Примеры создания талисманоподобных объектов в ходе занятий ландшафтной арт-терапией
Во время занятия участникам группы было предложено отправиться на прогулку для сбора предметов и материалов, которые могли бы ассоциироваться с поддержкой, с различными ресурсами, необходимыми им на следующем этапе жизни или для решения стоящих перед ними личных задач. Собрав предметы и материалы, они должны были использовать их для создания элементов одежды как своеобразных талисманов, которые они при желании могут носить с собой.
Одна из участниц группы создала «Сумку мудрой женщины». Она использовала обрезки старой ткани. Внутри сумки находилось несколько более мелких сумочек или мешочков с помещенными в них предметами, которые она нашла в ходе нескольких предыдущих занятий. Все они имели для автора работы глубокий символический смысл. Женщина продолжила затем работу по созданию своего изделия в домашних условиях. Она стремилась к тому, чтобы внутренняя и внешняя поверхности сумки были разными по цвету. Одна должна была быть яркой, а другая – темной. Ее сумка могла выворачиваться наизнанку, символизируя разные качества самой женщины, проявляющиеся в разные моменты жизни.
Название изделия другой участницы группы, «Спрятанная бабочка»), было связано с тем, что во время прогулок ей на пути неоднократно попадались голубые бабочки. Она стала воспринимать их в качестве символа своего Я, своей Самости. Она создала сумочку, внутрь которой поместила изображение голубой бабочки, пришив ее к внутренней поверхности. Женщина могла видеть бабочку, открывая сумку.
Одним из запросов участниц этой тренинговой группы было сохранение и дальнейшее развитие художественно-творческого, поэтического взгляда на мир, который, по их мнению, в последние годы ими утрачивается из-за напряженной профессиональной деятельности, работы в медицинских учреждениях.
Во время обсуждения двух работ в форме сумочек участницы группы отметили, что они являются выражением архетипа «женской мудрости». Такое впечатление было связано не только с формой изделий, но и с тем, что при их создании использовались различные ткани – вельвет, кружева, муслин. Она могут ассоциироваться с различными аспектами опыта матери и бабушки, зрелой и пожилой женщины, их ролями в семье и социуме. Как призналась автор одной из сумок, хотя она имеет стабильную работу и профессиональное признание, она сожалеет о том, что в последние годы ее восприятие мира несколько притупилось, она получает все меньше яркого физического, сенсорного опыта, в меньше степени проявляет творческое наклонности. Ее произведение отражает попытки вернуть себе эти качества.
Пациент пожилого возраста в процессе индивидуальной арт-терапии однажды по своей инициативе принес на очередное занятие найденные им на берегу моря несколько кусков дерева. Судя по всему, они некоторое время плавали в море, были гладко отшлифованы водой. Они поразили пациента, привлекли его внимание не только своей формой, но и поверхностью. Он даже почувствовал определенное «внутреннее родство» с ними и захотел использовать в своей художественной работе.
В ходе занятия он раскрасил некоторые поверхности деревянных обломков голубой и золотистой краской. Комментируя затем свое произведение, он сказал, что увидел в кусках дерева своеобразный автопортрет. Пациент заявил, что обнаружил в них не только свои раны, но и уроки жизни, ту красоту и мудрость, которая приходит к человеку после долгих странствий. Произведение стало для него также символом обновления, которое он ощутил благодаря арт-терапии. Он заявил, что хочет взять это произведение с собой в качестве своеобразного талисмана внутреннего очищения (рисунок 32).
Один из авторов данной книги, арт-терапевт и художница Б. Корт, систематически использует в своем творчестве найденные ею предметы как природного, так и неприродного происхождения. Многие из них она находит, гуляя по берегу Северного моря. Так, одно из своих произведений она назвала «Женщина-шаман» (рисунок 33), рассматривая его как символ защищающего, мудрого начала, заключенного в простых объектах, которые словно совершили некое путешествие. Когда-то они попали в море, проделали долгий путь и, наконец, выброшенные на берег волнами, возникли на пути человека как символическое послание.
Рис. 32. Работа участника занятия по ландшафтной арт-терапией – раскрашенный кусок дерева
Рис. 33 . Работа Б. Корт, созданная из предметов, найденных на берегу моря