Обработка и интерпретация результатов. При подсчете тестовых баллов в соответствии с ключом по всем шкалам учитывается ответ «верно».

При подсчете тестовых баллов в соответствии с ключом по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Ключ к опроснику

1. Принятие-отвержение:номера утверждений — 3,4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Кооперация:номера утверждений — 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. Симбиоз:номера утверждений — 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарнаягиперсоциализация: номера утверждений — 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. «Маленький неудачник»:номера утверждений — 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1. Отвержение.

2. Социальная желательность.

3. Симбиоз.

4. Гиперсоциализация.

5. Инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам (см. табл. 20.1-20.5).

Таблица 20.1

Шкала 1: «Принятие-отвержение»

«Сырой балл»
Процентильный ранг 0,63 3,79 12,02
«Сырой балл»
Процентильный ранг 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
«Сырой балл»
Процентильный ранг 94,3 95,5 97,46 98,1 98,73 98,73 99,36
«Сырой балл»      
Процентильный ранг      

Таблица 20.2

    Шкала 2:« Кооперация)          
«Сырой балл»
Процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93

Таблица 20.3

Шкала 3: «Симбиоз»

«Сырой балл»
Процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74.97 86,63 92,93 96,65

Таблица 20.4 Шкала 4: «Авторитарная гиперсоциализация»

«Сырой балл»
Процентильный ранг 4.41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76
Таблица 20.5 Шкала 5: «Маленький неудачник»
«Сырой балл»
Процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,19 3,04 96,83 99,37
                         

Тест «Диагностика

эмоциональных отношений в семье»

Авторы методики — Е. Бене и Д. Антони (Бене Е., 1999).

Методика предназначена для изучения эмоциональных отношений ребен­ка с семьей, и в первую очередь для определения позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ре­бенком.

Описание методики

Методика имеет две формы:

1. Для детей 4-6 (8) лет.

2. Для детей 6 (8)—10 лет и подростков.

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

□ положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;

□ отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;

□ зависимость от других.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отно­шений:

□ двух видов положительного отношения: слабого и сильного; слабые чув­ства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сек-суализированными» переживаниями, относящимися к интимному пси­хическому контакту и манипуляции;

□ двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного; слабые свя­заны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают нена­висть и враждебность;

□ родительского потакания, выражающегося высказываниями типа: «Этого члена семьи мама слишком балует»;

□ родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа: «Мама беспокоится, что этот человек может простудиться».

Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, от­ражают два направления в переживании чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям или ребенок ощущает себя объектом чувств дру­гих. Примером первой категории будет «Я люблю прижиматься к этому члену семьи», а примером второй — «Этот человек любит крепко обнимать меня».

Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика проста в обработке.

Тестовый материал методики призван дать конкретное представление осе­мье ребенка. Он состоит из 20 фигур,изображающих людей различных возрас­тов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, и вместе с тем достаточно двусмысленных, чтобы пред­ставить специфическую семью. Присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей, что дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи, в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробоч­кой наподобие почтового ящичка с щелью.

Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания и его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситу­ация становится, таким образом, игровой ситуацией, в которой задача тесто­вого материала — подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реа­гированию.

Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его се­мью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам тес­та. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его мес­то жестко не определено: позволяется отдать вопрос господину «Никто». Бо­лее того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зре­ния, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следователь­но, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Вопросы теста Форма для маленьких детей

(... — место для имени ребенка)

Наши рекомендации