Характерисктика размеров управленческой команды
Определение оптимальной численности команды - это единство и борьба противоположностей. С одной стороны, увеличение численности команды позволяет использовать знания и опыт многих людей. А с другой стороны, повышение продуктивности командной работы, расширение и углубление вовлеченности в работу и достижение высокой индивидуальной эффективности членов команды - эти установки настраивают на небольшую численность команды.
Большинство специалистов сходятся на том, что число членов команды в идеале должно составлять 7±2 человека. Это, видимо, связано с объемом так называемой оперативной памяти — то количество единиц информации, которое мы можем воспринять, не считая. Поскольку каждый член команды, взаимодействуя, постоянно наблюдает за другими, это отнимает так много времени в больших группах, что люди не успевают выполнять свою работу.
С ростом численности команды меняются и ее основные характеристики: снижается степень сплоченности и возрастает степень напряжения, о чем свидетельствуют показатели таблицы 11.1.
Таблица 11.1
Изменение характеристик команды[22]
Сравнительные показатели | Число членов | Изменение характеристик | |
Степень сплочения | Степень напряжения | ||
1 (более всего) | 2-6 | Незначительные требования и структуризация, лидерство нестабильное | |
7-12 | Начинается структуризация группы и дифференциация ролей. Сокращаются непосредственные контакты | ||
12-25 | Структура группы и дифференциация ролей приобретают жизненную важность. Появляются подгруппы | ||
25 и более | Подгруппы принимают определенную форму. Появляется неформальное (анонимное) лидерство. Упорядочиваются стереотипы и стандартные ситуации, возникают затяжные конфликты |
При этом большая группа начинает разделяться на подгруппы, а в них начинает проявляться неформальное лидерство.
Профессор МГУ Виханский О.С. отмечает: «…В маленьких по размеру группах возникает больше сложностей с достижением соглашения и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержано и концентрированно…»[23]. То есть главным является то, как поставлена работа в команде и каким образом поддерживается установленный порядок.
Но управленческая команда, как и любая открытая система имеет тенденцию к росту. Например, по мнению президента Центра Организационной Поддержки Рассела Айзенштата и профессора бизнес-администрирования Гарвардской Школы Бизнеса Майкла Бира всё чаще возникает необходимость привлечения в команду относительно посторонних для организации людей: «…Более того, всё больше требуется командная работа, не ограничиваемая рамками компании и требующая привлечения потребителей, поставщиков и отраслевых партнёров…»[24].
Специалисты считают, что минимальное количество членов команды способствует облегчению коммуникационных связей внутри команды, а максимальное количество членов команды улучшает качество принятых решений. В подтверждение своих слов они приводят следующую формулу[25]:
, где
ЧПВ – число возможных персональных взаимодействий; n – количество членов команды.
Таким образом, в команде из восьми членов число возможных взаимодействий, приходящихся на каждого, составляет 28, а в команде из трёх членов – только 3. Каждое дополнительное взаимодействие содержит потенциальных конфликт, соответственно, чем их больше, тем больше вероятность возникновения конфликтов между членами команды. Если же в команде большое количество сотрудников (более 12), то велика вероятность разделения команды на неформальные группы, что отрицательным образом скажется на эффективности командной деятельности. Вышеуказанные исследователи резюмируют свои размышления следующим образом: «…Наиболее разумным было бы иметь команду как можно меньше по численности, однако достаточно большую, с тем, чтобы компетентность её членов соответствовала требованиям поставленной задачи…»[26]. То есть размер команды должен определяться и сложностью работы, которую необходимо выполнить.
Специфические недостатки больших групп представлены на рисунке 11.5, среди которых, наряду с потерей управляемости, следует выделить рост конформизма и снижение толерантности[27]. Кроме того, в большой команде нивелируются личностные качества ее членов и размываются их роли в большой группе, умаляя личности людей.
Снижается управляемость, обусловленная психологическими возможностями человека удерживать во внимании более 9 объектов одновременно | Давление, которое приводит к конформистскому поведению членов группы | Жестко детерминированная структура группы снижает толерантность по отношению к сотрудникам | |
Большая группа | |||
Нивелируется личность | Человек лишается осознанной роли | ||
Рис. 11.5. Недостатки больших групп
Для хорошо налаженной системы управления число десять считается идеальным для первичной структуры организации любого рода. Так, в хорошо управляемой и слаженной римской армии во главе каждого уровня стоял свой командир, которому непосредственно подчинялись десять человек.
Как установлено Мередит Белбин «Команда из восьми человек реализует свой потенциал только при том условии, если она будет хорошо структурирована и роль Руководителя будет исполнять умный и волевой человек. А члены команды будут точно подобраны и проинструктированы так, что все восемь командных ролей займут игроки, способные справиться с порученными им ролями»[28].
Но наиболее компетентные менеджеры способны успешно действовать как в основной, так и в запасной командной роли. По этой причине, минимальное число членов команды, необходимое для исполнения всех командных ролей, может быть равно четырем. Но столь малый состав команды справляется с работой, когда в команде все в порядке, игроки гармоничны и положительны во всех отношениях; но если в команде что-то не клеится, наладить взаимодействие игроков чрезвычайно сложно. В моменты кризиса четверка становится неуравновешенной. Команда из четырех человек, даже если руководитель избран самими игроками, чаще всего трансформируется в группу без лидера.
Команда, состоящая из шести человек, представляла собой дееспособную и устойчивую группу. В этом случае функциональное распределение обязанностей позволяет каждому члену команды очертить свою рабочую территорию, и это избавляет команду от конфликтов, которые могут порождаться пересечением обязанностей. Шесть игроков - оптимальная численность команды.
Уменьшение численности команды приводит к нарастанию неустойчивости и доминированию специфических черт отдельных личностей. Руководитель команды из трех игроков, скорее всего, представляет собой начальника с двумя подчиненными, а не команду. С другой стороны, в команде из трех человек каждый из членов команды обладает полномочиями, распространяющимися на всю сферу деятельности организации. Три члена команды, по наблюдениям специалистов, могут проводить твердую политику, но малейшие персональные изменения могут очень негативно отразиться на сплоченности «тройки».
Словом, золотая середина, истина в части, касающейся численности команды, лежит в районе цифры «шесть», что отражают графики зависимости устойчивости и вовлеченности, приведенные на рисунке 11.6.
Успешность управления командой во многом определяется сбалансированностью показателей приведенных на рис. 11.7.
Среди различных вариантов управления можно выделить три основные формы, модификации которых широко распространены во всех сферах производственной и творческой деятельности команд:
основанное на управлении талантливым лидером-профессионалом «уникальной пробы»;
основанное на коллегиальном принятии решений специалистов-профессионалов;
основанное на выработке решений совещательным органом, мнение является определяющим для остальных членов команды.
Численность
10 |
6 |
Характеристика команды
Рис. 11.6. Сочетание устойчивости команд и вовлеченности ее членов
▪ численность команды | ||||||||
▪ уровень сработанности команды | ||||||||
▪ специфика сферы деятельности команды | ||||||||
▪ уровень профессионализма членов команды | ||||||||
▪ условия поставленной перед командой задачи | ||||||||
▪ характер межличностных отношений в команде | ||||||||
▪ равнозначность мотивации всех членов команды | ||||||||
▪ конструктивные лидерские качества руководителя команды | ||||||||
▪ ориентация основного объема работ на членов команды, имеющих узкую специализацию | ||||||||
Рис. 11.7. Показатели управления командой
Контрольные вопросы и задания