Четвертое направление — это русские психотерапевтические школы
По моему мнению, психотерапия развивается в России сегодня в шести направлениях.
Первое направление – это клиническая психотерапия.
Это наша гордость и наша история. Ее теоретическая база основывается на тщательно разработанной клинической психиатрии 20х – 30х годов нашего века. Психиатрическая психотерапия зародилась в немецкоговорящих странах, но в связи с историческими событиями, не получила своего полного развития и не пользуется большой популярностью сегодня. Зато в странах бывшего Советского Союза клиническая психотерапия расцвела и принесла свои плоды.
Второе направление – это так называемые восточные версии зарубежных методов.
В связи с «железным занавесом» и жесткой цензурой, во время бурного развития западных методов психотерапии, у российских специалистов не было возможности обучаться им из «первых рук». Некоторым текстам и познаниям, словно эхом, все же удавалось проникнуть в Советский Союз, в основном из Польши, восточной Германии и Литвы. Эти книги и брошюры издавались в «самиздате» и распространялись между «своими».
В связи с различиями переводов и интрепретаций, а так же с ментальными и общественными различиями на тот момент, некоторые теории зарубежных психотерапевтических школ приняли в Совестком Союзе другое, нежели, чем в классической форме развитие. Некоторым идеям было уделено больше внимания российской интелегенции, некоторые теории были приспособленны к особенностям русского понимания. После распада Советского Союза, когда произошли ожидаемые всречи между учителями зарубежных школ и российскими психотерапевтами стало ясно, что классические зарубежные школы отличаются от тех ортодоксальных школ, которые возникли в Советском Союзе и обособленно развивались на протяжении 20 лет.
В связи с качеством обоих напралений, сегодня существуют и активно развиваются, проверенные временем и клиникой, как классическии версии школ, так и ортодоксальные. Представителями второго направления развития психотерапии являются первые советские не клинически ориентированные психотерапевты и их ученики.
Третье направление – современная зарубежная психотерапия.
После распада Советского Союза, в Россию начали приезжать учителя современных западных и восточных методов психотерапии. Их обучающие программы пользовались большой популярностью, начали открываться обучающие центры. Российские психотерапевты стали ездить за рубеж для прохождения личностной терапии и продолжения образования. Так появились так называемые «Jet Lag» терапии, когда кандидаты на получение психотерапевтического образования летали на выходные к своим учителям, чтобы за два дня получить максимальное число часов личностной терапии. Зарубежные образовательные институты выдавали дипломы, которые были признаны в основном только в стране, где находился сам институт и чаще всего, только в профессиональных кругах.
Большинство зарубежных психотерапевтов не были приспособленны к российской реальности 90х годов и не смогли удержаться на турбулентном рынке услуг и образования. Первые психотерапевты, окончившие образование у зарубежных психотерапевтов, начали открывать свои центры. Им было легче удержаться на профессиональном рынке. Им были известны особенности своих сограждан и они быстрее ориентировались как в практической, так и организационной работе в России.
Можно сказать, что представителями третьего направления развития психотерапии в России являются ученики зарубежных психотерапевтов и их ученики.
Четвертое направление — это русские психотерапевтические школы.
В списке психотерапевтических методов, признанных российской профессиональной психотерапевтической лигой, есть методы, практически не известные за приделами русскоговорящего пространтсва. Эти методы, основанные на российских философских школах, были специально разработаны для работы с представителями русской ментальности. В числе этих методов – дианализ профессора Завьялова, основанный на идеях российского филосова - А.Ф. Лосева.