Влияние факторов брака и наличиядетей на структуру ценностных ориентации личности
Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что ценностные ориентации личности претерпевают изменения как под влиянием фактора вступления в брак, так и под влиянием фактора появления детей. Исследование показало, что обе жизненные ситуации сопровождаются перестройкой системы ценностей (Таблицы 5-8).
Для состоящих в браке ведущей целью жизни выступает счастливая семейная жизнь (для респондентов, имеющих детей эта ценность является еще более значимой), а одним из ведущих средств достижения жизненных целей выступает терпимость. На один ранг менее значимой, чем для не состоящих в браке, является ценность свободы. Состоящими в браке ценность образованности
ранжируется второй по значимости, уступая ориентации на предприимчивость (Таблицы 5, 7)
Таблица 5. Изменение структуры ценностных ориентации под влиянием фактора «вступление в брак»1
Различия в средних шачениях. рангов | Ценности, значимость которых выше | Ценности, значимость которых ниже |
на 0,5-0,7 ранга | Свобода | |
на 0,7-0,9 ранга | Терпимость Предприимчивость | Образованность Самоконтроль |
на 0,9-1,1 ранга | ||
свыше, чем на 1,1 ранга | Семья |
Влияние фактора «наличие / отсутствие детей» на трансформацию ценностных ориентации личности обнаруживается в следующем. Для респондентов, имеющих детей, более значимой является ценность здоровья, основополагающими ценностями жизни являются работа (2-3 место) и материальная обеспеченность (3-4 место), тогда как до появления детей лидирующими являются ценности любви и друзей В иерархии жизненных целей респондентов, имеющих детей, «любовь» и едрузья» занимают 5-6 ранговые позиции у состоящих в браке, а у не состоящих - 6-8 места. Для имеющих детей респондентов меньшее значение имеют ценности жизнерадостности и развлечений (у состоящих в браке занимая 12-13 места, а у не состоящих - 15-16 ранговые позиции), тогда как группы респондентов, не имеющие детей, ранжируют эти ценности, соответственно, на 6-9 места и 13 место в иерархии жизненных ценностей. Главным средством достижения жизненных целей группой респондентов, имеющих детей, выступает честность (Таблицы 6, 7)
Наличие детей для состоящих в браке сказывается в том, что большое значение в жизни приобретают такие качества, как; ответственность (занимает 5 место, а у не имеющих детей - 10 место) и исполнительность (занимает 13 место, а у не имеющих детей - 16 место) (Таблица 3) Наличие детей для не состоящих в браке сказывается в том, что для достижения жизненных целей они в большей степени, чем другие опрошенные, ориентированы на самоконтроль (занимает 3 место, а у не имеющих детей - 6 ме-
1В таблице представлены те ценности, значимость которых отличается (выше или ниже) не менее, чем на 0,5 среднего значения ранга
сто), мудрость (занимает 9 место, а у не имеющих детей - 11 место) и эффективность в делах (занимает 7 место, а у не имеющих детей - 15 место) (Таблица 3).
Таблица6. Изменение структуры ценностных ориентации под влиянием фактора «наличие детей»1
Различия в средних значениях рангов | Ценности, значимость которых выше | Ценности, значимость которых ниже |
на 0,5-0,7 ранга | Здоровье Мудрость | Воспитанность |
на 0,7-0,9 ранга | Материальная обеспеченность | Жизнерадостность |
на 0,9-1,1 ранга | Честность Работа | Любовь |
свыше, чем на 1,1 ранга | Друзья |
Интенсивность различий
в структуре ценностных ориентации личности
под влиянием факторов брака и наличия детей
В исследовании обнаружены различия в ценностных ориента-циях личности, включенной в разные социальные группы (категории) по параметрам семейного статуса- «состоит / не состоит в браке» и «наличие / отсутствие детей».
