Вегетативно - инстинктивная сфера

Показатели Итог
  • Неустойчивость ритма «сон-бодрствование».
Длительность периода засыпания и сна Длительность периода засыпания и сна Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, на балконе, при укачивании) Поверхностность, прерывистость сна днем «Спокойная бессонница» Ночные страхи Крик и плач при пробуждении Связь нарушений сна с психогениями, экхогениями.
  • Трудности взятия груди, задержка формирования автоматизма сосания
Вялость, недостаточность времени сосания
  • Срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии
Склонность к запорам
  • Отсутствие пищевого рефлекса
Анорексия Возможность кормления лишь в особых условиях (ночью, в просоночном состоянии и т.д.) Избирательность в еде Гиперсензитивность к твердой пище, употребление только протертой Привычные рвоты
  • Малоподвижность, пассивность
Слабость или отсутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение
  • Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже и т.д.
 

Аффективная сфера

Показатели Итог
  • Особенности общего эмоционального облика: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность, индифферентность
Периодические «уходы в себя» Запаздывание формирования, слабость или чрезмерность выраженности эмоций удивления, обиды, гнева Слабая эмоциональная откликаемость Трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого
  • Преобладание повышенного либо пониженного фона настроения
Выраженность и характер суточного ритма
  • Немотивированные колебания настроения
Дистимические расстройства с капризностью, плаксивостью, «нытьем», эмоциональной пресыщаемостью Дисфорические расстройства с напряженностью, негативизмом, агрессией Склонность к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью, булимией Субдепрессивные состояния с малоподвижностью, гипомимией, двигательным плачем, потерей аппетита, нарушением сна, большей выраженностью аффективных расстройств по утрам
  • Невротические реакции на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегетативные расстройства
  • Психопатоподобные реакции: негативизм, агрессия к близким детям
Истерифоричные реакции Первый возрастной криз Время появления и длительность психомоторной возбудимости, страхи, тревого, нарушения сна и питания, пресыщаемость в игре Явление негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, агрессивность
  • Страхи
Время появления Страхи животных Страхи бытовых шумов, тихих звуков Боязнь изменения интенсивности света, предметов определенного цвета и формы, прикосновения, влаги
  • Страхи остаться одному, потерять маму, чужих, высоты, лестницы, огня
Отсутствие страха темноты
  • Страхи обусловленные ситуационно
Психогенные иллюзорные расстройства
  • Страхи с идеями толкования: отношения, угрозы, превоплощения и т.д.
  • «Феномен тождества»
Трудности при введении прикорма Приверженность узкому кругу еды, отвергание новых видов пищи Ритуальность к атрибутике еды Жесткое следование усвоенному режиму Болезненная реакция на его изменение Приверженность привычным деталям окружающего Негативизм к новой одежде
  • Уровень патологической реакции не перемену обстановки: нарушение вегетативных функций, невротические, психопатоподобные расстройства, регресс приобретенных навыков, психотические явления
  • Нарушение чувства самосохранения
Отсутствие «чувства края» Отсутствие страха высоты, закрепление опыта контакта с горячим, острым
 

Сфера влечений

Показатели Итог
  • Агрессия
Её проявления Жестокость к близким, детям, животным, стремление ломать игрушки
  • Легкое возникновение агрессии в аффекте
Агрессия как стремление привлечь внимание, вступить в игру Агрессия при страхе Влечение к ситуациям, вызывающим страх Агрессия при радости
  • Самоагрессия: спонтанная, при неудачах
Брезгливость Понижение и повышение Их сочетание  
 

Сфера общения

Показатели Итог
  • Визуальный контакт
Отсутствие фиксации взгляда (взгляд вверх, мимо, сквозь) Активное избегание взгляда человека Характер взгляда: неподвижный, застывший, испуганный
  • Комплекс оживления
Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки
  • Первая улыбка
Слабость, редкость Особенности внешней характеристики: «неземная», «лучезарная» Отнесенность не к человеку, а к неодушевленному предмету, возникновение на звук, ощущение Отсутствие заражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого
  • Узнавание близких
Задержка в узнавании матери, отца, других близких Слабость эмоциональной насыщенности узнавания Реакция на приход и уход близких
  • Формирование наибольшей привязанности к кому-либо из близких
Малая потребность в матери, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки Симбиотическая связь с матерью: непереносимость ее самого кратковременного отсутствия Симбиоз с другими членами семьи, няней
  • Появление слов «мама», «папа» после других
Их неотнесенность к родителю Другие необычные вербальные отношения родителей Эпизоды страха кого-либо из родителей Смена симбиоза на индифферентность, избегание, враждебность
  • Реакция на нового человека
Непереносимость: тревога, страхи, сопротивление при взятии на руки, агрессия, игнорирование «Сверхобщительность»
  • Контакт с детьми
Игнорирование: пассивное, активное Стремление лишь к физическому общению Обследование как неодушевленного предмета Импульсивные действия Игра «рядом» «Механическое» заражение поведением детей Сопротивление при попытке организации контакта извне Агрессивность к детям Избирательность контактов с детьми Особенности их круга
  • Отношение к физическому контакту
Стремление, неприязнь Гиперсинзетивность, переносимость лишь «малых доз» прикосновения, поглаживания, кружения, тормошения
  • Реакция на словесные обращения
Отсутствие отклика на имя Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие общения «Псевдоглухота» Избирательность ответных реакций на речь Отсутствие адекватного жеста
  • Поведение в одиночестве
Отсутствие реакции Непереносимость, страх Предпочтение Стремление к территориальному уединению
  • Отношение к окружающему
Необычность первоначального объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды) Индифферентность к окружающему, отсутствие активности исследования предметов
  • «Отсутствие» дифференциации одушевленного и неодушевленного
«Механическое» использование руки, туловища взрослого Диссоциация между отрешенностью и эпизодами, указывающими на хорошую ориентацию в окружающем
 

