Стадии психосоциального развития
В теории Эриксона — этапы развития, в течение которых приобретаемый индивидом жизненный опыт предопределяет наиболее важные приспособления к социальной среде и коренные изменения личности.
Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
Хотя Эриксон и соглашался с Фрейдом в том, что ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти (см. табл. 2-2). Как и Фрейд, Эриксон считал, что удовлетворение инстинктов является одной из движущих сил жизни, но не меньшее значение он придавал синтезу эго — упорядочиванию и интегрированию опыта.
Эриксон расширил теорию психосексуального развития Фрейда, чтобы включить в нее то, что он назвал психосоциальным развитием. Тем самым акцентировались воздействия культуры и общества на развитие, а не влияние удовольствия, получаемого от стимуляции эрогенных зон. Ключевым понятием теории Эриксона является приобретение эго-идентичности, происходящее в различных культурах по-разному. Согласно Эриксону, для современной молодежи развитие эго-идентичности, Я-образа и Я-концепции стало более важным и в значительной степени вытеснило фрейдовскую тему сексуальности. Сексуальности в теории Эриксона так же отводится важное место, но только как одной из проблем развития, которая должна быть разрешена в свое время.
Восемь стадий развития по Эриксону. В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек npиспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.
Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликт становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла, на каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.
Таблица 2-2 | ||||
Этапы психосоциального развития по Эриксону | ||||
Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход | |
Стадия 1 (от рождения до 1 года) | Орально-сенсорная | Могу ли я доверять миру? | Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. | Доверие |
Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность | Недоверие | |||
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) | Мышечно-анальная | Могу ли я управлять собственным поведением? | Разумная дозволенность, поддержка., | Автономия |
Гиперопека отсутствие поддержки и доверия | Сомнение | |||
Стадия 3 (от 4 до 5 лет) | Локомоторно-генитальная | Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? | Поощрение активности, наличие возможностей. | Инициатива |
Отсутствие возможностей, неодобрение активности | Вина | |||
Стадия 4 (от 6 до 11 лет) | Латентная | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания | Трудолюбие |
Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки | Чувство неполноценности | |||
Стадия 5 (от 12 до 18 лет) | Отрочество и юность | Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? | Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. | Идентичность |
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания | Смешение ролей | |||
Стадия 6 (ранняя взрослость) | Молодость | Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? | Душевная теплота, понимание, доверие. | Близость |
Одиночество, остракизм | Изоляция | |||
Стадия 7 (взрослость) | Взрослость | Что я могу предложить будущим поколениям? | Целеустремленность, продуктивность | Генеративность |
Обеднение личной жизни, регрессия | Стагнация | |||
Стадии 8 (зрелость) | Зрелость | Доволен ли я прожитой жизнью? | Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. | Целостность эго |
Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью | Отчаяние |
Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
1. Доверие или недоверие. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребиности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.
2. Автономия или стыд и сомнение. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувств самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
3. Инициатива или чувство вины. Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.
4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях;
Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по cpавнению с другими.
5. Идентичность или смешение ролей. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестру, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результат становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.
6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центраным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех прикосновлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.
7. Генеративность или стагнация. Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделять больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направлять
Глава 2. Теории развития человека: введение
свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т. п. 8. Целостность эго или отчаяние. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.
Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние. Модель Эриксона расширяет модель Фрейда в том смысле, что включенные в нее восемь стадий развития охватывают все возрасты человека, Основные аспекты психосоциальной теории Эриксона представлены ниже.
• Эриксон постулирует 8 возрастных стадий, фокусирующих в себе общие для всех людей условия развития, в которые попадает каждый человек на протяжении своей жизни.
• Каждая стадия характеризуется психосоциальным конфликтом, который должен быть разрешен.
• Психологическое развитие происходит в результате взаимодействия между биологическими потребностями индивида и требованиями общества.
• Эриксон расширил рамки своей теории, включив в нее, кроме детства, отрочества и юности, оставшийся отрезок жизни, вплоть до ее завершения.
• Ядром, вокруг которого строится личность, является приобретение эго-иден-тичности.
• Несмотря на то что Фрейд и Эриксон разработали теории в русле психоаналитической традиции, теорию Фрейда можно назвать психосексуальной, тогда как теория Эриксона является, прежде всего, психосоциальной.