Что еще может вызывать привыкание?
В число самых сильнодействующих наркотиков входят морфий, опий, героин и кокаин. Это самые опасные наркотики, потому что иногда бывает достаточно одной дозы, чтобы вызвать наркотическую зависимость. Подобная ситуация не возникает, если наркотики назначаются больному в очень малых дозах и в течение короткого времени. Иногда привыкание возникает и к кодеину, если его принимать достаточно долго.
Употребление марихуаны к настоящей зависимости не приводит, потому что, когда действие этого наркотика проходит, никакого «похмелья», требующего повторить, не остается. Однако марихуана доставляет удовольствие, поэтому многие несчастные люди, не сумевшие найти себя в этом мире, используют марихуану, чтобы утешиться. Она, однако, считается вредным наркотиком, потому что снижает работоспособность человека, чем бы он ни занимался. Некоторые врачи считают, что употребление марихуаны может вызывать психоз. Другие возражают, что в тех случаях, когда после чрезмерного потребления марихуаны у человека развивается психоз, «травка» играет роль не причины, а следствия: человек курит марихуану, чтобы замаскировать уже начавшийся психоз. Одной из причин таких разногласий является то, что у марихуаны много разновидностей, отличающихся по составу и силе действия. Настоящую марихуану и гашиш получают из индийской конопли. Но в Америке есть еще и «индейская конопля». Так называют коноплевый кендырь. Из какого именно растения делают свой товар нелегальные наркодельцы, заранее сказать нельзя, пока он не попадет в руки профессоров ботаники, но и тогда могут возникнуть споры о том, идет ли речь о Cannabis satica indica или Аросуапит cannabinum.
В наше время всем знакомы фенобарбитал, нембутал и другие снотворные порошки, капсулы и пилюли, которые врачи именуют «барбитуратами». Эти препараты обретают все большую популярность, употребляются во все больших количествах, и все большее число людей уже не могут без них обходиться. После употребления большинства барбитуратов назавтра остается более или менее сильный «похмельный» синдром, и хотя он может быть настолько слабым, что человек его даже не замечает, тем не менее его работоспособность снижается. Такие препараты следует принимать только в течение ограниченного промежутка времени и под наблюдением врача, и те, кто принимает их по собственной инициативе, навлекают на себя беду. Избавление от бессонницы следует искать в восстановлении эмоционального баланса, а не в аптеке.
Бромиды не вызывают привыкания, но многие люди склонны ими злоупотреблять. Проблема в том, что бромидное отравление вызывает бессонницу, то есть то самое нарушение, которое эти препараты призваны «исцелять». Большинство людей естественным образом реагируют увеличением дозировок, что приводит к еще большему отравлению организма и еще более сильной бессоннице. Патентованные бромидные препараты часто содержат и другие вещества, которые также могут вызывать отравление. Любой врач, наблюдавший бромидный психоз или видевший, как человек синеет от чрезмерного употребления бромидов с похмелья, начинает прописывать такие препараты с куда большей осторожностью.
Наверное, самым безвредным и эффективным успокаивающим средством (для отшельников и пациентов в больницах) является обладающий мерзким запахом и вкусом паральдегид, который выводится из организма через легкие. Но даже это неаппетитное (а в остальном почти идеальное) седативное средство может вызывать привыкание, особенно у алкоголиков.
«Зависимость» можно грубо определить как неестественную тягу человека к предмету или процессу, для удовлетворения которой он готов пожертвовать почти всем. Такое определение имеет много интересных приложений. Мы уже видели на примере Дона Чусбака, что оно применимо к алкоголю. Но его можно применять и к вещам, не имеющим никакого отношения к наркотикам. В этом смысле можно говорить о «наркотическом» пристрастии к азартным играм или к сексу. Если человек питает такое пристрастие к бегам и скачкам, что готов оставить своих детей голодными, лишь бы поставить все деньги на лошадь, с полным правом можно говорить о «наркотическом» привыкании к азартным играм. Тот, кто постоянно тратит все наличные средства на развратных женщин, — «сексуальный наркоман». Обычная подростковая мастурбация часто имеет все признаки «наркотической зависимости».
Болезненное пристрастие может возникать и к другим вещам — к чтению, к религии, к коллекционированию марок, пуговиц или иных мелких предметов. В этих случаях, однако, последствия зависимости совсем другие, поскольку жертвы, приносимые в настоящем, имеют шансы воздаться сторицей в будущем. Любитель чтения может стать ученым, человек, погруженный в религию, — святым, коллекционер марок может… Здесь придумать продолжение трудно, но ведь коллекционирование марок делает многих людей счастливыми! Таким образом, мы видим, что зависимость бывает положительной, деструктивной и нейтральной. Важно, однако, что зависимый человек является рабом своих пристрастий, а не их господином, а быть вершителем своей судьбы, по-видимому, желательная цель для каждого человека. Людям иногда не нравится, если им напоминают, что их любовь к еде может перерасти в зависимость, перестав быть просто источником наслаждения.