Восприятие

Показатели Итог
  • Зрительное восприятие
Взгляд «сквозь» объект Отсутствие слежения взглядом за предметом «Псевдослепота» Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькания теней Завороженность таким созерцанием Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица Рассматривание и перебирание пальцев матери Упорный поиск определенных зрительных ощущений Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей, двигании стекол полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т. д.) Раннее различение цветов Рисование стереотипных орнаментов Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте
  • Слуховое восприятие
Отсутствие реакции на звук Страхи отдельных звуков Отсутствие привыкания к пугающим звукам Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери Предпочтение тихих звуков Ранняя любовь к музыке Характер предпочитаемой музыки Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения Хороший музыкальный слух Гиперпатическая отрицательная реакция на музыку
  • Тактильная чувствительность
Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку волос, ногтей Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться Довольствие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп Обследование окружающего преимущественно с помощью ощупывания
  • Вкусовая чувствительность
Непереносимость многих блюд Стремление есть несъедобное Сосание несъедобных предметов, тканей Обследование окружающего с помощью облизывания
  • Обонятельная чувствительность
Гиперсензитивность к запахам Обследование окружающего с помощью обнюхивания
  • Проприоцептивная чувствительность
Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при зевании, ударами головой о бортик коляски, спинку кровати Влечение к игре с взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания
 

Моторика

Показатели Итог
  • Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни
Гипертонус Гипотонус Время выявления, проявления Длительность и эффективность применения массажа
  • Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость или расторможенность, возбудимость
  • Медлительность, угловатость, порывистость, марионеточность движений
Неуклюжесть, мешковатость Необычные грациозность, плавность движений, ловкость при лазанье, балансировании
  • Задержка в формировании навыка жевания
  • Слабость реакции на помощь взрослого при формировании навыков сидения, ползания, вставания
  • Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием и началом ходьбы)
«Внезапность» перехода к ходьбе Активность в ходьбе Страх ходьбы Начало бега одновременно с началом ходьбы
  • Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное перемежение с застываниями
Бег с широко расставленными руками, на цыпочках Особенности походки: «деревянность» (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу «заводной игрушки» Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне её
  • Двигательные стереотипии: раскачивание в колыбели, однообразные повороты головы
Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук Упорное длительное раскачивание: стеки манежа, не игрушечной лошадке, качалке Кружение вокруг своей оси Машущие движения пальцами либо всей кистью Вычурный рисунок двигательных стереотипий
  • Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих либо отрицание, либо утверждение, жестов приветствия или прощания
  • Затруднения в имитации движений взрослого
Сопротивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам
  • Мимика
Гипомимичность: бедность мимических комплексов Напряженность, неадекватные гримасы
 

Интеллектуальное развитие

Показатели Итог
  • Впечатление необычной выразительности, осмысленности взгляда в первые месяцы жизни
  • Впечатление «тупости», непонимания простых инструкций
  • Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость
«Полевое» поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствие отклика на обращение Сверхизбирательность внимания Сверхсосредоточенность на определенном объекте
  • Беспомощность в элементарном быту
Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий
  • Отсутствие интереса к функциональному значению предмета
  • Большой для возраста запас знаний в отдельных областях
Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям Условные обозначения в игре Преобладание интереса к изображенному предмету над реальным Склонность фабулы фантазий, игр, сверхценные интересы
  • Необычная слуховая память
Необычная зрительная память (запоминание маршрутов,, расположения знаков на листе и т.д.)
  • Особенности временных соотношений: одинаковая актуальность впечатлений прошлого и настоящего
  • Разница «сообразительности», интеллектуальной активности в спонтанной и заданной деятельности
 
 

Речь

Показатели Итог
  • Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого
Отсутствие фиксации взгляда на говорящем Диссоциация между отсутствием реакции на слово и гиперсензитивностью к невербальным звукам, между «непониманием» простых бытовых инструкций и пониманием разговора, не обращенного к ребенку
  • Лучшая реакция на тихую, шепотную речь
  • Запаздывание или отсутствие фазы гуления
Его неинтонированность Запаздывание или отсутствие фазы лепета Его необращенность к взрослому
  • Запаздывание или опережение появления первых слов
Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость Эхолалии Динамика накопления словаря: «плавающие» слова, регресс речи на уровне отдельных слов
  • Запаздывание или опережение появления фраз
Их необращенность к человеку Комментирующие, аффективные фразы Фразы-аутокоманды Фразы-эхолалии Отставленные эхолалии Эхолалии-цитаты Эхолалии-обощенные формулы
  • Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами
Неологизмы Монологи и аутодиалоги Слова –отрицания
  • Страхи аффективно насыщенных метафор
Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма
  • Отсутствие речи о себе в первом лице
Неправильное употребление других личных местоимений Регресс фразовой речи; факторы его провоцирующие
  • Вычурность интонаций
Повышение высоты голоса к концу фразы Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь отдельных слогов Разница развернутости речи, внятности произношения в спонтанной и заданной деятельности Мутизм тотальный Мутизм избирательный
 

Игра

Наши рекомендации