Вопрос: Вы думаете, что фильм мог бы играть с разумом зрителя, принимая во внимание то, что было игрой, а что нет?
Интервью с Дэвидом Кроненбергом
Вопрос: Откуда пришла идея eXistenZ, о чём этот фильм?
ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ: Всё начиналось интересно. Я работал над интервью с Салманом Рушди для канадского журнала Shift, и перед беседой у меня возникла мысль о том, что я мог бы захотеть снять фильм, отражающий данную ситуацию, рассказывающий о том, как писатель, написавший, по его ощущению, что-то относительно невинное и вдруг обнаруживающий, что приговорён за этот труд к смерти воинствующей исламистской группировкой. И я подумал, что это довольно драматичная и травмирующая ситуация, которую как писателю(сценаристу), мне было интересно исследовать. Особенно после таких фильмов как Naked Lunch, я действительно, как и Берроуз, работал над вопросом отношений между писателем и тем, что он создаёт. Тем, что он выпускает живые вещи в мир, и они могут вернуться, являясь тебе разными путями или преследуя тебя, как в случае с Рушди. И когда я пришёл на встречу с ним, он не оказался полностью невинным. Я отметил это для себя, и мне понравилось с ним общаться – он великолепный писатель и отличный парень. Мы говорили о многих вещах, включая дискуссию о том, могут ли игры быть произведениями искусства, могут ли разработчики игр считаться художниками, и это действительно заставило меня задуматься о том, чтобы сделать разработчика игр главным героем фильма, описывающую ситуацию, схожую с ситуацией Рушди, в которой разработчик игр был приговорён за то, что он, а в конечном итоге она, в фильме, сотворила. Я изначально не намеревался показывать в фильме, что она разрабатывает, но когда я начал писать, то стало очевидно, что я был обречён играть в игру, чтобы попасть в неё, чтобы увидеть что она собой представляет, и так постепенно изменился весь сюжет.
Так что у нас была создательница игр бегущая от группы фанатиков, которые желают её убить за разработанную ей игру, и в то же время узнать, работает ли игра – по воле случая она бежит с охранником, и так мы оказываемся на множественных уровнях реальности.
Я действительно думаю, что ситуация наподобие ситуации Рушди, была конфликтом реальностей с его реальностью. И эта исламистская группировка имеет представления об искусстве в том, что вы могли бы сказать, и что было бы правильным говорить и исследовать искусству, а что нет – это казалось неразрешимым конфликтом, конфликтом различных реальностей. И конечно, когда вы говорите об игре, особенно в дни компьютерных игр и виртуальной реальности, вы тут же говорите о различных реальностях и различных уровнях реальности, и, кажется, всё это работает очень хорошо и очень здорово, и в иносказательном плане это то, о чём снят фильм.
Вопрос: Вы думаете, что фильм мог бы играть с разумом зрителя, принимая во внимание то, что было игрой, а что нет?
ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ: Определённо, я видел эффект фильма – когда люди выходят, то не понимают, где они в сущности, они не уверены, что соприкасаются с реальностью, или кем в реальности являются, или кто играет в игру, а кто нет. Я не знаю, как мог бы ещё описать альтернативную реальность, если бы вы не побывали в игре – это может исчезнуть в другом интересном месте – это было бы совсем не то.
Один из волнующих вопросов входа в игру по фильму заключается в том, чтобы понять, что является реальностью: до какой степени мы создаём свою собственную реальность, до какой степени мы все являемся персонажами в нашей собственной игре, и мы все играем определённые роли и можем сменить их в определённой степени. И, становясь старше, вы начинаете понимать – становится очень сильным и осязаемым то, что люди отличаются от своих персонажей почти так, как если бы они написали их. Вы решаете, что вещи апеллируют к вам, о положении вашего проекта себя в социуме, и тому подобное, и мы все играем определённые роли и можем изменить их, поменяв их в определённой мере. Гейминг – когда ты являешься актёром в своей частной игре – может направить тебя в противоположную сторону, принимая себя в качестве актёра, и кого-то, кто пишет свою собственную роль.