Во-первых,разница состоит в объеме совокупностей различающихся ценностей С целью определения силы влияния каждого из факторов выявлялись значимые различия в ранжировании ценностей группами респондентов, уравненными по одному фактору и различающимися по второму (Таблица 7). Так, различия (на уровне значимости р < 0,1) между структурами ценностных ориентации опрошенных, не состоящих в браке и не имеющих детей, и опрошенных, состоящих в браке и не имеющих детей, обнаружены по 3-ем ценностям, а между структурами ценностных ориентации опрошенных, состоящих в браке и имеющих детей, и опрошенных, не состоящих в браке и имеющих детей, обнаружены по 6-ти ценностям. В совокупности различия между структурами ценностных ориентации респондентов, состоящихи не состоящих в браке, обнаруживаются по 8-ми ценностям.Тогда как, различия
1 В таблице представлены те ценноста, значимость которых отличается (выше или ниже) не менее, чем: на 0,5 среднего значения ранга
Таблица 7.Статистические различия в ранжировании ценностей респондентами с разными характеристиками семейного статуса1
Между не состоящими и состоящими в браке | Мещду не имеющими и имеющими детей | |||||||
не имеющими детей | имеющими детей | не состоящими в браке | состоящими в браке | |||||
Ценности2 | значение Т-критерия | уровень значимости | значение Т-критерия | уровень значимости | значение Т-крн-терия | уровень значимости | значение Т-критерия | уровень значимости |
Терминальные ценности | ||||||||
Здоровье | 0,0498 | 0,05 | ||||||
Семья | 0,0491 | 0,05 | 0,0005 | 0,01 | 0,0646 | 0,10 | ||
Любовь | 0,0806 | 0,10 | 0,0525 | 0,10 | ||||
Работа | 0,0079 | 0,01 | ||||||
Материальная обеспеченность | 0,0828 | 0,10 | ||||||
Друзья | 0,0046 | 0,01 | 0,0024 | 0,01 | ||||
Уверенность в себе | 0,0065 | 0,01 | 0s008 | 0,10 | ||||
Мудрость | 0,0751 | 0,10 | ||||||
Инструментальные ценности | ||||||||
Честность | 0,0433 | 0,05 | ||||||
Образованность | 0,0598 | 0,10 | ||||||
Предприимчивость | 0,0020 | 0,01 | 0,0543 | 0,10 | ||||
Ответственна сть | 0,0612 | 0,10 | 0,0896 | 0,10 | ||||
Самоконтроль | 0,0018 | 0,01 | ||||||
Воспитанность | 0,0468 | 0,05 | ||||||
Жизнерадостность | 0,0475 | 0,05 | ||||||
Исполнительность | 0,0825 | 0,10 | 0,0708 | 0,10 | ||||
Собствен-ность(н) | 0,0980 | 0,10 |
1 Приводятся те значения Т-критерия, которые достоверны на уровне р < 0,1 ! Приводятся только те ценности, по которым чимые различия меящу изучавшимися выборками
2 Приводятся только те ценности, по которым обнаружены статистически ми-
между структурами ценностных ориентации не состоящих в браке респондентов, не имеющих и имеющих детей, обнаружены по 7-ми ценностям, а между структурами ценностных ориентации состоящих в браке респондентов, не имеющих и имеющих детей, -по 9-ти ценностям, В совокупности различия между структурами ценностных ориентации респондентов, имеющих и не имеющих детей, обнаруживаются по 14-ти ценностям,то есть, по значительно большей их совокупности.
Во-вторых,различия (не менее, чем на 0,5 среднего значения ранга) в структурах ценностных ориентации респондентов, имеющих и не имеющих детей, обнаружены по 9-ти ценностям (Таблица 6). Тогда как, различия (не менее, чем на 0,5 среднего значения ранга) между средними значениями рангов, присвоенных ценностям респондентами, состоящими и не состоящими в браке, обнаружены по 6-ти ценностям (Таблица 5), то есть, по меньшей совокупности ценностей.
Таблица 8.Показатели интенсивности различий
между средними значениями рангов ценностей1
Показатели интенсивности различий | ||||||
Между не состоящими и состоящими в браке | Между не имеющими и имеющими детей | |||||
Анализируемые различия | не имеющими детей | имеющими детей | в целом | не состоящими в браке | состоящими В браке | в цепом |
В терминальных ценностях | 0,26 | 0,36 | 0,31 | 0,52 | 0,41 | 0,47 |
В инструментальных ценностях | 0,43 | 0,46 | 0,45 | 0,46 | 0,36 | 0,41 |
В общей структуре ценностей | 0,35 | 0,41 | 0,38 | 0,49 | 0,39 | 0,44 |
В-третьих,показатель интенсивности различий, полученный путем подсчета среднего значения разницы между средними зна* чениями рангов в совокупности всех предложенных для ранжиро-
1 Показатель получен путем подсчета среднего значения разтщы между средними значениями рангов в совокупности всех предложенных дня ранжирования ценностей
вания ценностей, свидетельствует о том, что структура ценностных ориентации интенсивнее изменяется под влиянием фактора «наличие» детей (в среднем на 0,44 ранга), чем- «вступление в брак» (на 0.38 ранга) {Таблица 8).
