Культурно-историческая парадигма в психологии развития

Парадигма Л.С. Выготского обладает всеми признаками неклассической психологии:

  • гуманистическая
  • культурно-историческая
  • историко-эволюционная.

Две линии влияния на научное творчество Л.С.Выготского: идентификация с Гамлетом и идеи Б. Спинозы. Спиноза рассматривает развитие с позиции ценностного поведения, с позиции аксиологии (ценностного подхода в философии). Какие идеи Б.Спинозы прошли через творчество Л.С. Выготского?

  1. Каждый человек является причиной самого себя.
  2. Атакует механистическое понимание психического развития (Декарта и Павлова) Выступает против грубых форм детерминизма (причины, жестко определяющие следствие, поступают непосредственно)
  3. Вводит понятие «интеллектуальная любовь». Проблема взаимоотношений аффекта и интеллекта. Отсюда в теории Л.С. Выготского единство аффекта и интеллекта - как смысловое образование (смыслы).

В то время, когда психологи были представлены либо сторонниками И. П. Павлова и бихевиористов, либо представителями психологии сознания, Л.С. Выготский выступил на психоаналитическом конгрессе с идеей «Сознание – как проблема психологии поведения». Это был, по словам Л.С. Выготского, «эмбрион деятельностного, культурно-исторического подхода». В своей концепции он опирается на закон прямых и смешанных линий Вагнера (исследовал поведение животных и эволюцию поведения). Этот закон является основой системного подхода. Рефлексы, инстинкты, рассудок –эти линии нельзя рассматривать отдельно, изолированно. Л.С. Выготский переносит этот закон на социогенез и онтогенез.

Поведение современного культурного взрослого человека является результатом развития двух различных процессов психического развития: процесс биологической эволюции животных видов, где возник вид хомо сапиенс, процесс исторического развития, путем которого первобытный человек превратился в культурного. В филогенезе эти процессы представлены раздельно, как независимые линии развития. В онтогензе эти линии слиты и образуют единый и сложный процесс. Культурное развитие налагается на процессы роста, созревания и органического развития ребенка и образует с ними единое целое. Они совпадают, сливаются и взаимопроникают, образуя единый ряд социально-биологического формирования личности.

В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные. Развитие высших психических форм поведения– одна из важнейших сторон культурного развития поведения. Они представлены процессами овладения внешними средствами культурного развития и мышления (языком, счетом, письмом и др.) и процессами развития специальных высших психических функций (произвольное внимание, логическая память, образование понятий и т.д.). Общество рассматривается как детерминирующий факторповедения – идея культурного развития.

Процесс психического развития представляет собой процесс интериоризации. Л.С. Выготский разработал теорию, показывающую, как “через других мы становимся самим собой”, и доказал, что “всякая высшая психическая функция проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной”. Интериоризация – это не просто переход, Л.С. Выготский показывает, что это переходы, трансформации миров. Он показывает, как социальный мир свертывается, меняет размерность, обладает хронотопом, превращаясь во внутренние миры. Он показал ход от мира значений к миру смыслов.

Л.С.Выготский вводит понятия «социальная ситуация развития», «новообразования», «критический (кризисный) период», «стабильный период».

Социальная ситуация развития – это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится со взрослым в тот или иной период своей жизни, это складывающаяся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу (Л.И. Божович). Л.С.Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития – деятельность и переживание. Переживание – «есть такая единица», в которой в неразрывном единстве представлены, с одной стороны среда, т.е. то, что переживается ребенком, с другой – субъект, т.е. то, что вносит в это переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития» (Л.И.Божович).

Наши рекомендации