоисполнительного поведения
4) Психология правовой социализации личности (процесс и цель правовой социализации, пути усвоения правовой культуры и т.д.)
5) Дефекты правовой социализации (общая схема деморализации, виды неблагополучных семей и т.д.)
6) Психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм (группы эффективности правовых норм, типология нормативного поведения индивида, мотивы правомерного поведения личности и т.д.)