На пути к интегративной методологии психологии
(Вместо заключения)
Как было показано (см. главу 2), методология психологии имеет конкретно-исторический характер. В те или иные моменты времени на повестку дня перед психологией встают новые задачи. Соответственно требуется разработка новых аспектов методологии, проработка новых методологических вопросов. По нашему мнению, в настоящий момент на первый план выходит разработка интегративной методологии психологической науки.
Разработка отдельных вопросов методологии (даже таких воистину судьбоносных для психологии как проблема предмета, метода, объяснения и т. д.) взятых сами по себе не позволяет принципиально изменить ситуацию в методологии. Это привело к выводу, что методологические проблемы должны решаться в комплексе, что ставит на повестку дня разработку интегративной методологии. Под интегративной методологией понимается общая методология психологии как непротиворечивая концепция, трактующая проблемы предмета, метода, объяснения, теории и т.д. в их взаимосвязи. Вне учета подобной взаимосвязи не может быть достигнуто существенное дальнейшее продвижение в разработке этих (и многих других) важнейших методологических вопросов современной психологии. Прогресс в разработке тех или иных методологических вопросов приводит к необходимости возвращения на новом уровне к новому анализу уже обсуждавшихся вопросов. Это предполагает наличие некоторой общей модели, что мы и называем интегративной методологией (или концепцией общей методологии психологии). Интегративная методология предполагает построение общей методологической концепции, в которую должны быть включены методологические концепции предмета психологии, ее метода, психологической теории, объяснения и т. д.
Понятно, что разработка интегративной методологии психологии представляет собой сложную задачу, требующую значительного времени и усилий. В этой связи возникает важнейший вопрос: может ли быть предложена в настоящее время какая-то модель, каковую можно рассматривать в качестве основы при попытках разработки интегративной методологии? Очевидно, что интегративная методология психологии должна, как минимум, удовлетворять следующим требованиям: 1) должна быть достаточно широкой, т. е., как минимум, включать в себя основные названные компоненты методологии (предмет, метод, теория, объяснение и др.); 2) должна иметь достаточно универсальный характер в том смысле, что должна быть приложима к широкому кругу психологических концепций.
Как нам представляется, на основе предложенной модели становится возможной разработка интегративной методологии. Как нам представляется, интегративная методология психологии представляет собой прообраз новой общей методологии психологической науки. Отметим, что необходимость разработки общей методологии вытекает из того, что разработка отдельных вопросов методологии наталкивается на существенные трудности. В рамках целостной модели эти отдельные вопросы трактуются совершенно по-иному. В рамках такой модели становится очевидным, что метод, к примеру, должен рассматриваться непременно как имеющий уровневое строение, что между предтеорией как системой исходных представлений исследователя и теорией как результатом научного поиска существуют совершенно определенные отношения, что определенная трактовка предмета психологии обязательно (через предтеорию) представлена в рамках этой модели и т.д. По нашему мнению, такое понимание методологии будет способствовать дальнейшей продуктивной разработке конкретных методологических проблем и вопросов.
Специально подчеркнем, что интегративная методология никоим образом не отрицает коммуникативной методологии. Напротив, интегративная методология позволяет углубить проработку коммуникативной методологии. Интегративная методология, по нашему мнению, составляет ядро всех составляющих методологии: когнитивной, коммуникативной и практической. Вышеназванные составляющие методологии представляют специально ориентированные под решение определенных задач приложения интегративной методологии.
Как нам представляется, разработка интегративной методологии является на настоящий момент наиболее актуальной задачей в области методологии психологической науки.
Содержание
Введение.. 3
1. ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ.. 5
1.1. ПСИХОЛОГИЯ В ПОИСКАХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ.. 5
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ 69
1.2.1. Развитие методов психологии (ранние этапы) 69
1.2.2. Становление метода самонаблюдения. 77
1.2.3. Становление метода эксперимента. 124
2. КрИзиС в психологии.. 156
3. СОВРЕМЕННАЯ Методология научной психологии: актуальные проблемы 178
4. Когнитивная методология. 196
4.1. Проблема парадигмального статуса психологии.. 196
4.2. Проблема предмета. 210
Предмет психологии: ближайшие перспективы.. 229
4.3. Проблема метода. 237
4.4. Проблема объяснения в психологии.. 282
5. КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 311
6. Методология психологической практики.. 343
7. АКтуальные проблемы методологических исследований и разработок. 357
На пути к интегративной методологии психологии.. 369
(Вместо заключения) 369
Содержание.. 371
Научное издание