Язык как руководство мышлением

Не только мышление формирует язык; язык, по­скольку он является именно таким, а не другим, при-

нуждает нас мыслить совершенно определенным об­разом, а не каким-либо другим.

Ученые много спорят о том, что является предо­пределяющим: мышление ли предопределяет язык или, напротив, язык предопределяет мышление. Этот спор напоминает старый вопрос-шутку о том, что бы­ло раньше - курица или яйцо. Фактически одно обу­словливает другое: мысль осознается нами только бу­дучи выраженной в форме слова; только слово может выразить мысль. Мы видим дом, и в нас сразу возни­кает обозначение "дом", а, возможно, и фраза "Ах, дом!" или только регистрирующее слово: "Дом". Когда я пишу слово "Дом", я вижу перед собой дом, о кото­ром я думаю; он стоит "перед моим внутренним взо­ром". Поэтому я не могу найти ничего, чего бы я не мог, по крайней мере, описать словами для самого себя.

Нобелевский лауреат профессор Гейзенберг расска­зывал в одной из книг, как тяжело приходится атом­ным физикам при объяснении своих собственных от­крытий: исследователи видят, что оказываются перед явлениями, для описания которых их язык недостато­чен; тогда им становится трудно дальше думать и ра­ботать. И в других областях науки также неоднократ­но наблюдалось, как неправильно выбранное слово, неверное обозначение легко заводит исследования в тупик, приводит к неверным выводам, потому что на­правляет мысли ученых и конструкторов в непра­вильную сторону.

С другой стороны, каждый знает, что одну и ту же вещь можно назвать по-разному и что от выбора пра­вильного названия зависит очень многое. Городская администрация, которая обещает своим гражданам в будущем бороться с загрязнением воздуха и воды, привлекает внимание читателей и слушателей своих

обращений к тому факту, что город действительно страдает от загрязнения окружающей среды; поэтому, по крайней мере в начале своих усилий, администра­ция может рассчитывать, скорее, на выражение не­удовольствия, чем на аплодисменты. Если же она, на­против, обещает бороться за то, чтобы в будущем со­держать город в чистоте, она выражает свои намере­ния позитивно и поэтому может рассчитывать на бо­лее дружелюбное отношение: в первом обращении она привлекает внимание своих граждан к постыдно­му сегодняшнему состоянию, во втором - открывает дорогу к лучшему будущему. Министр, который едет в служебную поездку в автомобиле с салоном, может вызвать подозрения, что думает только об удобствах; если же он едет в рабочем автомобиле, то это выгля­дит намного серьезнее, хотя автомобиль остается тем же самым! Специалисты по рекламе всегда помнят об этой власти слова над мыслями: хорошая реклама -это удачная попытка занять мысли постороннего че­ловека таким образом, чтобы он превратился в потре­бителя. Однако и политикам хорошо известно как по­средством "языкового регулирования" можно воздей­ствовать на мышление граждан, а диктаторы созна­тельно злоупотребляют этими знаниями.

ЧАСТИ РЕЧИ. WORTARTEN

Строительными элементами нашего мышления и речи являются слова. Именно словами мы обозначаем то, о чем мы думаем и о чем говорим. Слово делает ясным, каким образом его значение нами перерабо­тано, что оно для нас обозначает и какие чувства и настроения оно в нас пробуждает.

Все мыслимые для нас возможности высказывания связаны с определенными частями речи, которые и позволяют нам точно высказать то, что мы имеем в

виду. Таким образом, части речи являются не только составляющими нашего словарного запаса; они явля­ются также - и в этом, собственно, заключается их основное значение - средством реализации наших возможностей для выражения мыслей. В определен­ной степени они структурируют для нас весь мир. Та­ким образом, мы должны знать, что может дать нам каждая часть речи, чтобы мы могли ее правильно применять.

Пример из "Будденброков "

Мы открываем первую страницу "Будденброков", всемирно известного романа Томаса Манна и читаем:

"Топу!" sagte die Konsulin Buddenbrook. "Ich glaube, daß mich Gott..." Und kleine Antonie, achtjährig und zart gebaut, in einem Kleidchen aus ganz leichter changierender Seide, den huebschen Blondkopf ein wenig vom Gesichte des Großvaters abgewandt, blickte aus ihren graublauen Augen, angestrengt nachdenkend und ohne etwas zu sehen, in Zimmer hinein, wiederholte noch einmal: "Was ist das", sprach darauf langsam: "Ich glaube, das mein Gott", fugte, während ihr Gesicht sich aufklärte, rasch hinzu: "geschaffen hat samt allen Kreaturen", war plötzlich auf glatte Bahn geraten und schnurrte nun, glückstrahlend und unaufhaltsam, den ganzen Artikel daher, getreu nach dem Katechismus, wie er soeben Anno 1835, unter Genehmigung eines hohen und wohlweisen Senates, neu revidiert herausgegeben war..."

Перед каждым читателем оживает тот мир, в кото­ром разыгрывается эта милая семейная сцена; писа­тель умеет несколькими фразами создать яркую кар­тину происходящего. В данном случае мы не станем входить в рассмотрение тонкостей стиля, а попытаем­ся на этом примере далее пояснить, какое значение имеют отдельные части речи.

ГЛАГОЛ. Das Zeitwort

При чтении вслух фраз из "Будденброков" можно заметить, что тот, кто читает, непроизвольно акцен­тирует слова, образующие ядро высказывания и раз­вивающие действие.

Жена консула "сказала" нечто, на что маленькая Антони "взглянула" в комнату, "напряженно обдумы­вая... повторила еще раз", и "медленно говорит", затем "добавляет" и в заключение неудержимо "бормочет" свою литанию. Это - глаголы, слова, которые выпол­няют эту роль. Они говорят, что происходит или име­ется, происходило или было, будет происходить или иметься, должно происходить или быть. Они, таким образом, очень вариативны: их форма позволяет вы­разить время происходящего и степень его действи­тельности. Говоря по-другому: они дают нам возмож­ность поместить во времени то, что происходит в на­ших мыслях или в нашем сознании и одновременно выразить его отношение к реальности.

Наши рекомендации