Психологические теории внимания.

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо.

Теория внимания Рибо

Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием.
Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма.
Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания.

Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.
Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела.

Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела:лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.
Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания.

Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания..

Теория установки Д.Н. Узнадзе

Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми.

Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека.
С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации.

Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация").

Концепция П.Я. Гальперина

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа,мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительскаяи контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3.В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный актвыделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты,разработать и реализовать соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Н. Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под «объемом сознания» и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

22. Память. Общее представление о памяти.

Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

1.Память лежит в основе способностей человека

2.Это условие научения и приобретения знаний.

3.Способность к получению и хранению жизненного опыта.

Памятью обладают все живые существа. У животные выделяется генетическая память ,которая передается по наследству и механическая, которая появляется в течении жизни.

В основе памяти лежит возникновениенервных связей – ассоциаций.

Память – это запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Память челове­ка можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции:

запоминания, сохраненияи воспроизведения информации.

Запоминание - это сохранение в памяти новой информации.

Бывает преднамеренное и непреднамеренное. При запоминании очень важен элемент заучивания – многократное повторение материала до полного запоминания.

Для запоминания информации важна степень осмысленности.

1.Механическое запоминание – без опознавания.

2.Осмысленное запоминание – основано на логических связях и связано с мышлением.

Приемы запоминания

1.Деление на части.2.Образы.3.Выделение главного.

Речь как мощное средство запоминания, спо­соб хранения информации в виде текстов и разного рода техни­ческих записей.

Сохранение -более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.

1.Динамическое – проявляется в оперативной памяти, материал мало изменяется

2.Статическое – проявляется в долговременной памяти. Материал подвергается переработке.

Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Обе эти стороны важны для личности. Вся ненужная информация забывается.

Процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, — это забывание.Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей — это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. (постепенно, вначале четкость, затем объем).

Причины забывания:

1.Нет подкрепления, нет повторения.2.Непрочные знания.

3.Явление реминисценций – смутное воспоминание, неспособность воспроизвести.

4.Непонятность материала.5.Большой объем.

6.Отсутствие интереса.7.Степень трудности.

8.Явление ретроактивного торможения – влияние следующей деятельности на материал, воспринятый в предыдущей деятельности.Нужно чередовать трудный и легкий материал.

9.Возраст.10.Различные психические и физические травмы.

11.Ретроградная амнезия.

Воспроизведение.

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

Собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие. Материал как бы сам всплывает в памяти.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

Процесс воссоздания образа, воспринимаемого ранее. Происходит вне объекта. Формы:

1.Припоминание – припоминается тот или иной момент.

Припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание требует волевого усилия, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли. Ведущую роль играет опора на ключевое слово.

2.Воспоминание – воспоминание образов прошлого.

3.Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта. Бывают ошибки узнавания. Узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта. Например, при подготовке к экзамену студенту достаточно бывает посмотреть на выученный материал одну-две минуты и он может его правильно воспроизвести. Это есть первый уровень воспроизведения;

Наши рекомендации