Под влиянием фактора «вступление в брак» сильнее изменяется структура инструментальных (в среднем на 0,45 ранга), чем терминальных ценностей, и всего лишь на 0,04 ранга выраженнее, чем изменение структуры инструментальных ценностей в связи с появлением детей. Таким образом, оба фактора (брак и наличие детей) оказывают значительное влияние на изменение структуры инструментальных ценностей.
Под влиянием фактора «появление детей» интенсивное переструктурирование происходит как среди терминальных (на 0,47 ранга), так и инструментальных ценностей (на 0,41 ранга), хотя несколько сильнее изменяется структура ценностей-целей жизни, чем структура ценностей-средств, а также в среднем на 0,16 ранга это происходит интенсивнее, чем изменение той же структуры жизненных целей, но связанное с фактором «вступление в брак».
Наиболее интенсивно общая структура ценностных ориентации, включающая и терминальные и инструментальные ценности, отличается в группах имеющих и не имеющих детей респондентов, не состоящих в браке (на 0,49 ранга), а наименее - между группами состоящих и не состоящих в браке респондентов, не имеющих детей (на 0,35 ранга).
Наиболее выраженные различия, если говорить только о структуре ценностей-целей, обнаруживаются между группами имеющих и не имеющих детей респондентов, не состоящих в браке (на 0,52 ранга), а наименее выраженные - между группами состоящих и не состоящих в браке респондентов, не имеющих детей (на 0,26 ранга).
Сильно выраженные различия в инструментальных ценностях отмечаются в двух случаях а) при сравнении групп имеющих и не имеющих детей респондентов, не состоящих в браке, и б) при сравнении групп состоящих и не состоящих в браке респондентов, имеющих детей (на 0,46 ранга). Наименьшие различия в структуре ценностей-средств обнаружены между группами имеющих и не имеющих детей респондентов, состоящих в браке (на 0,36 ранга).
Таким образом, фактор «наличие / отсутствие детей» оказывает более сильное влияние на различия структур ценностей, чем
фактор «состоит / не состоит в браке». Причем в первом случае различия касаются структуры как терминальных, так и инструментальных ценностей, хотя несколько интенсивнее различия в ценностях-целях. А во втором случае различия прежде всего связаны со структурой инструментальных ценностей
Выводы
1 В структуре ценностных ориентации группы респондентов, не состоящих в браке и не имеющих детей (несемейных), лидирующее положение занимают такие терминальные ценности, как: здоровье, любовь, наличие друзей, семья и работа, и такие инструментальные ценности, как* образованность, честность, независимость, твердость воли и воспитанность. Ценностные ориентации данной группы отличаются направленностью на межличностные отношения, альтруистические ценности и принятие других, а также высоко ранжируются ценности самоутверждения. Менее значимыми для этой группы, чем для представителей других групп, являются ценности профессиональной самореализации.
Для группы респондентов, состоящих в браке и не имеющих детей (супругов), наиболее значимыми ценностями-целями являются здоровье, семья, друзья, любовь и работа, а среди ценностей-средств - предприимчивость, образованность, твердость воли, терпимость и честность. Ценностное сознание представителей данной группы характеризуется направленностью яа других, межличностные отношения, выраженной ориентацией на деловые качества.
Наиболее значимыми целями жизни для группы респондентов, не состоящих в браке и имеющих детей (живущих неполной семьей), выступают здоровье, работа, материальная обеспеченность, уверенность в себе и семья, а среди инструментальных ценностей лидирующее положение занимают образованность, честность, самоконтроль, предприимчивость и твердость воли. Представители данной группы ориентированы прежде всего на ценности профессиональной самореализации, самоутверждение и волевые качества. Менее значимыми для них, чем для представителей других групп, являются ценности личной жизни и межличностных отношений.
В структуре терминальных ценностей группы респондентов, состоящих в браке и имеющих детей (живущих полной семь-
ей), приоритетное положение занимают ориентации на здоровье, семью, работу, материальную обеспеченность и любовь, а среди инструментальных ценностей наиболее значимы - честность, образованность, твердость воли, предприимчивость и ответственность Представители данной группы отличаются направленностью на семью и профессиональную самореализацию
2 Ценностные ориентации личности претерпевают изменения как под влиянием фактора «вступление в брак», так и под влиянием фактора «наличие детей». Причем, в первом случае различия между группами респондентов, состоящих и не состоящих в браке, прежде всего связаны со структурой инструментальных ценностей, а во втором - различия между группами респондентов, имеющих и не имеющих детей, касаются структуры как терминальных, так и инструментальных ценностей, хотя несколько интенсивнее различаются их ценности-цели.
3. Фактор «наличие / отсутствие детей» оказывает более сильное влияние на различия в структуре ценностей, чем фактор «состоит / не состоит в браке»
4. Состоящие в браке респонденты характеризуются выраженной направленностью на семью Принимая различного рода решения, предпочтение отдается интересам семьи, которая занимает приоритетное положение в структуре ценностей Необходимым в жизни качеством выступает терпимость. Именно это качество позволяет избежать межличностных конфликтов, сохранить целостность супружеской диады. Высокозначимой является ориентация на предприимчивость. Скорее всего она рассматривается в качестве «инструмента» достижения «нормального» материального положения семьи Цели жизни не состоящих в браке респондентов связаны с ориентацией на свободу и получение образования
Жизненные цели респондентов, имеющих детей, направлены прежде всего на профессиональную самореализацию и материальную обеспеченность. Честность и жизненная мудрость в представлении родителей являются необходимыми качествами для достижения целей. Цели жизни респондентов, не имеющих детей, связаны с направленностью на межличностные отношения, друзей, любовь, жизнерадостность и воспитанность.
Литература
1. Абулъханова-Славская КА. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
2. Ананьев КГ. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды /Под ред. А А. Бодалева. М. -Воронеж, 1996. 384с.
3. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал Т. 20. 1999. №5. С. 38-44.
4. Вовченко ОМ. Проблема ценностей в современном мире //Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990. С. 85-90.
5. Гришина КВ. Кризисы и конфликты в жизни человека // Психология: Учебник / Под ред. А А Крылова. М,: Проспект, 1998. С. 356-365.
6. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева М: Эдиториал- УРСС, 1996
47. ЖуравлевА.Л., Журавлева НА Влияние субъективного экономического статуса на экономическое сознание личности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С 221-245,
8. Журавлева НА. Динамика ценностных ориентации различных социальных групп в изменяющихся экономических условиях. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С.228-262.
9. Здравомыслов А.Г., Ядов ВА. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М.: Мысль, 1965.
10. Ковалев А.Г. Психология личности. Л: Просвещение, 1969. 391с.
11. Куницына В.Н. Потребности и мотивы личности //Психология' Учебник /Под ред. А А. Крылова. М: Проспект, 1998. С. 188-195.
12. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924.
13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444с.
14 Лотар Л. О. О ценностях и ценностных ориентацшх в системе идейно-воспитательной работы ССНМ//Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества М, 1990. С. 148-155.
15. Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997. 339с.
16. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Подред. ВА. ЛдоваЛ.: Наука, 1979. 264с.
17 Собкин B.C. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте. Дисс. .. докт. психол. наук. М, 1997. 88с.
18. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М. Наука, 1999 237с.
19. Чупров В.И. Некоторые особенности духовного развития личности студента //Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы / Под общ. ред. Л.К Когана. М.: Молодая гвардия, 1969 С. 273-285.
20. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1994. 534 с.
21. RokeachM- Belef, Atttudes and Values. San Francsco: osey-Bass Co, 1971.
22. Rokeach M. Mature of Human Values. N. Y.: Free Press, 1973.
Социально-психологический анализ феномена деловой женщины
Г.В. Турецкая
Постановка проблемы.Феномен деловой женщины, как и многие другие вопросы, связанные с развитием тендерного направления в психологии;, нельзя назвать неизученным. В разное время, в разных странах, представителями разных научных дисциплин изучались портреты успешных женщин, их профессиональная социализация, особенности женского стиля руководства и психологические различия в стилях делового функционирования мужчин и женщин, адаптация женщины на рабочем месте и т д. Однако, комплексного портрета феномена ни в отечественной, ни в зарубежной психологии по-прежнему не существует. В данной работе мы предпринимаем попытку компилирования {насколько это возможно в заданном объеме) накопленных по данному вопросу психологических знаний,, опираясь на результаты собственного эмпирического исследования, представляющего собой социально-психологическую «реконструкцию» феномена работающей женщины